Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Художественное произведение и художественный текст.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Художественный текст — первая ступень бытия искусст­ва. Художественный текст — носитель концептуально нагруженной и ценностно ориентированной информации, физическое бытие социально значимой художественной мысли. Вне потребления существование худо­жественного текста неполноценно, он существует лишь как потенциаль­ное произведение.

Художественный текст несет в себе мысль и в пластической форме, и в форме идей, не опосредованных изображением. Смысловой центр текста может смещаться в сторону изобразительного, или непластического, соб­ственно интеллектуального начала. Нельзя ни отвергать, ни преувеличи­вать ни одно из этих начал в тексте. Так, в живописи или скульптуре на­звание заключает в себе непластический аспект содержания. В литератур­ном тексте наряду с изобразительным началом всегда присутствует и не­пластическое. Последнее особенно развито в интеллектуальной литера­туре (Фриш, Дюрренматт) и в символических образах. Лессинг убеди­тельно опроверг положение «поэзия — говорящая живопись».

Существуют три разновидности текста:

 

Научный текст (научный труд, доклад, сообщение, лекция) не тре­бует интерпретации он прочитывается однозначно благодаря одно­значности смысла и определенности значения научных терминов

 

Практический, деловой текст (письмо, документ, репортаж), ин­терпретация которого обусловливается коммуникативной ситуацией

 

Художественный текст, интерпретация которого предполагает а) выявление его аналогии с действительностью «посредством подо­бия», б) понимание в контексте культурной традиции Художественный текст может иметь множество прочтений Но его многозначность (амплитуда колебаний вокруг «оси» смысла) имеет пределы За предела­ми крайних точек этой амплитуды прочтение становится неадекват­ным тексту Восприятие художественного текста вариативно, но текст содержит инвариант этих разночтений и дает устойчивую про­грамму художественного восприятия, обусловленную его объективным содержанием (художественная концепция и ценностные ориентации). Для художественного текста характерно: 1) завершенность, невоз­можность вмешательства извне, 2) изменчивость смысла благодаря из­менчивости исторического и культурного контекста, а также благода­ря «диалогу» текста с разными рецепционными группами с разным лич­ностным сознанием; реципиент, воспринимая художественный текст, вовлекается в сотворчество, рождающее дополнительный смысл; 3) об­разование поля сообщения как специфической среды художественного общения, 4) предмет, о котором идет речь в тексте, вне этого текста не существует, 5) поле отношений, на основе которого возникает обще­ние реципиента с художественным текстом, не существует до восприя­тия этого текста Отношение к тексту реципиента — толкование (ин­терпретация).

 

Знак — минимальная единица художественного текста. Знак должен быть узнан, а высказывание — понято. Система высказываний составляет художественный текст, несущий художественную концепцию, подлежа­щую интерпретации и оценке.

 

Художественный текст складывается из художественных образов, а последние — из знаков. Однако на каждом этапе перехода на более высо­кий уровень (от знака — к художественному высказыванию, то есть к об­разу, от системы образов — к художественному тексту) происходит каче­ственный скачок, снятие предшествующего уровня, возникновение и при­ращение нового смысла и новых значений художественной мысли.

 

Художественный текст — замкнутая система.

2) Художественное произведение — социально функционирую­щий текст, вторая ступень бытия искусства.Художественный текст в процессе социального бытия обретает статус произведения (замкнутая система становится разомкнутой, социально функционирующей). В худо­жественном произведении сочетается знаковое и незнаковое: из знаков путем качественного скачка складывается художественное высказывание — художественный образ (незнаковое образование); из образов склады­вается художественный текст (новый скачок), включение которого в соци­альное функционирование превращает его в произведение (метазнак ху­дожественной культуры). Произведение отличается от текста тем, что оно есть функционирующий разгереметизированный текст, имеющий смысл (художественная концепция) и предметное значение (ценность для чело­вечества). Текст становится произведением, если не ждет своего часа в столе писателя, не пылится на полке книжного магазина или в запаснике музея, а социально функционирует, читается публикой, обретает вокруг себя поле общественного мнения. Произведение — форма социального бытия искусства и одно из самых сложных явлений в мире. Это микро­мир, в котором живет макромир, это модель личности и окружающей ее действительности. Произведение вырастает на почве реальности, восп­ринятой сквозь призму культуры. Произведение включает в себя фило­софские, научные, политические, моральные, правовые, религиозные идеи. Структура произведения столь емка, что может включать и эти идеи, и подобную жизни систему пластических образов, воплощающих эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в произведении не идет ни в какое сравнение ни с каким другим феноменом культуры.

 

Каждое художественное направление создает свой тип художествен­ного произведения со своей моделью мира, выражающий художествен­ную концепцию через различные смысловые пласты. В каждом из них за­печатлевается один из типов взаимодействия человека с различными внутренними и внешними средами. Вот почему произведение оказывает­ся сложнее других феноменов культуры. Сложность его объясняется и тем, что за художественным текстом стоят и реальность породившей его эпохи, и реальность эпохи, современной реципиенту, и личность автора, и то, что он хотел сказать, и то, что сказалось, и смысл темных мест, сокры­тых от прямого понимания. Социальное бытие произведения — беско­нечное потребление его публикой, в процессе диалога читателя и автора (вернее, авторской мысли, заключенной в тексте). Произведение, остава­ясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с но­вым жизненным и художественным опытом и обретая новые смысловые и ценностные характеристики. Каждым новым поколением оно прочитыва­ется «свежими и нынешними очами». Различные прочтения художествен­ного текста обусловлены тем, что его восприятие протекает по принципу диалога автора и реципиента (читателя, зрителя, слушателя).

 

Сложность произведения проявляется и в его исторической изменчи­вости. Оно не равно себе. Исторически подвижные великие творения — наши вечные спутники и современники на все времена. Но как же осуществляется историческое движение произведения? Что именно его движет, какая сила? Различное восприятие? Но по отношению к произведению это фактор внешний, нуждающийся в опоре на некое внутреннее качество, которое позволяет произведению быть исторически изменчивым и не равным себе.

 

Шедевры художественного творчества развиваются вместе с человечеством. Их исто­рическая изменчивость заключена во внутренних противоречиях самого художественного феномена, в напряженности его гармонической структуры. Каковы же эти противоречия?

1. Произведение — нечто материальное и в то же время духовное. Оно материальный предмет, способный в поле культуры выявлять свои духовные (художественные) свойства.

2. Произведение подчинено моральному началу, и одновременно оно предмет разума.

3 Произведение личностно и социально: оно и самовыражение художника, и решение общественных проблем.

4. В произведении сочетаются идеи и пластические образы, создающие художествен­ную реальность.

5. Произведение — сосуществование идеального и реального; художественный текст и его язык относятся, с одной стороны, к воображаемому миру, с другой — к конкретным объ­ектам.

6. Произведение — целостная система художественных образов. Последние же являют­ся противоречивым единством: рационального и эмоционального, объективного и субъек­тивного, сознательного и подсознательного, индивидуального и общего.

7. Произведение — единство смысла и ценности. Оно запечатлевает мир в его отноше­нии к личности и к человечеству.

Внутренние противоречия произведения становятся пружиной его са­моразвития (произведение обретает новый смысл в новую эпоху), и дви­жущей силой развития художественного процесса (появляются новые ху­дожественные направления).

Все типы отношения личности к миру берутся искусством в их эсте­тическом значении, в их соотнесенности с человечеством. Это и обуслов­ливает гуманистический характер искусства, его эстетическую природу.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.