Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Состояние артикуляционной моторики.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

 


Обследование уровня моторного развития детей 5-6 лет

 

Дата обследования_______________________

_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
 
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Обследование уровня моторного развития

Детей 6-7 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.

2. Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.

3. Завязать ленту узлом, бантом.

4. Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

 

Состояние речевой моторики.

Состояние мимической мускулатуры.

1. Поднять брови (удивиться).

2. Нахмурить брови (рассердиться).

3. Прищурить глаза.

4. Надуть щеки.

5. Втянуть щеки.

 

Состояние артикуляционной моторики.

1. ГУБЫ: улыбка – трубочка (под счет до пяти).

2. ЯЗЫК: широкий – узкий (под счет до пяти), «качели», «маятник», цоканье.

 

 


Обследование уровня моторного развития детей 6-7 лет

 

Дата обследования_______________________

_______________группа №____ ГОУ № 2634 Логопед________________________

 

  Фамилия, имя Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Состояние речевой моторики
                Состояние мимической мускулатуры Состояние артик. моторики
 
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения:

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Анализ результатов экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.

В экспериментальном исследовании участвовало 90 детей дошкольного возраста. Подводя итоги исследования, мы можем констатировать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы.

Нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты, у 40% детей отмечаются дизартрические расстройства.

У 82 % детей были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса.

Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальных групп выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение.

У 36 % испытуемых наблюдается поверхностность контактов, низкий уровень эмпатии, неадекватность в общении – эйфоричность, фамильярность, назойливость; преобладает ситуативное общение. Во многих случаях коммуникативная цель высказывания чаще всего не достигается в силу речевого нарушения.

Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.

 

 

Глава 3. Содержание и основные направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с использованием технологии речедвигательной ритмики.

 

3.1. Трёхуровневая модель развития речевого праксиса.

 

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трёхуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Н.А. Бернштейна [8] об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.

В соответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию. Каждый этаж в «вертикальной иерархии структурной организации головного мозга (ствол, средний мозг, корковые первичные, вторичные и третичные центры)» выполняет определённые задачи в обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует определённому уровню в схеме Н.А. Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определённый ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций, и низшие уровни, ответственные за операции, достигшие автоматизма.

Для произвольных навыковых действий ведущими уровнями в модели Н.А. Бернштейна являются уровни C, D, E. Уровень С отвечает за пространственную ориентацию действий, D – за смысловую, топологическую организацию предметных навыков, уровень Е обеспечивает регуляцию топологических схем символических действий и навыков.

Все три высших уровня логично соотносятся с тремя видами праксиса: кинестетическим (постцентральная извилина), кинетическим (премоторная зона) и «идеаторным», связанным с высшими формами программирования поведения (префронтальные отделы лобных долей).

Технология речедвигательной ритмики направлена на развитие трёх уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи.

1 уровень (уровень С по Н.А. Бернштейну), созревая, расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами – это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствует его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями, помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 (соответствует уровню D) обеспечивает консолидацию всех артикуляционных операций, их динамическую организацию и формирование артикулем. На этапе автоматизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению чёткой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более лёгких по артикуляции к более сложным звукам, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.

Уровень 3(соответствует уровню Е) является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме, формированию соответствующих инвариантных схем. Тем самым 3 уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного в процессе порождения высказывания. Следовательно, этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.