Одна из попыток дать периодизацию развития телевидения, но только отечественного телевидения, была предпринята И.Г. Кацевым в его недавно изданной «Истории российского телевидения 1907–2000 гг.».
Автор предлагает следующую трактовку телевизионной истории. С его точки зрения, хронологию развития телевидения следует делить на 4 этапа.
Первый (1907–1957) объединяет в себе начало технических экспериментов, собственно, создание телевидения, начало вещания и освоение специфических выразительных средств. Таким образом, типологизирующим основанием в хронографическом выделении этого периода являетсяколичественный признак – телевидение становится средством массовой коммуникации за счет широкого своего распространения.
Второй период (1957–1970) означает постепенное обретение телевидением собственных средств выразительности, превращение его в самостоятельный механизм «качественной трансляции» событий в стране и мире.
Выделение этого периода словно порывает с прежней, количественной методологией оценки эволюции телевидения и переносит акцент на творчески-художественную его основу. Количественный рост, стало быть, утрачивает свою актуальность? Вряд ли с этим можно согласиться.
Третий этап (1970–1985) обозначен автором как время наиболее жесткой цензуры, славословия, пропаганды.
Вопрос, вероятно, в другом: телевидение, обретя вполне конкретные черты важного средства массовой коммуникации, неизбежно начало использоваться государством для пропаганды собственной идеологии. Если это утверждение верно, тогда возникает противоречие с предъявленным в первом тезисе критерием массовости: 1 миллион телезрителей является достаточным для обозначения средства информации как «массового». Но критерий массовости заключен и вдругом: в признании телевидения самостоятельным, мощным социальным институтом, чья деятельность серьезно влияет на идеологическую и психологическую атмосферу в обществе.
Наконец, четвертый этап (1985–2000) характеризуется с точки зрения организационных изменений «застоем, сумятицей» – и появлением частных телекомпаний. Творческий процесс был ознаменован поиском новых форм, любопытных художественных решений, свободой авторского самовыражения. Однако общее впечатление от характеристик этого периода – сумбур, снижение профессионализма, примитивизация.
Критерий подобной оценки – субъективно-эстетический, явно не сообразуется с предыдущими подходами.
Поэтому эволюция телевидения, согласно этой логике, прослеживается от технологических – к политическим, а от них – к социальным приоритетам в своем развитии. Такой подход дает возможность учитывать все стороны рассматриваемого материала.
Кацев И.Г. История российского телевидения (1907–2000). М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2004.