Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Актуальное членение предложения.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Актуальное членение предложения - смысловое членение предложения, при к-ром оно делится на исходную часть – данное, и то, что говорится о ней ,- новое (Яблок - уйма). Актуальное членение (АЧ) может совпадать с членением предложения на группу подлежащего и группу сказуемого или на подлежащее и сказуемое (для нераспространённых предложений): Охота/запрещена; Новый директор завода/сразу приступил к переезду. В этом случае говорят о совпадении актуального и грамматического членения. Чаще эти членения не совпадают: В нашем районе/выросли новые дома; Книгу эту/он купил случайно. При А.ч.п. возможен разрыв групп подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Жену он выбрал себе/хорошую. Исходную часть АЧ (данное) называют темой, или исходом, заключительную (новое) - ремой, или ядром.

Предложения, неподдающиеся АЧ, называются нерасчленёнными. Обычно они имеют значение бытийности, констатации факта: Идёт снег; Можно начинать; Нет денег. Эти же предложения могут быть преобразованы - с тем же лекси-ко-грамматическим составом - в предложения с АЧ; Снег/ — идёт; Начинать/ — можно; Денег/ — нет.

Начало изучения АЧ обычно связывается с именем В. Матезиуса, хотя о смысловом членении предложения писали многие лингвисты и до него, употребляя, однако, иную терминологию. Слово «актуальный» говорит о том членении, к-рое имеет место в момент общения, в актуальной речи. Дискуссионным является вопрос о том, на сколько элементов членится предложение при АЧ. Наиболее распространено двойное (бинарное) членение - деление предложения на тему и рему, но существуют и другие теории, согласно к-рым выделяются переходные элементы (в основном служебные слова) и собственно тема и рема.

В письменной речи деление на тему и рему чаще всего не обозначается знаками препинания, но иногда обозначается тире. В устной речи основное средство А. ч. п.- интонация: на теме повышается голос, на реме понижается:

Иван Иванович / давно ушёл.

Обычно тема помещается в начале фразы, рема—в конце. При изменении этого порядка происходит сдвиг фразового ударения и оно, в усиленной форме, падает на рему:

Иван Иванович /не любил читать книги.

(или Не любил читать книги/Иван Иванович).

Хотя основные положения теории А. ч. п. стали общепринятыми, в 80-х гг. 20 в. интерес синтаксической науки сместился от формального описания тема-рематического членения предложения в сторону содержательной интерпретации разных по форме структур высказывания с позиций коммуникативного и текстового задания.

 

11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.

По наличию всех членов предложения, необходимых для выражения законченной мысли, предложения делятся на полные и неполные. Предложения, в которых имеются все члены предложения для выражения законченной мысли, где ничто не пропущено и ничто не подразумевается, называются полными:Мой друг любит читать книги, а я люблю играть в футбол (оба предложения в составе сложного - полные). .

Неполные предложения — это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

— А дом этот давно стоит?

— Давно. (И. Тургенев)

— Вы прочитали?

— Что?

— Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере — неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других — грамматическая основа.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркин — дальше, автор — вслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» — с невинным любопытством спросила Юлия Павловна (К. Федин); «Бабы, воды!» — кричал он (А. Чехов).

Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга — источник знаний.

Собственно-неполнымиявляются, во-первых, предложения контекстуальные (т.е. отсутствие какого-либо члена предложения обусловлено контекстом, в котором для достижения большей краткости, пропускаются все последующие одинаковые словоформы: Сосед Николай уже батальоном командует, Тимофей – ротой, Никита Луговой – тоже батальоном);

ситуативные (отсутствие чл.предл. объясняется тем, что конкретные обстоятельства, при которых происходит разговор или которые описываются, обеспечивают полное понимание смысла фразы: Сказали: к друзьям он заявится в среду. Вошел. Маяковского – не узнать. Здесь перед сказуемым вошёл пропущено местоимение-подлежащее он (т.е. Маяковский), т.к. в предыдущей фразе уже названо действующее лицо, а потом о нём говорится в следующей фразе: Маяковского – не узнать);

диалогические (пропуск того или иного чл.пр. обусловлен тем, что он разумеется благодаря общему течению диалога, когда смысл восполняется дополнительными средствами общения – мимикой, жестами и т.д.

Парцелляция— фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет. (Александр Блок)

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.