Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Именное сказуемое





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент – слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего – имена существительные или прилагательные), в которых содержится лексическое значение сказуемого. Например: Я был прав; Я буду учителем.

Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.

1. Связка отвлеченная - глагол быть в различных формах времени и наклонения и глагол являться; роль этой связки чисто грамматическая. Например: А вот он-то и есть этот чиновник; Лизавета Ивановна была домашнею мученицей; Будь моей женой, согласись на мое счастье; Богатырь ты будешь с виду и казак душой.

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть, как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке), например: Все богачи - скряги.

При нулевой связке могут употребляться частицы это, вот, значит, это значит, например: Озеро – это водоём. Сказуемое может присоединяться к подлежащему при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно и др., например: Тишина как льдинка, ее сломаешь даже шепотом; Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей; Твои речи будто острый нож; Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа; Деревья по сторонам ее точно незажженные факелы. Частица вот маркирует подлежащее, а остальные – сказуемое.

2. Связка полуотвлеченная - глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию: он соединяет именную часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться, делаться, считаться, называться и др. Например: Вот наша девушка уж стала девой зрелой; Она в семье своей родной казалась девочкой чужой; Уж в роще огонек становится огнем; Княгиня слыла любительницей музыки; Он оказался болтливым, надоедливым собеседником. Он считался героем.

3. Связка знаменательная (вещественная, конкретная) - глагол со значением движения, положения в пространстве, способный самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющей именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы вернуться, возвратиться, приехать,\ прийти, идти, уходить, стоять, лежать, сидеть и др. Например: Отец вернулся озабоченным.

В качестве именной части составного именного сказуемого обычно выступают:

краткие прилагательные и причастия – Дом зеленью раскрашен (причастие) в виде рощи. Сам толст (прилагательное), его артисты тощи (прилагательное)

имена существительные в именительном или творительном падеже – Покойник был почтенный камергер. Супружество нам будет мукой.

полные имена прилагательные в именительном или творительном падеже – Я не буду больше молодым.

имена прилагательные в сравнительной или превосходной степени – Ах, злые языки страшнее пистолета. Ну, постоянный вкус в мужьях всего дороже!

Кроме того, именная часть сказуемого может быть выражена предложно-падежными формами существительного – А я перед ней в неоплатном долгу. Ум с сердцем не в ладу; местоимением – Как все московские, ваш батюшка таков... Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой; наречием – Ведь я ей несколько сродни; инфинитивом – Его утеха – по лесам скитаться за зверями; фразеологическим оборотом – Он не в своем уме. Любезнейший! Ты не в своей тарелке.

Именная часть может быть выражена словосочетанием, основное лексическое значение которого содержится не в главном, а в зависимом слове. Старушки все – народ сердитый. Он человек заметный... Мой муж – прелестный муж... Бал вещь хорошая, неволя-то горька. В именную часть могут входить союзы как, будто, словно и др., вносящие в сказуемое значение сравнения. Твой каждый стих – как чаша яда, как жизнь, спаленная грехом.

 

11. Составное глагольное сказуемое. Функции вспомогательной части. Субъектный и объектный инфинитив.Белошапкова. Учение о сказуемом. В основе лежит представление о том, что сказуемое – член предл-ия, обладающий 2мя признаками: во-первых, это носитель предикативности, её выразитель, во-вторых, это член предл-ия, связанный с подлежащим, согласующийся с ним. Из того, как в раз-х предлож-х сказуемое выр-ет предикативные катег-и, создалось учение о типах сказуемого. Это учение способствовало реализации идеи создания списка структур-х схем предложений (применительно к 2усоставному предлож.)2 принципа выделения типов сказуемого: по морфол-ой природе и по составу. На основании первого принципа различают глагольное и именное сказуемое, а внутри именного – сказуемые, выраженные сущ-ым, прилаг-м, нареч. На основании второго принципа различают прост. и составное сказуем. Глаг. сказуем. м.б. простым и составным. Именное же сказуемое – всегда составное.Простое сказуемое состоит из одного компонента: спрягаемой формы глаг. или её «заместителя». Таким «заместителем» м.б. инф. или глаг-ое междометие: Мальчишка – бежать; Нагайка – щёлк.Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из 2х компонентов - спрягаемой формы глаг. и инф. Спрягаемая форма своим лексич-м знач-м и граммат-й формой выражает модальные, временные и аспектуальные харак-ки дей-я, обозначенного инф., выражающего главн.инф-ю в семантике сказуемого. Присоед-ть к себе инф. м. глаг. неск-их семантич-х групп: хотел, начал, приехал, заставили(учиться). Грамматич. традиция считает СГС не всякое соединение спрягаемой формы с инф.1. В СГС инф. обозначает дей-е той же субстанции, что и спрягаемая ф. глагола, т.е. дей-е предмета, который назван подлежащим. Инф., обозначающий дей-е той же субстанции, что и спрягаемая форма глаг., к кот. он примыкает (он хотел учиться), принято называть (Потебня разграничил) субъектным; обозначающий дей-е, относящееся к другой субстанции, чем дей-е спрягаемой формы глагола( его заставили учиться), - объектным. Объектный инфинитив синтаксич. традиция не включает в состав глагол сказ-го, а рассматривает как второстепен. член предл-ия.2.При определении объема СГС учитывается хар-р смысловых отнош-ий м/у спрягаемой ф. глаг. и инф. В СГС не вкючается инф., имеющий конкрет. знач-е цели; при глаг движения: приехал учиться, зашел поговорить, послали узнать. Инф. цели (субъектный/объектный) рассм-ся как второстепенный член предл-ия. Как СГС рассматр-ся только соединения инф. с наиболее отвлеченными по знач-ю глаголами, семантика кот. связана с грамматикой: с модальным знач-м (ср. содержание категории наклонения) и с фазовым значением(ср. содержание категории вида).Т.о., СГС в граммат-ой традиции понимается как аналитическое обозначение одного процессуального признака(дей-я), охарактеризованного в модальном (хотел учиться) или аспектуальном (начал учиться) плане либо в модальном и в аспектуальном плане одновременно (хотел начать учиться), т.е. как аналог глагола, разделившего свое значение (основное и дополнительное) м/у 2я (или 3мя) словоформами.Попытки разграничить объем СГС. На основе лексического анализа первого компонента сказ-го – спрягаемой формы глаг. Хар-р лексич-го знач-я спрягаемой ф.глаг. в составе сказуемого данного типа действ-но неоднороден. Модальные или фазовые знач-я, составляющие д/спрягаемой части СГС обязат-ую часть его семантики, м.б. её основой, а м.б. «заслонены» иными компонентами значения. Но лексич. различ-я такого рода не м.б. основанием д/установления объема СГС как явл-я синтаксиса. Традиция, опирающаяся на собственно грамм.принципы, игнорирует эти лексич. различия.Бабайцева. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное знач-е сказ-го и дополняет осн-е информативное знач-е.Лексич-е знач-е вспомогат-ой части включ.: 1.указание на начало, конец, продолжение дей-я:начать, стать, кончить, остаться, продолжать, прекратить и др. Такие гл. наз-ся фазовыми и образуют особую лексико-семантич. Группу, вследствие чего приобретают и грам.знач-е(Перед грозой рыба переставала клевать); 2.указание на необход-ть, желател-ть и возмож-ть дей-я:мочь, хотеть, желать, намереваться, решать и др. Такие глаг. наз-ся модальными. Тоже выражают грамм.знач-е(Забыть я не хочу и не могу); 3.эмоциональную оценку дей-я:любить, бояться, ненавидеть и т.д.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.