Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Уровни эстетического сознания, их взаимосвязь и функции.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Уровни эстетического сознания.

 

Специализированное эстетическое сознание подразделяется на два подуровня:

- его носителями являются люди, занимающиеся художественным творчеством;

- представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики.

В соответствии с уровнями эстетического сознания проявляется его особенности с позиций характера отражения действительности. Поэтому имеет место:

- чувственно-эмпирическое отражение. Здесь формируются эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление;

- рациональное отражение. Его составляют эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы.

 

В основе сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии, которая исторически сложилась как общественная потребность выживания человека в мире. Любая эстетическая потребность приобретает предметный характер.

 

 

Эстетический идеал.

 

Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве «духа эпохи» (М. Дворжак), «правды жизни» (В. Соловьев), или более глобально в форме «культурного образца» или стандарта ценностей» (Манро).

В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы.

Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому.

Эстетическое сознание в целом, его любой элемент имманентно заключает в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский - это игра, понятие, образец, представление.

 

Особенности эстетического идеала:

 

- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;

- определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;

- связан с характером отражения действительности в идеале;

- заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;

- определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;

- способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.

 

В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:

 

- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности;

- создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего;

- выступает как норма, образец и как должное;

- служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.

 

Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.

 

Эстетический вкус.

 

В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин «вкус» впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус - это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

 

Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название «суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная.

 

Эстетические чувства.

 

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.

Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер. В эстетическом же восприятии объективная действительность отражается особым образом - в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми явлениями.

 

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.

 

Система эстетических категорий; эстетическое как метакатегория.

 

Эстетические категории - это не только более обобщенные понятия, охватывающие собой более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, посредствующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий, рациональная форма разрешения этих противоречий. Эстетические категории - алгебраическая форма, обобщенно выражающая арифметические (конкретные) подробности эстетических проявлений материальных и духовных процессов.

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет постичь искусство во всей его сложности и многообразии, помогает более точно и гибко сформулировать законы эстетического и художественного освоения мира.

 

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики.

 

Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики — прекрасного — предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств). в истории эстетики сложились пять теоретических моделей эстетического.

 

1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая): эстетическое — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Концепция божественной природы эстетического нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы.

 

2 модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): эстетическое — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.

 

3 модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая): эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок.

 

4 модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): эстетическое — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории; 4) природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

 

5 модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пятая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества как рода.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.