Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие государственных финансов, их состав





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текст лекции

Тема: «Статистика государственных финансов»

(лекция – 2,0 ч.)

Для студентов всех специальностей

Автор: к.э.н., доцент Демидова Л.Н.

План лекции стр.
1. Понятие государственных финансов, их состав
2. Понятие бюджетной классификации, ее состав
3. Система показателей статистики государственных финансов и государственного бюджета
Контрольные вопросы
Список использованной литературы

 


 

Понятие государственных финансов, их состав

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ.

Государственные финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды: пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования и фонд государственного социального страхования.

Состав государственных финансов:

  1. Федеральный бюджет;
  2. Консолидированные бюджеты;
  3. Местные бюджеты;
  4. Пенсионный фонд;
  5. Фонд обязательного медицинского страхования;
  6. Фонд социального страхования;
  7. Финансы государственных организаций.

 

Статистика государственных финансовявляется составной частью финансовой статистики и включает статистику бюджетов различных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Она ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология отчетности установлена Правительством РФ и осуществляется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством РФ.

Понятия и классификации, используемые в статистике государственных финансов, соответствуют группировке институциональных единиц сектора СНС «государственные нефинансовые учреждения».

Одной из основных составляющих статистики государственных финансов является статистика бюджета. Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентируется Бюджетным кодексом.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система предусматривает три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП, контролировать использование бюджетных средств на различных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации

  1. Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;
  3. Местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации

· Региональные финансы и бюджеты муниципальных образований

Субъектами РФ являются 21 республика, 6 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения. В состав региональных финансов входят бюджеты городов и сельских поселений

· Консолидированные бюджеты - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

· Федеральный бюджет -форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне

· Финансы государственных внебюджетных фондов:

1. фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

2. фонд социального страхования (ФСС);

3. пенсионный фонд (ПФР).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные - в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета.

В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Российской Федерации, им, в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом, предоставляются межбюджетные трансферты.

Реализация отношений между органами государственной власти на принципах бюджетного федерализма позволяет контролировать распределение и использование бюджетных средств. Основными статистическими показателями здесь являются:

Доходы бюджета- возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций

Профицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета- это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

Расходы Федерального бюджета в 2009 году запланированы на уровне 7,943 трлн. руб. Доходы бюджета - 6,5 трлн. руб. В этом случае дефицит по оценке может составить 7,4% ВВП. За январь-июль 2009г. доходы составили 3 801,19 млрд. руб., расходы – 4 725,01 млрд. руб. (Источник: http://guote.rbc.ru/macro).

Профицит консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России в январе 2009г. составил 582,9 млрд руб., что на 3,9% превышает уровень января 2008г., когда этот показатель составлял 561 млрд руб.

Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов России за январь 2009г. выросли на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили 1 трлн 59,9 млрд руб. Расходы за первый месяц 2009г. были на уровне 477 млрд руб. и увеличились на 5% по сравнению с прошлогодним показателем.
Из общей суммы доходов консолидированного бюджета на федеральный бюджет приходится 772 млрд руб. (на бюджеты государственных внебюджетных фондов - 227,3 млрд руб.), на бюджеты субъектов РФ - 292,9 млрд руб. (на бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - 34,9 млрд руб.). Из общей суммы расходов: на федеральный бюджет - 395,5 млрд руб. (внебюджетных фондов - 160,2 млрд руб.), на бюджеты субъектов РФ - 159,3 млрд руб. (внебюджетных фондов - 29,3 млрд руб.). (Источник: http://www.gks.ru/)

 

Понятие бюджетной классификации, ее состав

Бюджеты всех уровней формируются в соответствии с требованиями единой бюджетной классификации, которая предусматривает расчет унифицированных показателей доходов и расходов с присвоением им группировочных кодов.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов всех бюджетов, используется для составления и исполнения бюджетов и которая обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней системы бюджетов РФ

В соответствии с функциями бюджетной системы в состав бюджетной классификации включают 4 вида группировок.

Состав бюджетной классификации Российской Федерации

· классификация доходов бюджетов;

· классификация расходов бюджетов;

· классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • классификация операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

 

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в которую входят следующие группами и подгруппы доходов бюджетов:

1) налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

 

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;

11) межбюджетные трансферты.

 

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетовРоссийской Федерации является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

 

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

1) доходы: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов; взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы;

2) расходы: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездные перечисления бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы;

3) поступление нефинансовых активов;

4) выбытие нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов;

6) выбытие финансовых активов;

7) увеличение обязательств;

8) уменьшение обязательств.

 

В зависимости от целей анализа расходы государственного бюджета классифицируются по следующим направлениям:

Функциональная классификация разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства.

Экономическая классификация разграничивает текущие и капитальные расходы и позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства.

Ведомственная классификация дает характеристику распределения денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Ведомственная классификация составляется в Российской Федерации в дополнение к требованиям Международного Валютного Фонда. Она позволяет контролировать структурные изменения в расходах, связанных с реформированием системы управления.

На основе доходных и расходных статей бюджетов, бюджетных учреждений и внебюджетных фондов, направленных на реализацию социально – экономических программ, ежегодно составляется Сводный финансовый баланс, который позволяет осуществлять прогноз развития Российской Федерации.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.