Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line.
При работе в off-line режиме, банкоматы не связаны с центральной БС в режиме реального времени и работают независимо (реализуется режим отсроченных платежей). Обычно банкоматы, работающие в этом режиме, фиксируют (записывают) информацию о проведенной операции в своей памяти и на специальной магнитной полоске КК (например, на обратной стороне КК).
Банкомат, работающий в режиме off-line, обслуживает специальный сотрудник -кассир банка, который периодически вручную заполняет банкомат наличностью, а также вносит в память банкомата данные о просроченных платежах, счетах, утерянных карточках и др. В более современных системах такая информация закладывается в банкомат периодически в специальном сеансе связи банкомата по коммутируемым или выделенным линиям связи с центральной базой данных банка.
Другой режим работы банкомата - on-line. В этом случае банкоматы связаны с БС напрямую по коммутируемым или выделенным телефонным каналам с использованием различных протоколов (часто используется протокол пакетной передачи данных Х.25). Если банкомат работает в этом режиме, он может выдавать клиенту справки о текущем состоянии его счета. Использование банкоматов в данном режиме требует надежной телекоммуникационной среды и значительных вычислительных ресурсов БС. В таком случае в БС должна быть предусмотрена возможность работы с сетью банкоматов в режиме on-line.
Идентификация
Поскольку банкомат выдает деньги без участия работника банка, он должен быть способен идентифицировать предъявителя карточки. Помимо данных, считываемых картридером банкомата с магнитной полосы или микросхемы карточки, в качестве идентификационной информации используется личный PIN-код клиента, вводимый им при каждой операции.
Банкомат может проверять PIN-код с помощью встроенного модуля безопасности, который считывает PIN-код, хранимый на магнитной полосе или в микросхеме карточки, и сверяет его с PIN-кодом, введенным клиентом. В случае их несовпадения банкомат требует повторного ввода PIN-кода, а после нескольких неудачных попыток он, как правило, блокируется, чтобы исключить несанкционированный доступ к счету путем перебора всевозможных вариантов PIN-кода. При этом карточка предъявителю не возвращается и деньги, естественно, не выдаются.
Если идентификация клиента прошла удовлетворительно, банкомат проверяет в режиме on-лайн: «черный список», предел расходования суточного лимита на обналичивание и остаток средств клиента на карточном счете. Затем в процессинговый центр передаются данные, необходимые банку, в котором открыт карточный счет, для его фактического кредитования. Это значит, что банкомат, обслуживающий карточки с магнитной полосой, должен быть подключен к телекоммуникационной сети или к так называемой свитчинг-сети, связывающей банкоматы с ближайшими узлами процессинга. Такое подключение необязательно только для банкоматов, обслуживающих микропроцессорные карточки и допускающих работу в режиме Off-лайн или псевдоонлайн.
Как известно, при использовании таких карточек можно отказаться от немедленной авторизации в режиме онлайн, хотя из-за наличия «мертвого времени» (интервала времени между моментами внесения украденной или утерянной карточки в централизованный «черный список» и доведения этого списка до всех участников платежной системы, включая банкоматы) приходится время от времени срочно рассылать «черные списки». Для этих целей может использоваться режим псевдоонлайн, когда банкомат подключается к телекоммуникационной сети на короткое время по приказу процессингового центра.
Описанная выше схема идентификации владельца карточки при помощи личного PIN-кода пока что является доминирующей. Но разрабатываются так же другие варианты, которые предлагаются использовать и как дополнительные и как альтернативные методы идентификации.
Компания Siemens Nixdorf Informations systems AG (SNI) разработала визуальный метод идентификации. Банкоматы, работающие по этому принципу, производят выдачу денег после сравнения сделанного ранее электронного изображения с лицом живого человека. Не так давно компания NCR представила опытную модель банкомата, который выдает наличные только по сигналу от персонального «наладонника». Чтобы получить деньги, достаточно будет стоя всего в полуметре от банкомата ввести желаемую сумму на своем мобильном телефоне или электронном органайзере и «навести» устройство на ярко-красный яйцеобразный «глазок» - и из банкомата выпадут наличные.