Небольшие телеканалы, обладая креативностью, энергией и не боясь привлекать молодых и мало кому известных ведущих и актеров, в последние годы стали настоящим инкубатором звезд и идей. «6 кадров» и «Даешь молодежь!», ориентированные на два разных поколения, «Интерны», творчески переосмыслившие опыт заокеанского коллеги Хауса, Comedy Club, который, как его ни ругай, в свое время практически явился символом новой волны в телеюморе, эзотерические пассажи «Настоящего мистического», голые и смешные девицы ДТВ, аниме «2x2» – это пестрый винегрет, в котором каждый может найти то, что ему по вкусу.
Большинство каналов второго и третьего эшелонов ориентируются на молодую аудиторию, а значит, обеспечены постоянным притоком новых зрителей. По пути «воспитания юношества» пошел и ТНТ. В период своего восхождения в середине 2000-х он был окружен скандальной аурой, поскольку для многих ассоциировался прежде всего с «Домом-2». Однако ряд креативных проектов позволил завоевать солидные рейтинги. И пусть до успехов СТС – основного конкурента – ТНТ пока далеко (реклама в прошлом году принесла ему 9,7 млрд рублей), темпы увеличения доходов говорят сами за себя: с 2007 по 2010-й они повысились на 56%.
Каналы, работающие для подрастающего поколения, интересны рекламодателям, и, кроме того, у них есть важный плюс: выросшая на них аудитория и в дальнейшем может сохранить культурные пристрастия юности.
20-30-летние, наиболее активный и успешный слой населения, «ящик» почти не включают – чаще они ищут интересующие их новости и передачи в Интернете. По статистике «TNS Россия», наши соотечественники, имеющие доступ во Всемирную сеть, смотрят телевизор на 17% реже тех, кто ею не пользуется. В Москве этот разрыв еще больше – 26%. Интернет-юзеры не чувствуют потребности в теленовостях, обладая куда более полным и нецензурируемым источником информации о событиях в стране и мире.
Но у России есть уникальное отягчающее обстоятельство: в условиях самоцензуры наши федеральные телеканалы крайне ограничены в выборе актуальных новостных и общественно-политических передач. А ведь основу привлекательности таких зарубежных гигантов, как NBC News, ABC News, CNN, BBC World News, составляет именно политика.
Расти только в развлекательном плане невозможно. Осознавая это, Первый канал пытается восполнить пробелы, внося в развлекательные программы неполиткорректные шутки. Однако выглядит все довольно фальшиво. «Вот бесстрашная сатира на крупных политических деятелей других государств – Тимошенко, Саакашвили и т.п., – иронизирует теле- и радиоведущий Виктор Шендерович. – То же самое и «Поединок» Владимира Соловьева: с одной стороны – смелый ведущий, с другой – близкий друг всей Старой площади». И при этом именно «Поединок» наглядно демонстрирует потребность людей в политических передачах: у него неизменно рекордные для «России-1» рейтинги.
В современных условиях парадигма формирования телеконтента формулируется иначе: «для каждого и для всех». Прежний тренд отношений между аудиторией и вещателями, основанный на массовом сознании и коллективной традиции восприятия, трансформировался в ориентированный на конкретную индивидуальность потребителя информации алгоритм творческой деятельности субъектов телевизионного вещания.