Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

КОНТРОЛЬНО-оценочные средства 2 страница



Тест.

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

а) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

б) Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).

в) Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

г) Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой).

д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

е) Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

Самостоятельная работа № 4 «Фразеология».

 

Вариант 2. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Носить на руках; сесть в лужу; положа руку на сердце; открыть глаза; кровь из носу; поставить в тупик; открывать новую страницу; пускать пыль в глаза; вставлять палки в колеса; как кошка с собакой

Тест.

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).

б) И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).

е) Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах. г) Н. Лесков.

Самостоятельная работа № 4 «Фразеология».

Вариант 3. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Опустить руки; плыть по течению; показать нос; попасться на удочку; водой не разольешь (не разлить); как с гуся вода; протянуть ноги; китайская грамота; засучив рукава; извиваться ужом.

Тест.

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

а) Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский).

б) Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев).

в) Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин).

г) И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров).

д) Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов).

е) Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бисером;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 1.

1. Сделайте морфемный разбор слов: оценить, предутренний, укрепить, испачканный, сидя, любящий, житель, потемнело, птичий, лепесток, бронебойный, повседневный.

2. Укажите способ образования слов:опомниться, повышение, издавна, ООН, переход, наивысший, высокогорный, сегодня, МАИ, дежурный (по классу)

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: ветерок, ветерочек, ветер, ветреный, безветрие, ветрено, ветреность.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление, лицо – лик, сон – сна, купить – купил, дивиться – удивление, увлечь – увлекать, друг – друзья – дружба, простить – прощение, свобода – освобождение.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Соученик, нарушитель, овсянка, лиственница, музыкальность, разглядеть, багажник.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Антиобщественный, бумажник, МГУ, верность, влить, водокачка, вузовец, высь, глинистый, дочитывать, законодатель, ТЮЗ.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Автобусный, автомашина, изобретатель, кто-нибудь, милостыня, миллиметр, министерство, легкораненый, малограмотность, мороженое.

 

Вариант 2.

1. Сделайте морфемный разбор слов: проехать, кипучий, высоко, по-весеннему, молча, любивший, строитель, прибежала, телячий, стручок, жизнерадостный, трехдневный.

2. Укажите способ образования слов: наглядный, восхождение, заговорщик, лаз, горнолыжный, поход, недавно, дальновидный, сумасшедший, РАН, благодаря (маме).

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: верно, верность, вернейший, верный, неверность, наивернейший, благоверный.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Увлечь – увлекать, друг – друзья – дружба, простить – прощение, свобода – освобождение, поместить – помещик, предлагать – предложение, опровергнуть – опровержение.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Нарушитель, овсянка, лиственница, беглость, пильщик, двигатель, требовательный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Бумажник, верность, влить, глинистый, дочитывать, законодатель, закричать, СФУ, общественный, паровоз, подосиновик, подстаканник.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Милостыня, миллиметр, легкораненый, малограмотность, мороженое, раненый, соломинка, столовая, умалишенный, честолюбие.

 

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 3.

1. Сделайте морфемный разбор слов: отползать, маринованный, мечтатель, спрятана, лежа, предыдущий, учитель, выключили, певчий, сверчок, тысячелетие, двухдневный.

2. Укажите способ образования слов: повысить, взломать, тотчас, напоминание, договор, подальше, глазомер, сейчас, АГМА, (обедать в) столовой.

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: возок, воз, возить, повозка, перевозить, извоз, извозчик.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Купить – купил, поместить – помещик, предлагать – предложение, опровергнуть – опровержение, опись – опишу, обособить – обособление, день – дня, беру – брать.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Багажник, беглость, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный, безыдейный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Верность, влить, водокачка, дочитывать, законодатель, закричать, общественный, паровоз, подстаканник, пылесос, самокритика, КТТиС.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый.

 

Вариант 4.

1. Сделайте морфемный разбор слов: выехать, жгучий, быстро, бараний, каток, дружелюбный, нахмурившийся, мыслитель, пролетали, птичий, замок, новомодный, трехдневный.

2. Укажите способ образования слов: сглазить, восходящий, вдали, (зашел к) знакомому, переговоры, одарить, домостроение, СНГ, сумасшедший, блестящие (способности).

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: входить, ход, ходьба, ходить, вход, входной, выходить.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление, лицо – лик, сон – сна, купить – купил, дивиться – удивление, друг – друзья – дружба, опись – опишу, обособить – обособление, день – дня, беру – брать.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Овсянка, лиственница, музыкальность, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Антиобщественный, ГРМ, водокачка, глинистый, дочитывать, законодатель, закричать, подосиновик, подстаканник, пылесос, самокритика, сберкасса.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Автобусный, автомашина, изобретатель, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, тотчас, честолюбие.

 

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 5.

1. Сделайте морфемный разбор слов: прочитать, плакучий, трехдневный, чулок,

обрызгать, направленный, весело, взглянув, слушатель, коснулись, волчий, голубоглазый, повседневный.

2. Укажите способ образования слов: разговаривать, горянка, мечта, носитель, даль, продвигать, великодушный, тотчас, (помочь) раненому, СМИ.

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: наглядный, глядеть, глянуть, выглянуть, выглядывать, гляделки, взглянуть.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление, сон – сна, дивиться – удивление, друг – друзья – дружба, простить – прощение, свобода – освобождение, предлагать – предложение, опись – опишу, день – дня.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Лиственница, безыдейный, музыкальность, разглядеть, багажник, требовательный, соломенный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Противовирусный, бумажный, верность, водокачка, глиняный, МВД, общественный, пароход, подберезовик, подлокотник, пылесос, самокритичный.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Троллейбусный, автомашина, изобретение, что-нибудь, сантиметр, безграмотность, пирожное, неизвестный, раненый, столовая.

 

Вариант 6.

1. Сделайте морфемный разбор слов: выписать, рассказанный, держа, слушая, по-хозяйски, завоеватель, обулся, моющий, любитель, заглянул, лисий, дружок, среднегодовой, трехдневный.

2. Укажите способ образования слов: кареглазый, вдаль, обрезать, ЦРУ, сдвиг, говорливый, пригорок, сегодня, МГУ, (есть) мороженое.

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: выше, высокий, свыше, высочайший, высоковатый, высоковато, высь.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление, лицо – лик, купить – купил, дивиться – удивление, увлечь – увлекать, простить – прощение, свобода – освобождение, поместить – помещик.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Соломенный, музыкальность, багажник, беглость, пильщик, двигатель, требовательный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Дописывать, законодательный, запечатать, КГТУ, общественный, паровоз, подосиновик, подстаканник, пылесос, самокритика, сберкасса, НТВ.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Трамвайный, автомобиль, изобретение, миллиметр, нижеподписавшийся, неизвестный, столовая, тотчас, труднопроходимый, сумасшедший.

 

 

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 7.

1. Сделайте морфемный разбор слов: продумать, подписанный, заново, тюлений, лоток, горнолыжный, двухдневный, водянистый, пальтишко, рыбачил, строгий, мосток, густонаселенный, повседневный.

2. Укажите способ образования слов: объяснение, закат, МФТИ, скороговорка, плоскогорье, сегодня, впустую, учащиеся (10 класса), задушевный, умалишенный.

3. Постройте словообразовательное гнездо из слов: говорок, говорить, говор, говорун, говорящий, говорливый, выговорить.

4. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).

Увлечь – увлекать, друг – друзья – дружба, свобода – освобождение, поместить – помещик, опровергнуть – опровержение, опись – опишу, обособить – обособление, день – дня.

5. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

Двигатель, нарушитель, лиственница, музыкальность, багажник, беглость, безыдейный.

6. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Антиобщественный, бумажник, верность, закричать, МГУ, общественный, паровоз, подосиновик, подстаканник, пылесос, сберкасса, ТЮЗ.

7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Легковой, автомобильный, кто-то, миллиметр, министерство, неизвестный, раненый, соломинка, умалишенный, честолюбие.

 

Самостоятельная работа № 6 «Морфология. Орфография».

Вариант 1.

Задание 1. От приведенных ниже слов образуйте прилагательные с помощью суффиксов -ск-, -к-.

Казах, казак, узбек, таджик, ткач, кавалерист, артиллерист, парламент, зверь, январь, февраль, июнь, Кавказ, немец.

Задание 2.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы. Рас­ставьте, где нужно, ударение.

1.Алюмини_вый, игр_вый, лен_вый, юрод__вый, стро_вой, милост_вый, заботл_вый, доверч_вый, учт_вый, гряз_вой, дожд__вой, кра_вой, сол_вой, ткан_вый, опрометч_вый.

2. Вин_ватый, дел_витый, дел_вой, угл_вой, грязн_ватый, ноздр_ватый, рыж_ватый, зелен_ватый, глянц_ви­тый, кольц_вой, тен_вой.

3. Игр_стый, залив_стый, раскат_стый, изворот_стый, глин_стый.

Задание 3.Образуйте от существительных прилагательные:

с суффиксом -н-:

карман, истина, чугун, лимон, осень, картина.

с суффиксами -онн-, -енн-:

станция, клюква, солома, клятва, экскурсия, обед.

с суффиксами -ан-, -ян-:

серебро, дерево, глина, олово.

Задание 4.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфемы в прила­гательных.

Дискуссио___ый вопрос, багря___ый закат, стекля___ая, витрина, карти___ая галерея, тума___ая погода, пусты___ый берег, берестя___ой ковш, дикови___ые вещи, румя___ое лицо, льня___ая скатерть, овся___ая каша, ю___ые друзья, сви___ое сало, были___ый герой, жизне___ый урок, стари___ый друг, укоризне___ый взгляд, це___ый груз, мужестве___ый поступок, родстве___ые узы, урага___ый ветер, весе___ее утро.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы.

Сто пят...десят штук, сорок восем... метров, сем...десятый кил...ометр, ст...летний дуб, шест...сот тонн, сто двадцат... шагов, тысяча девят...сот восем...десят восьмой год, восем... тысяч... пят...сот видов, сем...десят лет, двадцат... два градуса, одна... пятая сада, две... десятых урожая, четвер... малыш...й, три тысячи шест...сот восем...десят кил...ометров, шест...десят пят... гектар..., в ст... метрах, б...дон с девяност... литрами молока, пят...ю...десятью рублями, девят...ю...стами книгами, сем...ю...стами шест...ю...десят...ю рублями, полу...тораст... страниц, полу...тора кил...ограм...ов яблок, с об...ими мальчиками, с об...ими девочками, в трет...ю комн...ту, в тысяч... девят...сот пятом году.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Кое )что об...яснил, н...которое зам...шательство, н...кто Иванов, кто(то) чужой, (чей) либо друг, н...сколько книг, что(нибудь) придумать, н...что непонятное, (кое)кто приш...л, (кое) у кого спросить, какой(либо) предлог, н...который интерес, какие(то) слова, какой(нибудь) случай, чем...то озабочен, (чей)то рюкзак, н...чего нет, н...кого ругать, н...кто н... приш...л, н...какой ручки, н ...с... кем говорить, н...... во... что не верить, н... у... кого взять, н ...для ...чего не готовить, н ...от ...кого не зависеть, н ...перед ...чем не остановиться, н... в...чём не отказывать, н... к... чему не прикасаться, н... на... кого не обижаться, н... кто ...иной, как сторож, н...кто иной не решит, как он, н... что иное.

Задание 7.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Рано се...т, не теря...т семян, как уме...т, так и бре...т, мягко стел...т, зной пал...т и дыш...т, стел...тся тучи, сумрак уход...т, серой мглой брод...т, кол...т колосья, слыш...тся рог, пиш...т в тетради, дыш...т тихо, люб...т учиться, сильно ненавид...т, не обид...т комара, маш...т приветно, колебл...т паруса, буря стон...т, мачту клон...т, гон...т ладью, оглян...тесь вокруг, узна...те радость, кол...т и руб...т дрова, чуд...тся ш...пот, ре...т флаг, завис...т от обстоятельств, раста...т в воздухе, уме...т жить, цен...т время, стан...т говорить, успе...т одеться, зелене...т берёза, проход...т облака, суш...т бельё, плачем (не)разжалоб...шь, сначала осерд...тся, да после смир...тся, нав...вают сонливость, суд...т прав...льно.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы причастий.

Чита...щий ученик, вид...мый объект, хорошо слыш...щий, молч...щий человек, запёкш...йся п...рог, брос...вший мяч, чит...ная книга, вид...нный фильм, атаку...щий б...тальон, атаку...мый противник, атакован...ый б...тальон, скошен...ая трава, вид...мые горы, спалён...ая жнива, сверка...щая вершина, нач...вшийся шторм, бушу...щее море, бор...щийся народ, стро...щийся дом, прерыва...мый звонком, хран...мый т...лисман, выг...ревшая трава, се...вший зерно, засе...нное поле, изуч...ный м...териал, выстро...ный посёлок, увлеч...нный человек, подстрел...ный зверь, обстрел...ные окопы, замеш...ный раствор, замеш...ный в пр...ступлении человек, обещ...ная поддержка, разрушен...ая стена.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы наречий.

Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., глядит испуганн..., посмотреть искос..., расположиться справ...

Задание 10.Образуйте от прилагательных наречия. Обозначьте приставки и суффиксы.

Образец: новый по-новому, детский по-детски.

Старый, весенний, летний, видимый, хозяйский, молодецкий, дружеский, французский, утиный, пустой, прежний, будничный, домашний, немецкий, медвежий, английский.

Задание 11.Спишите наречия, раскрывая скобки.

(Без)удержу,(без)удержно, (в)пустую, (в)открытую, (в)полголоса, (до)отказа, (в)торопях, (на)вылет, (с)выручку, (в)общем, (в)об­ще, (с)боку, (с)ходу, (на)лету, (в)рассрочку, (в)ручную, (до)смерти, (в)потёмках, (в)потьмах, (в)одиночку, (по)одиночке.

 

 

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 2.

Задание 1. От приведенных ниже слов образуйте прилагательные с помощью суффиксов -ск-, -к-.

Француз, казак, узбек, таджик, ткач, кавалерист, артиллерист, парламент, зверь, январь, октябрь, июль, Кавказ, немец.

Задание 2.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы. Рас­ставьте, где нужно, ударение.

1. Лен_вый, юрод__вый, стро_вой, милост_вый, заботл_вый, доверч_вый, учт_вый, гряз_вой, игр_вый, кра_вой, стал_вой, алюмини_вый, ткан_вый, эмал_вый.

2. Вин_ватый, дел_витый, дел_вой, угл_вой, грязн_ватый, ноздр_ватый, рыж_ватый, зелен_ватый, глянц_ви­тый, кольц_вой, тен_вой.

3. Игр_стый, залив_стый, раскат_стый, изворот_стый, глин_стый.

Задание 3.Образуйте от существительных прилагательные:

с суффиксом -н-:

карман, истина, чугун, лимон, осень, картина.

с суффиксами -онн-, -енн-:

станция, клюква, солома, клятва, экскурсия, обед.

с суффиксами -ан-, -ян-:

дерево, серебро, глина, стекло.

Задание 4.Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте морфемы в прила­гательных.

Стекля___ая, витрина, тума___ая погода, пусты___ый берег, берестя___ой ковш, дикови___ые вещи, румя___ое лицо, льня___ая скатерть, дискуссио___ый вопрос, овся___ая каша, сви___ое сало карти___ая галерея, были___ый герой, жизне___ый урок, стари___ый друг, конституцио___ое пра­во, укоризне___ый взгляд, багря___ый закат, мужестве___ый поступок, родстве___ые узы, урага___ый ветер, весе___ее утро.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы.

Пят...ю...десятью рублями, девят...ю...стами книгами, сем...ю...стами шест...ю...десят...ю рублями, полу...тораст... страниц, полу...тора кил...ограм...ов яблок, с об...ими мальчиками, с об...ими девочками, в трет...ю комн...ту, в тысяч... девят...сот пятом году, двух...мил...ионный гражданин, двух...сотый кил...ометр, из вос...мисот сорока вычесть трист... шест...десят сем..., к сем...стам вос...ми прибавить четырест... три, из пятнадцати тысяч... шест...сот шест...десяти шести вычесть один...адцать тысяч... девят...сот восем...десят четыре, к пят...десят... двумприбавить шес...надцат..., к шест...стам вос...мидесят... прибавить шес...надцать, к шест...стам вос...мидесяти.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Н...кто н... приш...л, н...какой ручки, н ...с... кем говорить, н...... во... что не верить, н... у... кого взять, н ...для ...чего не готовить, н ...от ...кого не зависеть, н ...перед ...чем не остановиться, н... в...чём не отказывать, н... к... чему не прикасаться, н... на... кого не обижаться, н... кто ...иной, как сторож, н...кто иной не решит, как он, н... что иное, как болтовня, н...что иное, кроме математики, барометр н... что другое, как прибор, н...чем другим не занимался, был н...кто иной, как, это был н... кто иной, как наш друг, барометр является н...чем другим, как прибором, н...чем другим, кроме плавания, выяснить (кое)какие подробности, н...чего не обнаружить, вернуться н...с...чем.

Задание 7.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пиш...т в тетради, дыш...т тихо, люб...т учиться, сильно ненавид...т, не обид...т комара, маш...т приветно, колебл...т паруса, буря стон...т, мачту клон...т, гон...т ладью, оглян...тесь вокруг, узна...те радость, кол...т и руб...т дрова, чуд...тся ш...пот, ре...т флаг, завис...т от обстоятельств, раста...т в воздухе, уме...т жить, цен...т время, стан...т говорить, успе...т одеться, зелене...т берёза, проход...т облака, суш...т бельё, плачем (не)разжалоб...шь, сначала осерд...тся, да после смир...тся, нав...вают сонливость, суд...т прав...льно, стел...тся дорога, ищ...т в траве, быстро нап...да...т, меру зна...т, (не) выр...ст...т сразу, моря (не) наполн...шь, в душу (не) влез...шь, дремл...т хаты, вид...т дом, печаль (не) крас...т. Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы причастий.

Вид...мые горы, спалён...ая жнива, сверка...щая вершина, нач...вшийся шторм, бушу...щее море, бор...щийся народ, стро...щийся дом, прерыва...мый звонком, хран...мый т...лисман, выг...ревшая трава, се...вший зерно, засе...нное поле, изуч...ный м...териал, выстро...ный посёлок, увлеч...нный человек, подстрел...ный зверь, обстрел...ные окопы, замеш...ный раствор, замеш...ный в пр...ступлении человек, обещ...ная поддержка, разрушен...ая стена, услыш...ная новость, сломле...ное сопротивление, слом...ный в...лосипед, обветрен...ое лицо, утер...ные документы, утрач...ные ил...юзии, прострел...ная нога, подслуш...ный разговор, ч...тавший книгу, г...ряший лес, подн...мавш...ся самолёт.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы наречий.

Переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., вскрикнуть сдавлен..., взглянуть влев..., доходчив... об...яснить, сначал... выслушать, идти медленн...

Задание 10.Образуйте от прилагательных наречия. Обозначьте приставки и суффиксы.

Образец: новый по-новому, детский по-детски.

Лисий, заячий, весенний, летний, видимый, хозяйский, молодецкий, дружеский, французский, утиный, пустой, прежний, будничный, домашний, немецкий, медвежий.

Задание 11.Спишите наречия, раскрывая скобки.

(В)открытую, (в)полголоса, (до)отказа, (в)торопях, (на)вылет, (с)выручку, (в)общем, (в)об­ще, (с)боку, (с)ходу, (на)лету, (в)рассрочку, (в)ручную, (до)смерти, (в)потёмках, (в)потьмах, (в)одиночку, (по)одиночке, (в)плотную, (без)умолку, (на)спех.

 

Самостоятельная работа № 5 «Морфемика. Словообразование».

Вариант 3.