Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Семантическая структура ПП. Второстепенный член «обстоятельство»: ситуанты, комплементы, атрибуты.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предложении оформляется мысль, «отражается» ситуация, событие, положение дел. Предложение-знак, денотатом которого является ситуация. Схема: слово называет элемент ситуации - обстоятельство, является членом предложения - обстоятельство(детерминант, ситуант) , выражено наречием, существ с предлогом. Слово называет элемент ситуации- отношение (предикат), является членом предложения - сказуемое, выражено глаголом (наклонение). Слово называет элемент ситуации-предметы-участники (актанты), является членом предложения - подлежащее, дополнение, выражено существит. Слово называет элемент ситуации - признак, является определением, выражено прилагательным. Примеры: По незнанию (обстоят) Филипп (актант) написал(предикат) это(признак) слово (актант) неправильно (признак). Архитектор (признак) Мухина (актант) спроектировала (предикат) здание(актант) библиотеки(признак) в 1925 году (обстоят).

Обстоятельство - вт.чл.пр.характеризующий действие или признак со стороны их качества, количества или различных условий протекания.

Обст.группируются по значению, в основу их семантики м.б положено эталонное наречие. Но нек.разряды не имеют эталонного наречия. Разряды:

1.качества и образа действа (как-так) <Отец ходил с трудом>

2. количества меры и степени (насколько-настолько) <Я сдавал экзамены по русскому языку дважды>

3. времени (когда-тогда) <Недолгий дождь прошел перед вечером>

4.обстоятельство место (где-там, откуда-оттуда) <Он пришел из леса>

5. причины (почему-потому) <Деревья побелели от мороза>

6. цели (зачем-затем) <Я поступил так назло>

7.условия (при каком условии?)

8.уступки (несмотря на что)<Мы пойдем в поход несмотря на дождь>. Ситуант - характеризует всю ситуацию, все предложение: Написал слово не правильно по незнанию.
Комплементы тесным образом связаны с валентностью слова. Слово может сочетаться с разным количеством слов. Обязательная валентность исчисляется минимальным количеством актантов ( в нашем случае важно, что это м.б. не только актанты, на и обстоятельства), необходимым для адекватного означивания ситуации. в этом случае актанты (ну и наше обстоятельство) именуются комплементами. По школьному курсу (традиционно) все слова, обозначающие место и время наз. обстоятельствами, но это м.б. и комплементы, то есть в предложении: Мэрия переселяет неплательщиков из домов в бараки. Из домов в бараки можно подчеркнуть и пунктиром, так как это комплементы, а не пунктиром с точкой(по школьному). В Москве он жил на улице Герцена (комплемент, можно подчеркнуть пунктиром). Во время войны он жил в Ленинграде (комплемент). Атрибут ?

 

6. Конструктивный минимум (=основа) ПП. Распространённые и нераспространённые предложения. Номинативный минимум. Неполные предложения. Эллиптические предложения.

В современной науке нет одного общепринятого понимания структурной схемы. Выдвинуты 2 принципиально различных понимания структурной схемы, ориентированные на разный объём минимума предложения. Первое обращено к формальной устроенности предложения как предикативной единицы. Оно основывается на традиционном учении о главных членах предложения и вводит в структурную схему лишь подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении и главный член в односоставном предложении. Это конструктивный минимум. Номинативным же минимумом называется комплекс компонентов предложения, необходимых для формирования его семантической структуры. Формальный подход к структурной схеме воплощён в АГ-70. По составу главных членов и их форме структурные схемы делятся на двусоставные и односоставные, а внутри этих классов выделяются подклассы по форме выражения компонентов схемы. Во 2-м подходе м.б. надо упомянуть валентность и комплементы.

Деление предложений на распространённые и нераспространённые связано с делением членов предложения на главные и второстепенные. Нераспр предл воплощает грамматический минимум предложения, а распр – его расширенный состав, который, кроме главных членов, содержит ещё и их распространители. Пр: Идёт человек; Вниз по бульвару к театру медленно идёт пожилой скромно одетый человек с портфелем.

Полнота и неполнота предложения связана с наличием или отсутствием необходимых членов предложения. Необходимые – главные члены, косвенный падеж при управляющем слове, если управление носит обязательный и предсказующий характер, и существительное при согласованном с ним определении. Пр :Идёт. – Кто? – Моя. В 1-м предл пропущено подлежащее, во 2-м сказуемое, в 3-м – и сказуемое, и подлежащее. Или: Я разостлал бурку на лавке, казак свою на другой. Отсутствует сказуемое разостлал и 2 словоформы бурку и на лавке.

Эллиптические предложения – неполные предложения с пропущенным сказуемым, которое невозможно восстановить однозначно. Напр: Татьяна – в лес, медведь – за нею.

 

Предикативность: 2 т.зр. Предикативные отношения. Подлежащее (способы выражения, соотнесённость с актуальными членами). Страдательная конструкция. Предикативная связь: формальное (не)уподобление сказуемого

Понятие «предикативность» не имеет общепринятого толкования. Это общее свойство всех предложений, которое отличает их от некоммуникативных единиц (словосочетаний).

2 т.зр.: 1 – отношение содержания к действительности, реализуемое в категориях времени, модальности (и лица); 2 – отношения между главными членами предложения. Со 2 т.зр. в предложении определяется предмет и его модально-временной признак. Есть 3 варианта этой т.зр.: 1 – связь (отношение) между субъектом и предикатом (логический аспект), 2 – между темой и ремой (коммуникативный аспект), 3 – между подлежащим и сказуемым (грамматический аспект). Т.е. предикативные отношения – это отношения между предметом речи и определяющим его модально-временным признаком. Для односоставных и нечленимых предложений характерна и предикативность, и предикативные отношения, но они проявляются не так ярко, как в двусоставных предложениях. В любом предложении есть характеристика предмета, она может содержаться в контексте. Основным носителем предикативности является сказуемое, так как именно формами глагола и глагольных связок выражаются значения наклонения и времени. Предикативность имеет специальные языковые средства для своего выражения. К ним относятся формы наклонения и времени, частицы, интонация. Интонация является универсальным средством.

Подлежащее – это существительное (или его аналог) в именительном падеже. Оно находится не в односторонней зависимости тот сказуемого, а во взаимосвязи с ним. Сказуемое диктует форму подлежащему (им.п.), а подлежащее определяет форму сказуемого в зависимости от лица, числа и рода. Подлежащее участвует в оформлении предикативной основы предложения. По отношению к актуальному членению подлежащее обычно выступает в позиции темы (Я живу в частном доме. Дом (Т) большой и светлый).

Обычно подлежащее является субъектом действия, а дополнение – объектом (Рабочие строят дом). В страдательных конструкциях субъект и объект меняются местами (Дом строится рабочими, окно моется мамой).

Сказуемое может быть не уподоблено подлежащему. Это случается, когда подлежащее не охарактеризовано по роду. Напр, 5 повозок въехало во двор (выбирается форма ср.р., п.ч. подлежащее характеристики рода не имеет); сто человек атаковали редут (выбирается форма мн.ч., чтобы подчеркнуть смысловую характеристику). Сказуемое может иметь форму времени или наклонения, отличную от своей семантики. Напр, Завтра мы идём в кино (д.б. буд.время, а употребляется настоящее); Бери шинель – пошли домой (форма прош.времени изъяв.накл., а по семантике – ирреальная модальность необходимости, долженствования).

 

8.Предикативность: 2 т.зр. Грамматическое значение ПП [и СП]. Объективная модальность и классификация ПП по «цели высказывания». Классификация сказуемого. Главный член односоставного предложения.

Понятие «предикативность» не имеет общепринятого толкования. Это общее свойство всех предложений, которое отличает их от некоммуникативных единиц (словосочетаний). 2 т.зр.: 1 – отношение содержания к действительности, реализуемое в категориях времени, модальности (и лица); 2 – отношения между главными членами предложения. Со 2 т.зр. в предложении определяется предмет и его модально-временной признак. Есть 3 варианта этой т.зр.: 1 – связь (отношение) между субъектом и предикатом (логический аспект), 2 – между темой и ремой (коммуникативный аспект), 3 – между подлежащим и сказуемым (грамматический аспект). Т.е. предикативные отношения – это отношения между предметом речи и определяющим его модально-временным признаком. Для односоставных и нечленимых предложений характерна и предикативность, и предикативные отношения, но они проявляются не так ярко, как в двусоставных предложениях. В любом предложении есть характеристика предмета, она может содержаться в контексте. Основным носителем предикативности является сказуемое, так как именно формами глагола и глагольных связок выражаются значения наклонения и времени. Предикативность имеет специальные языковые средства для своего выражения. К ним относятся формы наклонения и времени, частицы, интонация. Интонация является универсальным средством.

ГЗ ПП, возможно, имеется в виду модально-временная характеристика отношения к действительности. ГЗ СП: синтаксическая единица, элементами которой являются предикативные единицы, соединённые между собой синтаксической связью. Им свойственна смысловая и формальная организация простого предложения, но они не имеют смысловой законченности отдельного сообщения. Этим свойством обладает только сложное предложение в целом. Выделаются предложения с реальной модальностью и ирреальной. Деление предложений по коммуникативной целеустановке появилось с самого зарождения учения о синтаксическом строе русского языка.Сначала выделялись повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения; затем – повествовательные, вопросительные и

побудительные. В современной науке – противопоставление вопросительных и невопросительных.

Деление предложений на повеств, вопросит, воскл основано на разных признаках, предложение м.б. вопросительным и восклицательным одновременно (Разве ты ещё не уехал?!) или повествовательным и воскл (Пожар!).

Деление на повеств, вопр и побуд предложения не охватывает всех предложений, в нём не учтены оптативные предложения со значением желательности (Хоть бы пришёл кто-нибудь в гости). Повеств, побуд и оптативные предложения противостоят друг другу как разные модальные типы предложений. Вопр же предложения отличаются тем, что они выражают особую форму мысли – вопрос, их коммуникативная задача состоит не в передаче информации, а в побуждении к её получению. Белошапкова выделяет 4 типа вопросов: 1 – полный диктальный (Что случилось? В чём дело?) предполагает незнание события в целом и направлен ко всему содержанию ответного высказывания; 2 – чатичный диктальный вопрос (кто вышел?) предполагает незнание частного аспекта события и направлен к части информации ответного высказывания; 3 – полный модальный вопрос (Павел здесь?) предполагает, что известно событие в целом, но неизвестно, соответствует ли оно действительности; 4 – частичный модальный вопрос (В школу ли пошёл Павел?) выражает сомнение в частном аспекте события. В АГ даётся следующее разделение предложений по цели высказывания: вопр и невопр; невопр делятся: реал модальность – повеств (изъяв и условное накл), ирреал модальность – побудительные (повелит накл) и оптативные (сослаг накл). Пр: Помолчал бы он немного (желание), Помолчал бы он немного – услышал бы ответ (повеств). Дискуссионным является вопрос об односоставных инфинитивных предложениях с модальностью необходимости (Всем встать!). Мы будем относить их к побудительным. Инфинитивные предложения с частицей бы (Отдохнуть бы) мы будем считать оптативными. Классификация сказуемого. 2 основания для классификации (оба формальные). 1 – кол-во компонентов: простое (1 комп), составное (2) и сложное (больше 2); 2 – морфологическое основание: глагольное (простое, составное и сложное) и именное (составное). Валгина выделяет ещё простое именное. Пр: Я иду домой (простое глагольное), Я хочу работать (составное глагольное), Он решил начать учиться (сложное глагольное), Он был поэтом (сост именное). Гл. член односоставного предложения – особое синтаксическое явление, он один составляет предикативную основу предложения. Он м.б. аналогом сказуемого в двусоставных предложениях: ему нездоровится (аналог простого глагольного), его начинает знобить (сост глаг) и т.д.

 

Классификация сказуемых

2 основания классификации: 1 – из скольких компонентов состоит (простое, составное. сложное) и 2 – морфологический критерий (глагольное и именное). Глагольное м.б. простым, составным и сложным. Простое именное сказуемое выделяет только Валгина.

Простое глагольное сказуемое выражается спрягаемыми глагольными формами. Глагольное сказуемое содержит одновременно и вещественное значение сказуемого и грамматическое - время, наклонение, лицо. Координация формы сказуемого: 5 повозок въехало во двор (цельное словосочетание, не имеет характеристики рода. Поэтому сказуемое в ср.р.); сто человек атаковали редут (координация не по смыслу, а грамматически). Глагольное сказуемое, формально неуподобленное подлежащему выражается: 1) инфинитивом со значением энергичного начала действия: А царица - хохотать; 2) глагольным междометием (междометной формой глагола) со значением мгновенного действия: Татьяна прыг в другие сени; 3) повелительным наклонением: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. Вспомогательная часть – оценка 3-х видов: 1) фазовая, или фазисная - глаголы, обозначающие протекание действия (начало, продолжение, конец действия); 2) модальная - глаголы, обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление (хотел работать, мог работать, горю желанием работать); 3) эмоциональная оценка (люблю, боюсь, ненавижу, ожидаю, страшусь). Горю желанием работать можно рассматривать как составное осложнённое и как сложное.

Именное сказуемое является составным, если состоит из глагольной связки и именной части (Моя сестра была учительницей). Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью, а грамматическое (обозначение времени, лица, числа и наклонения) - связкой.

Например: 1) глагол в форме изъявительного наклонения, 2) глагол в форме повелительного наклонения, 3) глагол в форме сослагательного наклонения.

Осложненное глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое считается осложненным, если оно выражено двумя глаголами, из которых один лексически неполноценен, или двумя повторяющимися глаголами. В составе таких сказуемых часто используются различные частицы. Примеры: Брать берете, а на место не кладете; Вы пахать-то пахали когда? Взяла да и говорить с ней перестала. Осложненные сказуемые имеют различные оттенки значения. Они указывают, например: на действие и его цель (пойду напишу); на произвольность действия (взял да и пришел); на неопределенность действия (стрелять не стреляет); на невозможность осуществления действия (ждем не дождемся); на полноту действия, избыточность (поесть так поесть); на напряженность и длительность действия (глядит не наглядится, таскать не перетаскать) и т.д.

К простым осложненным глагольным сказуемым относятся также фразеологизированные глагольные сочетания в функции сказуемых, которым присуще единое значение: бить баклуши - «бездельничать», точить лясы - «болтать», приказать долго жить - «умереть», положить зубы на полку - «голодать». Например: Какой-то древний царь впал в страшное сомненье.

Такие сочетания синтаксически нечленимы, т.е. выступают в роли одного члена предложения.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.