При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума рассматривает основные характеристики прогноза социально-экономического развития РФ на следующий год и законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и утверждает основные показатели федерального бюджета. К ним относятся: распределение доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами различных уровней; доходы федерального бюджета в разрезе классификации доходов по видам; размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных суммах и в процентах к расходам, федерального бюджета, расходы федерального бюджета в целом. При отклонении проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума передает законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета. Комиссия состоит из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Комиссия, исходя из рекомендаций Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, разрабатывает согласованный вариант основных показателей федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает ассигнования по статьям и разделам федерального бюджета, по федеральным программам, в адресном разрезе финансируемым за счет средств федерального бюджета, определяет перечень защищенных статей федерального бюджета и верхний 147 предел ассигнований по защищенным статьям федерального бюджета в процентах к расходам федерального бюджета. В третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете он выносится на голосование для принятия в целом. Затем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 106) бюджет рассматривается и утверждается Советом Федерации. В случае непринятия проекта федерального закона о федеральном бюджете до 1 января года, на который принимается бюджет, Государственной Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале года, на который бюджет не принят. На территории каждого национально-государственного и административно-территориального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на данной территории. Каждое положение должно соответствовать и не противоречить общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
3. Вступление в силу федерального закона.
В течение месяца после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ представляет Государственной Думе на рассмотрение и утверждение проект федерального закона «О поквартальном распределении доходов (в разрезе классификации доходов и по видам налогов) и расходов (в разрезе функциональной и ведомственной классификации и ассигнований по федеральным программам) федерального бюджета». Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, не консолидированных в федеральном бюджете, рассматриваются и утверждаются Государственной Думой в течение четырех месяцев со дня их внесения. При этом размер страхового взноса утверждается одновременно с рассмотрением законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах, а доходы и расходы внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением расходов федерального бюджета во втором чтении. (1 См.: Ст. 21 Закона РФ «Об основах бюджетных прав...». ВВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635. 148). В случае непринятия до 1 января бюджетного года проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале. В связи с исполнением бюджета Правительство РФ должно представлять в Государственную Думу ежемесячную информацию о ходе исполнения федерального бюджета на текущий год и ежеквартальный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Начальная стадия бюджетного процесса - составление проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:
а) подготовительная процедура по составлению проекта бюджета или процедура бюджетного планирования и прогнозирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики);
б) непосредственное составление проекта бюджета Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:
а) внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
б) принятие к рассмотрению закона (решения) о бюджете;
в) экспертиза проекта федерального закона о федеральном бюджете Счетной палатой РФ и дача заключения;
г) рассмотрение и утверждение проекта закона в нескольких чтениях (необходимо исключить из практики нулевое чтение, что противоречит одному из важнейших принципов бюджетного процесса – последовательного вступления в бюджетный процесс законодательной и исполнительной власти);
д) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для федерального бюджета);
е) рассмотрение секретных статей федерального бюджета;
ж) рассмотрение, подписание и обнародование Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ и муниципального образования;
з) временное управление бюджетом.
Третья стадия бюджетного процесса - исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета, которая включает следующие процедуры:
а) составление и ведение сводной бюджетной росписи;
б) составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
в) исполнение бюджета по доходам;
г) исполнение бюджета по расходам;
д) внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;
е) заключение бюджета.
Четвертая стадия бюджетного процесса - составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности, которая включает следующие процедуры:
а) составление бюджетной отчетности;
б) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;
г) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.