Современные телепрограммы как бы совмещают в себе профили всех существующих издательств, объединенных на бaзе фантастической типографии в эфире. И до тех пор, пока все передачи будут адресованы всем телезрителям, до тех пор, пока основным критерием не станет разнообразие интересов и уровней аудитории, телевидение останется уравнением с 40 миллионами неизвестных. И попадание его передач будет носить случайный характер.
Очевидно, каждый участок вещания должен иметь свою собственную аудиторию, так сказать, своих «постоянных подписчиков». Но чтобы обеспечить себе подписчиков, вероятно, в чем-то придется менять и самый характер вещания. В чем же?
«Советская культура», 1965, 16 января
Страница 28
Страница 38
«Советская культура», 1965, 1 апреля
КИНО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ТВ и политика тиража
Портативные транзисторные телевизоры и появление домашних видеомагнитофонов, дающих возможность каждому зрителю иметь у себя дома видеотеку, наподобие обычной библиотеки, окончательно закрепят процесс дифференциации и создания специализированных программ, рассчитанных на самые различные вкусы и уровни подготовки. Все это не может не привести к тому, что со временем телезритель будет иметь такое же право свободного выбора, каким располагает сегодня читатель. Телезритель получит возможность сам себе создавать программу.
(нишевое)
Страница 50
Сложилось принятое в индустрии деление этих телеканалов на три группы: первая группа – федеральные универсальные каналы «Первый канал», «Россия», НТВ; вторая – основные сетевые каналы СТС, ТНТ, среди которых универсальным является один – «РЕН ТВ»; третья – остальные общедоступные телеканалы, среди которых большинство являются специализированными, – ТВЦ, «Культура», «Домашний», «Спорт», «МУЗ ТВ», MTV, «ТВ3», ДТВ, «Петербург5 канал», «Вести», «Euronews», «2 2», «Звезда», «7ТВ».
Развлекательный контент широкого профиля доминирует у большинства общедоступных каналов. Их основное программное наполнение – фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы, документальные фильмы и т. д. И хотя многие из них имеют определенную тематическую, жанровую и стилистическую специализацию и даже аудиторную нишу, в целом они являются достаточно универсальными развлекательными каналами.
Телевидение становится заметной частью складывающейся в условиях глобализации индустрии развлечений, работающей на обслуживание свободного времени. Как это ни удивительно, в этом развитие российского ТВ весьма точно повторяет общемировые тренды, в соответствии с которыми именно телевидение стало движущей силой становления новой мощной ин дустрии СМИ и развлечений (CooperChan A. Global Entertainment Media. Content, Issues, Audiences. London, 2005; Thussu D. News As Entertainment. The Rise of the Global Infotainment. London, 2008; Долгин А. Экономика символического обмена. М., 2006). Ключевые характеристики российского ТВ определяются одновременно общими тенденциями развития телевидения на глобальном уровне и тенденциями развития российского общества, его политическими и экономическими особенностями.