Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Морфология искусства. Система искусств.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.

Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств.

Так же морфология искусств является связью эстетики и теории отдельных видов искусств. Эстетика определяет общие законы искусства, а морфология выделяет систему взаимодействия многообразных форм художественно-творческой деятельности как внутреннею структуру мира искусств.

 

Морфологический анализ позволяет осмыслить ряд важных закономерностей современного этапа развития истории мировой художественной культуры.

Первый более или менее последовательный морфологический анализ искусства появился во второй половине 18 века. До этого разрабатывался морфологический анализ применительно к некоторым отдельным областям художественной деятельности.

Принципы классификации искусств.

 

Онтологический принцип – различие форм материального бытия.

Изначально искусства делились на мусические (пространственно-временные) и технические (пространственные). Это деление основывалось на материальной конструкции, как на главном критерии отличия. Произведение искусства не сводится к материальной конструкции, но оно не может существовать вне нее, поскольку лишь через нее воспринимается. «Поэтому – пишет Каган – материально-конструктивная сторона художественного произведения – это его онтологический статус, его фундаментальная основа, условие его реального существования и одновременно его непосредственный чувственно-воспринимаемый облик». Первым принципом классификации Каган считает онтологический. Материальная конструкция является носителем некоторой художественной информации. Также материальная конструкция выражена системой знаков, которая обеспечивает коммуникативную связь между художником и аудиторией. С одной стороны произведение искусства является материальной конструкцией, а с другой – знаковой системой. Каган пишет: «Отсюда следует, что классификация искусств должна быть развернута в двух измерениях – онтологическая ее плоскость требует дополнения плоскостью семиотической». Значит следующий принцип классификации семиотический. При рассмотрении искусства как материальной конструкции выделяются три класса искусств: пространственные, пространственно-временные и временные. «Предлагаемая классификация – говорит Каган – исчерпывает все возможные типы материального существования плодов художественного творчества». Рассматривая исторически эволюцию искусства, искусства не выходят за пределы первоначальных трех классов искусств и не могут из них выйти.

 

Семиотический принцип – типология знаковых систем.

 

Эстетики XVIII века пришли к единодушному выводу, что существуют два типа знаков в искусстве – «естественные» и «искусственные», которые вызывают ассоциации «определенные» и «неопределенные». «Определенные» воссоздают предметы и явления реального мира такими, какими человек их воспринимает на основе своего жизненного опыта. «Неопределенные» воссоздают нечто отличное оттого, что мы видим и слышим в действительности. Соответственно «естественные» знаки называют изобразительными, а «искусственные» – неизобразительными. Предметом искусства является мир ценностей, а художественный образ – знак ценности, т. е. носитель ценностной информации. При этом подходе «естественные» знаки представляют нашему созерцанию носителей ценности в их реальном облике. А «искусственные» знаки раскрывают ценностное отношение к определенным сторонам бытия или жизни вообще.

В каждом онтологическом классе существуют оба вида семиотических знаковых систем, где они выступают в единстве и взаимопроникновении. Пространственное искусство по семиотическому принципу разделяется на три семейства: изобразительное; архитектоническое; синтез изобразительного и архитектонического. Приблизительно также происходит с другими двумя классами. Итак, при использовании онтологического и семиотического принципа образовалось разделение искусства на девять семейств.

 

Деление временных искусств по семиотическому принципу.

 

Временные искусства материализуют свое содержание: 1. Словом – звучащим или графическим. 2. Звуком (внесловным) – реальным или графическим. 3. С помощью сливающихся воедино словесных и звуко-интонационных средств (пение, пение с аккомпониментом). В первом случае это литература, во втором – музыка, в третьем – пение, в котором соединилась литература и музыка. Деление временных искусств на изобразительное и не изобразительное совпадает с делением их на словесное и музыкальное. Словом можно изобразить все формы реального бытия – звучащие и беззвучные и прочие. Звук может изобразить лишь звучащие явления, которые будут вызывать ассоциативный образ, например «Полет шмеля» Римского-Корсокова. Поэтому изобразительная возможность звука очень мала по сравнению со словом. Каган пишет: «Звук является прямым выразителем человеческих переживаний». Выразительные же возможности слова ограничены, потому что слово по своей природе обозначение общего, а не единичного. Музыка и литература искусства противоположные, каждое образует совместно с противоположным ряд модификаций, которые движутся на встречу друг другу. Проза движется к поэзии, музыка к пению. Ряд временных искусств можно представить в виде таблицы:

 

Проза
Ряд переходных форм
Поэзия
Словесно-музыкальный синтез
Музыкально-словесный синтез
Изобразительная музыка
Ряд переходных форм
«Чистая» музыка
 

Деление пространственных искусств по семиотическому принципу.

 

Архитектура, прикладные искусства, дизайн не являются изобразительными искусствами. В отличие от скульптуры, живописи, графики, художественной фотографии, т. к. они ничего не изображают. Каган предпочитает называть эти искусства – архитектонические искусства. «Архитектоничность» присуща не только архитектуре, но и тем искусствам, где пространственная структура образа несет ту или иную степень его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры – пишет Каган – архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной». В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. Каган пишет: «Здесь имеет место своего рода, потупленное движение навстречу изобразительным искусствам». В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX – начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектоничных искусств. Таким образом, морфологическое строение пространственных искусств и временных искусств имеют одинаковую схему. Ряд пространственных искусств можно также представить в виде таблицы, как и временные искусства.

 

Деление по семиотическому принципу в пространственно-временных искусствах.

 

Строение третьей группы искусств – пространственно-временных – подобно строению двух других областей художественного творчества. Человеческое тело, которое в данной группе искусств является строительным материалом, может образовывать изобразительные и неизобразительные знаки. Неизобразительный характер имеет искусство танца, а изобразительный - актерское искусство. Эти искусства имеют ряд сближающих их модификаций, сливаются воедино же они в двуликой структуре пантомимы. Художественный язык актерского искусства основан на воспроизведение реальных форм жизненного поведения человека, его бытовых движений, жестов, мимики. Язык танца построен на условных, с точки зрения бытовой достоверности, движениях человеческого тела. Эти движения приобретают силу эмоциональной выразительности благодаря своему орнаментально мелодическому и ритмико-интонационольному характеру. Динамические движения танца способны выражать настроения, объединяющие многих людей. Из-за этого танец, как и песня, может быть массовым. Сюжетный танец может считаться изобразительным. Театральное искусство Каган делит на «искусство представления» (опера) и «искусство переживания» (драма). Из всего этого следует, что танец и актерское искусство стремятся друг к другу и образуют между собой ряд переходных форм. Схема такова:

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.