1. Как ни разв_вайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. (Н. Гоголь.) 2. Св_ркающая белизна лица её ещё осл_пительнее бросилась в глаза, когда лёгкая тень ос_нила при наклоне головы оч_ровательный лоб её. (Н. Гоголь.) 3. С насл__ждением, полной грудью, она [Анна] вдыхала в себя снежный, м_розный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и осв_щённую станцию. (Л. Толстой.) 4. На миг на меня пов_яло оч_рованием чего-то родного, очень зн_комого... (А. Чехов.) 5. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где др_жал яркий з_л_той свет и пе-рел_вал радугой в с_тях паука. (А. Чехов.) 6. Солнце св_тило так гор_чо, что я уже пож_пел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. (М. Шолохов.)
3. Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.
1. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где др_жал яркий з_л_той свет и пе-рел_вал радугой в с_тях паука. (А. Чехов.) 2. Солнце св_тило так гор_чо, что я уже пож_пел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стёганку. (М. Шолохов.) 3. Там, где было особенно трудно л_шадям, мы сл_зали с брички, шли п_шком. (М. Шолохов.) 4. Они бросились за ним, оч_рованные. (М. Горький.) 5. Луна осв_щала её сухие, потрескавшиеся губы, за_стрённый подб_родок с с_дыми в_л__сами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв с__вы. (М. Горький.) 6. И все ост_новились, не ж_лая обл_гчить участь того, кто делал им зло, не ж_лая убивать его. (М. Горький.)
3. Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.
2. В каком предложении вместо слова АБОНЕНТ нужно употребить слово АБОНЕМЕНТ?
1) АБОНЕНТЫ городской библиотеки приглашены на конференцию.
2) Ввиду изменения технических условий АБОНЕНТОВ телефонной сети стало больше на 20.
3) Нам с трудом удалось достать АБОНЕНТ на цикл лекций знаменитого учёного.
4) АБОНЕНТУ нелегко получить ложу в драматическом театре.
3. Укажите, в каком предложении автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы.
1) Надо ждать, когда это произойдёт само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность.
2) Если говорить о себе, то я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то, а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам.
3) Толстой и Достоевский, как бы они ни были обогащены во время своей творческой жизни, - это они сами, их сразу же узнаешь, их никогда ни на каком этапе развития не спутаешь друг с другом.
4) Нельзя обучаться времени, его можно только постигать.
4. Какое слово или сочетание из предложения «Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире» имеет отрицательную оценочную окраску?
1) не подтвердятся 2) телепат 3) космическая тарелка 4) ажиотаж
5. Творческое задание. Тёплый, золотой, железный, весёлый, угрюмый. Составьте небольшой текст так, чтобы указанные слова употреблялись в нём как в прямом, так и в переносном значении.
Вариант 2.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «всеобщий»?
2. Укажите номер предложения, в котором произошло смешение паронимов БЕЗДЕЛИЦА – БЕЗДЕЛЬНИЦА.
1) Просто красивая безделица – а как приятно!
2) Только такая бездельница, как ты, могла не решить вообще ни одной задачи!
3) Хороший у вас сын, работящий. А моя безделица целыми днями дурака валяет.
4) «Ты сильно порезался?» - «Сущая безделица, не обращай внимания».
3. В каких предложениях автор использует два близких по смыслу слова?
1) Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. Ленинград – город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными.
2) Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. Ленинград славился своими букинистами.
3) От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.
4) Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомблённых домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в хранилища Публички.
4. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни…
- Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического применения:
1) архаизм 2) историзм 3) неологизм.
5. Какое слово является однозначным?
1) канал 2) жёсткий 3) биссектриса 4) корень 5) ясный.
Вариант 4.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто удостоен диплома»?
1) дипломат 2) оппонент 3) дипломант 4) адресант.
2. Распределите пары слов в одну из колонок:
Знаменитый художник – известный художник; умный ребёнок – понятливый ребёнок; банальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зелёные косы берёзки – песчаная косы на море; смелый воин – храбрый воин.
Синонимы
Антонимы
Омонимы
3.Подберите как можно больше синонимов к словам есть, смотреть.
4. Подберите антонимы к слову так, чтобы каждый раз оно выступало в новом значении: рубаха, хлеб, материал, густой. Образец: свежая газета – вчерашняя газета.
5.Устраните недочёты:
1) В своём новом романе писатель, понимаете ли, не сумел раскрыть характер отдельных героев. 2) Значит, коллектив нашего предприятия, как мы видим, добился определённых успехов. 3) Ракета, ускоряя скорость, полетела в полёт.
Вариант 5.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «краткая характеристика книги или статьи, излагающая их содержание в виде перечня главных вопросов»
1) аннотация 2) реферат 3) тезисы 4) рецензия
2. Выпишите из данной группы слов архаизмы: поручник (ходатай, поверенный), гусляр (народный певец, играющий на гуслях), ланиты (щёки), уста.
4. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой», - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
5. Найдите многозначное слово: …А ты? Входя в дома любые… Скажи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет// И посмотрели косо вслед, // Или незримый прочный след // В чужой душе на много лет. (Л. Мартынов)
Для вставки: две капли воды, дважды два – четыре, хоть глаз выколи, баклуши бить, водой не разольёшь, в три ручья, семь пятниц на неделе, тут как тут, губы надул.
4. Выпишите из данной группы слов историзмы: поручник (ходатай, поверенный), гусляр (народный певец, играющий на гуслях), ланиты (щёки), уста.
5. Выберите среди данных пар слов антонимы: компанейский – кампанейский, ночь – день, белый – чёрный, хорошо – плохо, умный – глупый.
2. В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить слово ФАКТОР?
1) В своих расчётах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.
2) ФАКТЫ говорят сами за себя.
3) ФАКТЫ – упрямая вещь.
4) Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.
3. Найдите среди данных слов историзмы: алтын, ендова (большая открытая посуда с рыльцем, употр. в древней Руси в русском флоте для вина), грош, братина (ковш, употребляемый в старину для питья вина), рубль, пятак, дюжина (двенадцать штук чего-н.), аршин (мера длины, равная 0, 71 м), верста (русская мера длины, равная 1, 06 км).
4.Какое из перечисленных слов противоположно значению слова ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ?
1) удачный 2) быстрый и успешный 3) вызывающий споры 4) осуществляющийся в короткий промежуток времени
3. Найти среди данных слов историзмы: Сажень (мера длины, равная 2, 13 м), пуд (Русская мера веса, равная 16, 3 кг), лавочник (торговец, владелец лавки), поручик, купе, дворецкий (в помещичьем быту старший лакей), боязнь, разиня.
4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.
2) Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.
3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.
4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.
5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) похвальба 2) похвала 3) хвала 4) одобрение
Вариант 9.
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «лёгкая метель»?
1) пурга 2) буран 3) вьюга 4) метелица
2. Значение какого слова определено неверно?
1) БУЛЬВАР – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.
2) ДИСКУССИОННЫЙ – сомнительный, спорный.
3) ЭКСПОРТ – вывоз товара из страны для продажи.
4) ФИЛАНТРОП – избегающий общества людей, не любящий, ненавидящий их.
3. В каком предложении используется фразеологический оборот как приём, повышающий выразительность речи?
1) Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.
2) Он не увлекался и не интересуется искусством, но с жадностью поглощает всякую информацию и отлично натренирован в чтении газет.
3) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребёнок или подросток с повадками мещанина – всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной.
4) Но надо признать, что в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность и все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы.
4. В каком предложении отсутствуют контекстуальные антонимы (слова иди словосочетания, которые в тексте противопоставлены по смыслу)?
1) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребёнок или подросток с повадками мещанина – всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной.
2) Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу.
3) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами.
4) Он не увлекался и не интересуется искусством, в том числе и литературой, - вся его природа искусству враждебна, - но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов.
5. Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть
Вариант 10.
1. В каком значении употреблено слово КЛИШЕ в предложении Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами.
1) повторение одних и тех же или близких по смыслу и звучанию слов
2) неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли
3) устойчивое выражение с самостоятельным значением
5. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. - В каком значении использовано в тексте слово КРАЙНИЙ?
1) Являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным;
3) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
4) Корень учения горек, а плод его сладок.
5) Чемодан нетяжёлый, лёгкий.
6) Вертолёт летел то низко, то высоко.
7) С друзьями хорошо – без друзей плохо.
8) Ягоды некрупные, но сладкие.
5. Выписать омонимы. Объяснить их значения.
1) Молнией. Коса. Засверкай кругом! (Кольц.). 2) Узкая. Длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. 3) Коса – девичья краса (В. Даль). 4) Идти становилось всё труднее: мешали встречный ветер и снег. (Арс.) 5) В дыму стоял Стёпка и большой зазубренной ложкой мешал в котле. (Чех.)
Вариант 15.
1. Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
1) выражение сочувствия, сожаления
2) человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям
3) жалость к пострадавшему
4) готовность помочь или простить из сострадания
2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Зима ОДЕЛА белоснежным одеялом поля и дубравы.
2) Она всегда ОДЕВАЛАСЬ со вкусом.
3) Мама нежно ОДЕЛА малыша одеялом.
4) Ту неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «склонный к нападению, насилию; враждебный, захватнический»?
2. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?
1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.
2) Малышей … потеплее.
3) Дедушка взял газету и … очки.
4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.
3. Объяснить устаревшие слова при помощи их общеупотребительных синонимов. Око, ланиты, уста, чело, перст, выя.
4. Подчеркнуть фразеологизмы и одинаково звучащие свободные словосочетания.
1) Новый инженер не проработал и месяца, а уже взял в руки даже самых недисциплинированных работников. Я взял в руки деталь, но не удержал её. 2) Прохожий поднял ребёнка и поставил на ноги. Бабушка с большим трудом воспитывала внука, но всё-таки поставила на ноги. 3) Станок вышел из строя. По приказу командира боец вышел из строя.
5. Что означает выражение БЕЛАЯ ВОРОНА?
1) очень красивый человек,
2) о том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем он есть на самом деле
3) лгун, обманщик
4) тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих
Вариант 17.
1. Выбрать среди слов историзмы: батог (палка), смерд (простолюдин), кружало (кабак), правеж – принуждение к уплате долгов путём наказания; тать (вор), дьяк – государственный чиновник; вельми (очень), сей (этот).
2. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?
5. Сколько фразеологизмов вы можете насчитать в следующем тексте?
Машка нам приходится двоюродной тёткой, в общем, седьмая вода на киселе. И сидела бы тише воды и ниже травы, держала язык за зубами, так нет – командует всеми нами, малышами, а родители молчат, как воды в рот набрали.