Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

КОНТРОЛЬНО-оценочные средства 6 страница



16. Укажите, какой знак препинания нужно поставить на месте пропуска.

Слышу я () звенит синица средь желтеющих полей.

1) (,) 2) (:) 3) (-) 4) (;)

 

КОНТРОЛЬНО-оценочные средства

по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(контрольные работы)

 

Контрольная работа № 1 (Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография).

Вариант 1.

1. Подберите к каждому слову однокоренные слова. Обозначьте корень.

Единый, свет, князь, мягкий, вялый, взгляд, наряд.

2. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень.

1. Как ни разв_вайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пой­ду за нею любопытствовать. (Н. Гоголь.) 2. Св_ркающая белизна лица её ещё осл_пительнее бросилась в глаза, когда лёгкая тень ос_нила при наклоне головы оч_ровательный лоб её. (Н. Гоголь.) 3. С насл__ждением, полной грудью, она [Анна] вды­хала в себя снежный, м_розный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и осв_щённую станцию. (Л. Толстой.) 4. На миг на меня пов_яло оч_рованием чего-то родного, очень зн_комого... (А. Чехов.) 5. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где др_жал яркий з_л_той свет и пе-рел_вал радугой в с_тях паука. (А. Чехов.) 6. Солнце св_тило так гор_чо, что я уже пож_пел о том, что надел в дорогу сол­датские ватные штаны и стёганку. (М. Шолохов.)

3. Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.

Зализать — залезать, навевать — навивать, освещение — освящение, поласкать — полоскать, развива­ется — развевается, седеть — сидеть, примирять — примерять, умолять — умалять.

4. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень. В скобках укажите проверочное слово.

Загвоз_ка (…), ко_ьба (…), прести_ (…), заморо_ки (…), ре_кий (…), сла_кий (…), ре_ьба (…), сва_ьба (…), замёр_ший (…), но_ти (...), окре_ший (…), зама_ка (…), издер_ки (…), моло_ьба (…), блю_це (...), развя_ка (…), выру_ка (…), изги_ (…), разве_ка (…), сма_ка (…), ло_тевой (…), пробе_ка (…).

5. Образуйте слова с данными приставками:

без-/6ес-:

Весть, мятеж, трепет, вкус, помощь, характер, голос, пощада, церемония.

низ-/нис-:

водить, падать.

раз-/рас-:

бросать, жать, грех, стать, славить, хвалить, лить ,черпать ,щипать, думать, колоть, сердить.

6. От данных слов образуйте слова с разными приставками. Обо­значьте приставки.

Игра, интерес, искать, итог, имя.

7.Образуйте от данных существительных форму единственного числа именительного падежа.

Мечи, врачи, вещи, камыши, мыши, блиндажи, ночи, речи, кирпичи, чертежи, грачи, щелочи, калачи, пейзажи, шалаши, ключи, мятежи, куличи, ежи, броши.

 

Вариант 2.

1. Подберите к каждому слову однокоренные слова. Обозначьте корень.

Мнимый, тьма, княгиня, твердый, слабый, взор, наряд.

2. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень.

1. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где др_жал яркий з_л_той свет и пе-рел_вал радугой в с_тях паука. (А. Чехов.) 2. Солнце св_тило так гор_чо, что я уже пож_пел о том, что надел в дорогу сол­датские ватные штаны и стёганку. (М. Шолохов.) 3. Там, где было особенно трудно л_шадям, мы сл_зали с брички, шли п_шком. (М. Шолохов.) 4. Они бросились за ним, оч_рованные. (М. Горький.) 5. Луна осв_щала её сухие, потрескавшиеся губы, за_стрённый подб_родок с с_дыми в_л__сами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв с__вы. (М. Горький.) 6. И все ост_новились, не ж_лая обл_гчить участь того, кто делал им зло, не ж_лая убивать его. (М. Горький.)

3. Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.

Зализать — залезать, навевать — навивать, освещение — освящение, поласкать — полоскать, развива­ется — развевается, седеть — сидеть, примирять — примерять, умолять — умалять.

4. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень. В скобках укажите проверочное слово.

Сва_ьба (…), прести_ (…), загвоз_ка (…), заморо_ки (…), ко_ьба (…), ре_кий (…), сла_кий (…), ре_ьба (…),замёр_ший (…), но_ти (...), окре_ший (…), зама_ка (…), издер_ки (…), моло_ьба (…), блю_це (...),ло_тевой (…), развя_ка (…), выру_ка (…), изги_ (…), разве_ка (…), сма_ка (…), пробе_ка (…).

5. Образуйте слова с данными приставками:

воз/вос-:

гордиться, соединить, дать, создать.

из-/ис-:

жить, сохнуть, зябнуть, царапать.

раз-/рас-:

Славить, хвалить, черпать, щипать, думать, колоть, сердить, сказать, спросить, цвести, шевелить.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Дез_нформация, сверх_ндустриализация, фин_нспектор, спорт_нвентарь, контр_гра, меж_нститутский, сверх_нтересный, дез_нфекция, вз_мать, сверх_зысканный, спорт_гра, пан_сламизм, пед_нститут, пост_мпрессионизм.

7.Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Туча, тысяча, пожарище, задача, училище, чаща, жилище, крыша, афиша, чудовище, встреча, дача, стрельбище, выдача, роща, пастбище.

 

Контрольная работа № 2 (Раздел 3. Лексикология и фразеология).

 

Вариант 1.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «забавный»?

1) курьёзный 2) корректный 3) педантичный 4) уникальный

2. В каком предложении вместо слова АБОНЕНТ нужно употребить слово АБОНЕМЕНТ?

1) АБОНЕНТЫ городской библиотеки приглашены на конференцию.

2) Ввиду изменения технических условий АБОНЕНТОВ телефонной сети стало больше на 20.

3) Нам с трудом удалось достать АБОНЕНТ на цикл лекций знаменитого учёного.

4) АБОНЕНТУ нелегко получить ложу в драматическом театре.

3. Укажите, в каком предложении автор противопоставляет два близких по смыслу слова, которые обычно используются как синонимы.

1) Надо ждать, когда это произойдёт само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность.

2) Если говорить о себе, то я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то, а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам.

3) Толстой и Достоевский, как бы они ни были обогащены во время своей творческой жизни, - это они сами, их сразу же узнаешь, их никогда ни на каком этапе развития не спутаешь друг с другом.

4) Нельзя обучаться времени, его можно только постигать.

4. Какое слово или сочетание из предложения «Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире» имеет отрицательную оценочную окраску?

1) не подтвердятся 2) телепат 3) космическая тарелка 4) ажиотаж

5. Творческое задание. Тёплый, золотой, железный, весёлый, угрюмый. Составьте небольшой текст так, чтобы указанные слова употреблялись в нём как в прямом, так и в переносном значении.

Вариант 2.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «всеобщий»?

1) радикальный 2) косный 3) потенциальный 4) тотальный

2. Объясните значения слов. Иерархия - ... Иллюзия - … Аналогия -... Бинарный - …. Галантный - …

3. Выберите архаизмы: батог (палка), смерд (простолюдин), кружало (кабак), правеж – принуждение к уплате долгов путём наказания; тать (вор), дьяк – государственный чиновник;вельми (очень), сей (этот).

4. Найдите в стихотворении паронимы.

Сибиряки! Молва не врёт, -

Хоть с бору, с сосенки народ,

Хоть сборный он, зато отборный … (А. Твардовский.)

5. Составьте предложения со словами: геройский – героический, адресат – адресант, освоить – усвоить, представить – предоставить, остатки – останки, ступня – ступень.

Вариант 3.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «относящийся к лирике как к роду литературы»?

1) лиричный 2) выразительный 3) лирический 4) субъективный

2. Укажите номер предложения, в котором произошло смешение паронимов БЕЗДЕЛИЦА – БЕЗДЕЛЬНИЦА.

1) Просто красивая безделица – а как приятно!

2) Только такая бездельница, как ты, могла не решить вообще ни одной задачи!

3) Хороший у вас сын, работящий. А моя безделица целыми днями дурака валяет.

4) «Ты сильно порезался?» - «Сущая безделица, не обращай внимания».

3. В каких предложениях автор использует два близких по смыслу слова?

1) Книга много значила и много делала в ленинградской блокаде. Ленинград – город, насыщенный книгой, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными.

2) Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные. Ленинград славился своими букинистами.

3) От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.

4) Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомблённых домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в хранилища Публички.

4. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни…

- Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического применения:

1) архаизм 2) историзм 3) неологизм.

5. Какое слово является однозначным?

1) канал 2) жёсткий 3) биссектриса 4) корень 5) ясный.

 

Вариант 4.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто удостоен диплома»?

1) дипломат 2) оппонент 3) дипломант 4) адресант.

2. Распределите пары слов в одну из колонок:

Знаменитый художник – известный художник; умный ребёнок – понятливый ребёнок; банальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зелёные косы берёзки – песчаная косы на море; смелый воин – храбрый воин.

Синонимы Антонимы Омонимы
     

3.Подберите как можно больше синонимов к словам есть, смотреть.

4. Подберите антонимы к слову так, чтобы каждый раз оно выступало в новом значении: рубаха, хлеб, материал, густой. Образец: свежая газета – вчерашняя газета.

5.Устраните недочёты:

1) В своём новом романе писатель, понимаете ли, не сумел раскрыть характер отдельных героев. 2) Значит, коллектив нашего предприятия, как мы видим, добился определённых успехов. 3) Ракета, ускоряя скорость, полетела в полёт.

 

Вариант 5.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «краткая характеристика книги или статьи, излагающая их содержание в виде перечня главных вопросов»

1) аннотация 2) реферат 3) тезисы 4) рецензия

2. Выпишите из данной группы слов архаизмы: поручник (ходатай, поверенный), гусляр (народный певец, играющий на гуслях), ланиты (щёки), уста.

3. С какими профессиями связаны данные слова? Распределите на группы: опера, кларнет, артиллерия, снаряд, кросс, зарядка, соната, гармония, десант, бомбардировка, слалом, регби, речитатив, гобой, патрон, батальон, разминка, аут, ноктюрн, ксилофон, мелодия, зенитка, связист, хоккей, тайм, спринтер, кантата, вокал, ария, взвод, спорт, прыгун, атлет, тайм, оратория, романс, окружение, бруствер.

4. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

5. Найдите многозначное слово: …А ты? Входя в дома любые… Скажи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет// И посмотрели косо вслед, // Или незримый прочный след // В чужой душе на много лет. (Л. Мартынов)

 

Вариант 6.

1. Значение какого слова определено неверно:

1) РАДИКАЛЬНЫЙ – решительный, придерживающийся крайних взглядов

2) КОРРЕКТНЫЙ – вежливый и тактичный, учтивый

3) РЕАКЦИОННЫЙ – направление против общего прогресса

4) АЛЧНЫЙ – жестокий, бессердечный

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный и аккуратный»

1) педантичный 2) исполнительный 3) педагогичный 4) пунктуальный

3. Закончить предложения, использовав фразеологизмы, приведённые ниже:

1) Это ясно, как …

2) Братья похожи друг на друга, как …

3) Пора за работу, братья. Полно …

4) Уж они такие друзья: их …

5) Слёзы у неё так и брызнули …

6) На него нельзя положиться, у него…

7) Только о нём вспомнили, а он …

8) Чуть что не по тебе, ты сейчас и…

9) Идти пришлось ночью; темнота кругом…

Для вставки: две капли воды, дважды два – четыре, хоть глаз выколи, баклуши бить, водой не разольёшь, в три ручья, семь пятниц на неделе, тут как тут, губы надул.

4. Выпишите из данной группы слов историзмы: поручник (ходатай, поверенный), гусляр (народный певец, играющий на гуслях), ланиты (щёки), уста.

5. Выберите среди данных пар слов антонимы: компанейский – кампанейский, ночь – день, белый – чёрный, хорошо – плохо, умный – глупый.

 

Вариант 7.

1. Дайте толкование лексического значения слов:

1) бастион - … 2) гавань - … 3) приземистый - … 4) штиль – …

2. В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить слово ФАКТОР?

1) В своих расчётах всегда необходимо учитывать ФАКТ времени.

2) ФАКТЫ говорят сами за себя.

3) ФАКТЫ – упрямая вещь.

4) Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.

3. Найдите среди данных слов историзмы: алтын, ендова (большая открытая посуда с рыльцем, употр. в древней Руси в русском флоте для вина), грош, братина (ковш, употребляемый в старину для питья вина), рубль, пятак, дюжина (двенадцать штук чего-н.), аршин (мера длины, равная 0, 71 м), верста (русская мера длины, равная 1, 06 км).

4.Какое из перечисленных слов противоположно значению слова ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ?

1) образцовый 2) абсолютный 3) идеальный 4) безупречный.

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно.

 

Вариант 8.

1. Дайте толкование лексического значения слов:

1) импровизация - … 2) понурый - … 3) томно - … 4) благоухание - …

2. Укажите лексическое значение слова СПОРЫЙ:

1) удачный 2) быстрый и успешный 3) вызывающий споры 4) осуществляющийся в короткий промежуток времени

3. Найти среди данных слов историзмы: Сажень (мера длины, равная 2, 13 м), пуд (Русская мера веса, равная 16, 3 кг), лавочник (торговец, владелец лавки), поручик, купе, дворецкий (в помещичьем быту старший лакей), боязнь, разиня.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

2) Актёр умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья.

3) Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о командировке.

4) Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы.

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1) похвальба 2) похвала 3) хвала 4) одобрение

 

Вариант 9.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «лёгкая метель»?

1) пурга 2) буран 3) вьюга 4) метелица

2. Значение какого слова определено неверно?

1) БУЛЬВАР – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.

2) ДИСКУССИОННЫЙ – сомнительный, спорный.

3) ЭКСПОРТ – вывоз товара из страны для продажи.

4) ФИЛАНТРОП – избегающий общества людей, не любящий, ненавидящий их.

3. В каком предложении используется фразеологический оборот как приём, повышающий выразительность речи?

1) Английский герцог может быть столь же вульгарным, как и американский пастор; рабочий или шахтёр нередко оказываются такими же откровенными буржуа, как банковский служащий или голливудская звезда.

2) Он не увлекался и не интересуется искусством, но с жадностью поглощает всякую информацию и отлично натренирован в чтении газет.

3) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребёнок или подросток с повадками мещанина – всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной.

4) Но надо признать, что в каждом из нас сидит эта заклишированная сущность и все мы в повседневной жизни прибегаем к словам-штампам, превращая их в знаки и формулы.

4. В каком предложении отсутствуют контекстуальные антонимы (слова иди словосочетания, которые в тексте противопоставлены по смыслу)?

1) Я говорю именно о «взрослом», солидном человеке, так как ребёнок или подросток с повадками мещанина – всего лишь попугай, подражающий манерам законченных обывателей; ведь попугаем быть легче, чем белой вороной.

2) Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и страстным желанием принадлежать к избранному кругу.

3) Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами.

4) Он не увлекался и не интересуется искусством, в том числе и литературой, - вся его природа искусству враждебна, - но с жадностью поглощает всяческую информацию и отлично натренирован в чтении газет и журналов.

5. Укажите слово, имеющее омоним.

1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть

 

Вариант 10.

1. В каком значении употреблено слово КЛИШЕ в предложении Мещане питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише, их речь изобилует тусклыми, невыразительными словами.

1) повторение одних и тех же или близких по смыслу и звучанию слов

2) неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли

3) устойчивое выражение с самостоятельным значением

4) шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп

2. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приёма.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

3) Вокруг этого населённого пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

3. Укажите слово, имеющее омоним.

1) кампания 2) тур 3) круг 4) лиса

4. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

1) гвоздь программы 2) вбить гвоздь в стену 3) золотой характер

4) волк воет 5) ветер воет

5. В каких предложениях есть АНТОНИМЫ?

1) Сделал это не случайно, а намеренно.

2) Сделал это неслучайно, намеренно.

3) Ветер то холодный, то тёплый.

4) Гиппопотам – это бегемот.

5) Был не великаном, а карликом.

6) Река не глубокая, а мелкая.

 

Вариант 11.

1. Значение какого слова определено неверно?

1) ЭКСКУРС – изучение, освещение какого-нибудь специального вопроса, связанного с главной темой.

2) МЕРКАНТИЛЬНЫЙ – излишне расчётливый, торгашеский.

3) ИНКОГНИТО – под вымышленным именем, не открывая своего подлинного.

4) ИМПРОВИЗИРОВАТЬ – воспроизводить с возможной точностью, подражать кому-то или чему – то.

2. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.

2) Здесь нельзя хранить ВЗРЫВНЫЕ вещества.

3) Снайперы обезвредили ВЗРЫВНОЕ устройство, угрожавшее жизни людей.

4) В нём горели, обжигая, страстные, порой ВЗРЫВНЫЕ чувства.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

1) Спектакль всем очень понравился.

2) Зрители приняли спектакль восторженно.

3) Спектакль вызвал восторг у публики.

4) Мы пришли в восторг от спектакля.

4. Какое слов имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену?»

1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка.

5. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

1) в глубокой тайне 2) глубокая река 3) глубокий ум

4) на гребне волн 5) гребень для волос

 

Вариант 12.

1. Какое слово соответствует значению: причудливое явление, призрак?

1) наркомания 2) мышление 3) фантом 4) символ

2. Значение какого слова определено неверно?

1) СУВЕНИР – подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

2) ТОРЕЦ – боковая сторона дома

3) УНИКАЛЬНЫЙ – редкий, единственный в своём роде

4) ЗАУРЯДНЫЙ – приметный, обращающий на себя внимание

3. В каком предложении вместо слова РЫБНЫЙ нужно употребить слово РЫБАЦКИЙ?

1) Несколько десятков лет назад здесь ещё был берег моря, были РЫБНЫЕ промыслы.

2) Это озеро, отделявшее нас о злополучного мыса, было глубокое и РЫБНОЕ.

3) Кошка, которая обнюхивала на окне РЫБНОЕ заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой РЫБНЫЕ сети.

4. Укажите предложение с фразеологизмом.

1) В июне бывают самые длинные дни.

2) Я люблю прогулки в светлые ночи.

3) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.

4) Мальчики пришли на экзамен в белых рубашках.

5. Какое из слов относится к историзмам?

1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.

 

Вариант 13.

1. Значение какого слова определено неверно?

1) РЕЗОНЁР – человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно.

2) ПРИОРИТЕТ – первенствующее положение

3) ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ – необязательный, нерегулярный

4) ФУРОР – неуспех, полная неудача.

2. Какое слово является однозначным?

1) голова 2) свежий 3) спутник 4) гипотенуза 5) пирамида

3. В каких предложениях есть антонимы?

1) Голос звучал робко, несмело.

2) Было темно, стало светло.

3) Книга учит различать добро и зло.

4) Он не идёт. А бежит.

5) Недруг поддакивает, а друг спорит.

6) Днем и ночью шел дождь и дул ветер.

4. Какое слово имеет значение «содержащий похвалу, одобрение, делающий честь кому-либо или чему-либо»?

1) льстивый 2) лестный 3) хвастливый 4) честолюбивый.

5. Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. - В каком значении использовано в тексте слово КРАЙНИЙ?

1) Являющийся наиболее непримиримым, решительным, радикальным;

2) Исключительный, чрезвычайный;

3) Находящийся на краю, с краю;

4) Наиболее отдалённый, последний, конечный.

 

Вариант 14.

1. Значение какого слова определено неверно?

1) ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ – выдающийся, небывалый, исключительный.

2) МЕМУАРЫ – записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий.

3) ДЕКЛАРИРОВАТЬ – выразительно читать, произносить.

4) СУРРОГАТ – продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального.

2. В каком предложении вместо слова ДЛИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово ДЛИННЫЙ?

1) Отправляясь в ДЛИТЕЛЬНОЕ путешествие, запаситесь медикаментами.

2) Канал оказался судоходным и очень ДЛИТЕЛЬНЫМ.

3) На этот раз ДЛИТЕЛЬНЫЕ рукоплескания превратились в овации.

4) Мастерство писателя вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «неуместно развязный, слишком непринуждённый»?

1) экстравагантный 2) эксцентричный 3) феерический 4) фамильярный.

4. В каком предложении есть антонимы?

1) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

2) Отец много работал и мало отдыхал.

3) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.

5) Чемодан нетяжёлый, лёгкий.

6) Вертолёт летел то низко, то высоко.

7) С друзьями хорошо – без друзей плохо.

8) Ягоды некрупные, но сладкие.

5. Выписать омонимы. Объяснить их значения.

1) Молнией. Коса. Засверкай кругом! (Кольц.). 2) Узкая. Длинная коса походила на огромную башню, упавшую с берега в море. 3) Коса – девичья краса (В. Даль). 4) Идти становилось всё труднее: мешали встречный ветер и снег. (Арс.) 5) В дыму стоял Стёпка и большой зазубренной ложкой мешал в котле. (Чех.)

 

Вариант 15.

1. Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

1) выражение сочувствия, сожаления

2) человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям

3) жалость к пострадавшему

4) готовность помочь или простить из сострадания

2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Зима ОДЕЛА белоснежным одеялом поля и дубравы.

2) Она всегда ОДЕВАЛАСЬ со вкусом.

3) Мама нежно ОДЕЛА малыша одеялом.

4) Ту неправильно ОДЕЛ наконечник на карандаш.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «склонный к нападению, насилию; враждебный, захватнический»?

1) активный 2) свирепый 3) агрессивный 4) яростный.

4. В каких предложениях есть антонимы?

1) Фирма занимается куплей и продажей товаров.

2) Чем темнее становилось в чаще, тем чаще мальчиков посещал страх.

3) Это произошло не восьмого, а девятого марта.

4) Поэты иногда называют глаза очами.

5) Яблоки некислые, сладкие.

6) Хлеб свежий, а не чёрствый.

7) На улице свежий, чистый снег.

5. С данными словами придумать словосочетания или предложения в прямом и переносном значениях.

1) горячий 2) горький 3) лёгкий 4) громкий

5) тонкий 6) разбить 7) потерять.

 

Вариант 16.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «решительный, крайний, коренной»

1) радикальный, 2) тотальный, 3) глобальный, 4) превентивный

2. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?

1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

2) Малышей … потеплее.

3) Дедушка взял газету и … очки.

4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

3. Объяснить устаревшие слова при помощи их общеупотребительных синонимов. Око, ланиты, уста, чело, перст, выя.

4. Подчеркнуть фразеологизмы и одинаково звучащие свободные словосочетания.

1) Новый инженер не проработал и месяца, а уже взял в руки даже самых недисциплинированных работников. Я взял в руки деталь, но не удержал её. 2) Прохожий поднял ребёнка и поставил на ноги. Бабушка с большим трудом воспитывала внука, но всё-таки поставила на ноги. 3) Станок вышел из строя. По приказу командира боец вышел из строя.

5. Что означает выражение БЕЛАЯ ВОРОНА?

1) очень красивый человек,

2) о том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем он есть на самом деле

3) лгун, обманщик

4) тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих

 

Вариант 17.

1. Выбрать среди слов историзмы: батог (палка), смерд (простолюдин), кружало (кабак), правеж – принуждение к уплате долгов путём наказания; тать (вор), дьяк – государственный чиновник; вельми (очень), сей (этот).

2. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?

1) успешными 2) преуспевающими 3) удачными 4) плодотворными.

3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»?

1) скептический 2) хладнокровный 3) аскетичный 4) апатичный.

5. Сколько фразеологизмов вы можете насчитать в следующем тексте?

Машка нам приходится двоюродной тёткой, в общем, седьмая вода на киселе. И сидела бы тише воды и ниже травы, держала язык за зубами, так нет – командует всеми нами, малышами, а родители молчат, как воды в рот набрали.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.