Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Бессоюзные присоединительные конструкции





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы (чаще всего парцеллированные), по своим функциям делятся на четыре группы: 1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании; 2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания;

3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой;

4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.

1. Присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании, функционально разнообразны, ими могут быть любые члены предложения, как главные, так и второстепенные. Например:Сейчас же произведения классиков легкодоступны, есть практически в каждой семье, плюс многочисленные передачи по радио и телевидению, театральные постановки. Наконец, обязательная школьная программа по литературе(Гейч.); Я бы тогда пошел к вам в сотрудники. Мы бы не теряли время на превращение березы в ольху. Озимой пшеницы в яровую. Овса в овсюг.Потому что знали бы, что возможно, а что нет (Аст.); Он был точно таким, каким мы его оба себе представляли: демократичным, контактным, непринужденным. Умеющим слушать. Никуда не спешащим. Позволяющим спорить с собой(газ.)

Конструкции с присоединяемым глагольным сказуемым воспринимаются как присоединенные части сложного предложения или предложений переходного типа. Например: Он любил литературу, много читал, сочинял стихи. Увлекался шахматами и спортом(газ.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился(Н. И.); — Ну, ладно, сказал дед. Пойду-ка посижу у себя. Оденусь(Н. И.); Вспомнил, что вчера истратил чуть ли не два доллара. Испугался(Н. И.); Журавлев оглядел присутствующих, хотел что-то сказать. Не сказал(Ток.); И этот жар от перегревшейся земли был знаком. Вспомнился(Кар.).

2. Наиболее распространены бессоюзные конструкции, осложняющие основное высказывание отношениями пояснения и уточнения. Они конкретизируют значения как главных, так и второстепенных членов основного высказывания. Передаваемые ими смысловые оттенки очень разнообразны и зависят от смысловых отношений присоединительной конструкции с уточняемым или поясняемым словом. Например: А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу(Сол.);Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день(Ток.); Дай мне капли, слабым голосом произнесла Софья Павловна.— На столе. Около чернильницы(Н.И.); Потом расскажу. При встрече(Чак.); Всегда он таким был. С детства(Н. И.);

Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем высами (Чак.); Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого(Н. И.); — Материя-то ничего, небрежно заметила Лида, но сшито отвратительно. Мешком(Н. И.); В Курцовске, куда тебя направляют, завод будет почище нашего. По последнему слову техники(Г. Ник.); Я затаился потому, что мне хотелось услышать их разговор. Именно поэтому(Чак.); Мамочке купил теплый платок. Пуховый(Н. И.); Я не рассказал о лондонцах. Об англичанах(Обр.); Надо думать о Володе. О сыне(Н. И.).

3. При повторении в присоединительных конструкциях члена основного высказывания возможно распространение его с целью сообщения ему дополнительной характеристики или расширения содержания. Повторение слова усиливает значение члена основного предложения — подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения. Например: Помните, Наташа, у вас голос. Хороший голос(газ.); Кто-то должен был ее утешить. Немедленно утешить(Н. И.); Таня быстро научится писать декорации. До удивления быстро(Н. И.); Он только сейчас сообразил, что Светлана еще не понимает его идеи. Его гениальной идеи!(Рек.).

4. Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут содержать лишь второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), отсутствующие восновном предложении: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде(Ток.); За столом, к которому подходил Лосев, сидел художник лет тридцати с небольшим... Сидела еще дама. Миловидная, очен аккуратно одетая, строгая(Кар.); Там, в Москве, отныне вас ждет дом и ваша собственная в нем комната. С балконом, который смотрит в тихий переулок(Кар.).

В конструкции происходит разрыв возможных синтаксических объединений, в результате чего оторванные элементы получают большую смысловую нагрузку, так как приобретают грамматическую самостоятельность, становясь отдельными высказываниями. Например: Я не знаю, ведет ли дневник девочка, похожая на Анну Франк, но если ведет, то эту встречу она обязательно запишет в него. На память. Не для себя, а для других(газ.). Возможное синтаксическое сочетание запишет на память..., члены которого связаны по способу подчинения, оказывается разорванным. Зависимая часть, превратившись в отдельную конструкцию, приобрела характер присоединения.

Присоединенные второстепенные члены выполняют функцию добавочного сообщения, т. е. приобретают дополнительную предикативность. Например: И она запела. Сначала тихо, потом громче(Фраерм.). Такое членение текста дает возможность сосредоточить внимание на самом действии — она запела. Значение глагола здесь усиливается, так как оторванные члены предложения как бы предполагают его повторение: И она запела. Запела сначала тихо, потом громче. (Ср.: И она запела сначала тихо, потом громче. Логически выделяются именно второстепенные члены, т. е. внимание сосредоточивается на качестве действия, а не на самом действии.)

Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут выражать отношения определительные, определительно-обстоятельственные, причинно-следственные, временные, пространственные, объектные и т. д.: Оно[пальто] висело в шкафчике. Моем(Дем.); С отцом приехал. По вербовке(Чак.); Для такого дела мы не годимся. Стары(Чак.); Он, Калитин, откроет им глаза. Заодно расскажет о себе, о мыслях своих, о борьбе. Сурово, без прикрас(Н. И.); Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором(Купр.); После всех этих радостей хорошо бы, конечно, лечь спать. Не на вагонную полку, а в нормальную человеческую постель с простынями(Н. И.).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.