Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Все движения речедвигательной ритмики – это относительно самостоятельные процессы, подчинённые сознательной цели (на каждом этапе – своя цель).

Занимаясь изучением возникновения и первоначального развития языка, многие учёные (А.А. Леонтьев, А.Н Леонтьев, Н.В. Крушевский) подчёркивали значимость системы языковых знаков в речевой деятельности.

Знаковая коммуникация – это коммуникация, предполагающая отражение. Именно поэтому она и возникла в процессе глоттогенеза [16].

Для Л.С. Выгодского понятие знака вырастает из определённой теоретической трактовки специфической человеческой деятельности. «Это – стимул, как и другие стимулы, воздействующие на организм, но не стимул-объект, а стимул-средство: различается двоякое отношение, существующее между поведением и внешним явлением: внешнее явление (стимул) может играть в одном случае роль объекта, на который направлен акт поведения, разрешающий ту или иную стоящую перед личностью задачу (запомнить, сравнить, выбрать, оценить, взвесить что-либо и т.п.); в другом случае – роль средства, при помощи которого мы направляем и осуществляем необходимые для разрешения задачи психологические операции (запоминание, сравнение, выбор и т.п.)» [15].

Знак генетически восходит к материальному предмету или явлению, к «вещи». «Вещь» эта (по терминологии Э.В. Ильенкова - символ), в нашем случае – это двигательное упражнение, выступая в качестве опосредующего звена в деятельности, приобретает специфические свойства. Значение символа «все время остаётся вне его непосредственно воспринимаемого облика, в других чувственно воспринимаемых вещах и обнаруживается лишь через всю систему отношений других вещей к данной вещи, или, наоборот, данной вещи –ко всем другим. Будучи реально изъята из этой системы, данная чувственно воспринимаемая вещь утрачивает и свою роль, значение символа.… Это и показывает, что её существование и функционирование в качестве символа принадлежали не ей как таковой, а лишь той системе, внутри которой она таковой оказывалась… [23]. Телесно, чувственно воспринимаемая оболочка, «тело» символа, само движение, для её существования в качестве символа является чем-то совершенно несущественным, мимолётным, временным…» А если это и произошло, то далее материальное тело этой вещи приводится в согласие с её функцией. В результате символ превращается в знак, т.е. в предмет (рефлекторная основа движений речедвигательной ритмики), который сам по себе ничего уже не значит, а только представляет, выражает другой предмет, с которым он непосредственно не имеет ничего общего. Функция символа, движения и состоит как раз в том, чтобы быть непосредственным телом идеального образа внешней вещи, то есть правильной артикуляции звука.

Если для нас не существенны в данном случае те свойства стимула-средства, которые не влияют на принципиальное строение отдельной знаковой операции и на структуру деятельности в целом, т.е. на характер объединения операций в одно динамическое целое, то, очевидно, что можно представить себе и такую знаковую операцию, в которой в качестве стимула-средства будет выступать не чувственно воспринимаемый объект, а именно двигательное упражнение, как средство речедвигательной ритмики.

Виртуальный знак – это деятельность, опредмеченная в знаке. Реальный знак – это элемент конкретной знаковой операции [34]. Понятие виртуального знака ближе к лингвистической трактовке.

Для получения положительных результатов от применения технологии речедвигательной ритмики логопед должен стремиться к тому, чтобы каждое двигательное упражнение (знак) стало не только условием и формой осуществления определённой деятельности, но и объектом деятельности. Иначе говоря, знак должен выступать как цель действия, а, следовательно, должен быть осознан.

Под моделированием технологии речедвигательной ритмики мы понимаем конструирование другого – реального или воображаемого объекта - правильной артикуляции.

Модель является частью теории объекта (предмета) или класса объектов (предметов). Наряду с моделью в теорию входят система методов исследования, приводящих к построению данной модели, и верифицирующий эксперимент. Их совокупность даёт интерпретированную модель – технологию речедвигательной ритмики.

Можно говорить о четырёх уровнях осознанности. К элементарнейшему из них, уровню бессознательности, относятся такие операции, входящие в систему речевой деятельности человека, как элементарные речедвижения и особенно – системы, обеспечивающие динамику речи, в частности – регулировку дыхания. Необходимо подчеркнуть, что не все операции, относящиеся к этому уровню, могут быть осознанны. Это возможно лишь в том случае, если над этими операциями существует «надстройка», контролирующая протекание соответствующих процессов. Речедвижения потому только и могут быть осознанны, что существует фонетическое слово.

Мы воспринимаем звук как одно впечатление, а должны уметь различать в нём разные качества, которые порознь, сами по себе не существуют. Каждое из этих качеств зависит от какой-нибудь из физиологических работ, составляющих артикуляцию определённого звука. Артикуляция сопровождается бессознательными мускульными ощущениями, которые наша память способна нам сохранить. Благодаря этим мускульным ощущениям, мы, произнося какой-либо звук, исполняем необходимые для него движения приблизительно так же, как исполняли их прежде [8].

Несмотря на то, что артикуляция человеческого звука допускает возможность весьма значительных колебаний, которым сопутствуют сравнительно ничтожные колебания самого звука, мы всегда произносим звук приблизительно один и тот же не только акустически, но и физиологически. Это было бы невозможно, если бы физиологическим работам не сопутствовали мускульные чувства, которые позволяют нам помнить артикуляцию звука [29].

Если для нас не существенные в данном случае те свойства стимула-средства, которые не влияют на принципиальное строение отдельной знаковой операции и на структуру деятельности в целом, то, очевидно, что можно представить себе и такую знаковую операцию, в которой в качестве стимула-средства, знака будет выступать не чувственно воспринимаемый объект, а именно двигательное упражнение, как средство речедвигательной ритмики.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.