Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

План практического занятия №2.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема. Синтаксис простого предложения.

Время – 14 часов.

Вопросы:

1. Понятие предложения. Предложение как коммуникативная единица. Предикативность. Предикативный минимум предложения. Формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложения.

2. Классификация предложений: а) на основе формы: простое, сложное, двусоставное, односоставное, неполное, нечленимое, эллиптическое; б) на основе содержания: по цели сообщения – повествовательные, вопросительные, побудительные; в) по эмоциональности: восклицательные. Парадигматика предложения. Интонация как свойство предложения. Порядок слов в предложении. Актуальное членение предложения.

3. Конструктивно-синтаксический состав простого предложения. Предложения двусоставные и односоставные. Строение двусоставных предложений. Грамматическая (структурная) основа двусоставных предложений (главные члены) и ее распространение (второстепенные члены). Согласование (координация) сказуемого с подлежащим.

4. Понятие члена предложения. Структурные типы членов предложения (слово, словосочетание). Границы членов предложения. Функционально-семантические типы членов предложения – главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство) члены предложения. Способы их выражения.

5. Понятие односоставных предложений. Конструктивный состав односоставных предложений. Классификация односоставных предложений: а) по морфологическому признаку (часть речи главного члена): глагольного строя, инфинитивного строя, наречного строя, субстантивного строя (номинативные), б) по синтаксическому признаку (их отнесенность с подлежащим или сказуемым); семантико-грамматическая классификация односоставных предложений глагольного строя: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Структура, семантика и функции односоставных предложений: а) инфинитивного строя, б) наречного строя, в) субстантивного строя (номинативные).


Задание 1. Внимательно изучите приведённый ниже материал.


простое ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Таблица 7

Типы простых предложений по модальности

с реальной модальностью предложение обладает такими грамматическими признаками, которые позволяют представить сообщаемое в нем как осуществляемое в реальном времени – в настоящем, прошедшем и будущем
с нереальной модальностью сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое, должное или требуемое, т.е. реально не существующее. Эти предложения несут в себе значение временной неопределенности и называются предложениями ирреальной модальности
утвердительные предложения называются утвердительными, если в них передается наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности
общеотрицательные отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым. Однако частица не при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не, например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например, предположения – Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения – Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.); опасения – Как бы чего не вышло! (Ч.).; одобрения – Ну чем не работа!; необходимости – Как мне не плакать!
частноотрицательные частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание: Меж нами речь не так игриво льётся (П.)


Таблица 8

Типы простых предложений по цели высказывания
и эмоциональной окрашенности

по цели высказывания по эмоциональной окрашенности
повествовательные побудительные вопросительные восклицательные невосклицательные
         


Таблица 9

Структурно-семантические типы простого предложения
и их признаки

Двусоставные Односоставные Нечленимые
Наличие двух главных членов и их грамматических составов: ^ Был вечер С одним главным членом (его составом): Через час посмотрю телевизор Отсутствие главных и второстепенных членов: ^ Ну да ладно!.. Мы ещё покажем, на что способны; Браво, браво! Скоро каникулы!
Способны распространяться: Вчера был очень тёплый вечер Способны распространяться: ^ Через час с небольшим посмотрю по телевизору любимый сериал Не способны распространяться


Таблица 10

Типы простых предложений по наличию/отсутствию
второстепенных членов
и степени структурно-семантической полноты

по наличию/отсутствию второстепенных членов по степени структурно-семантической полноты
распространённые нераспространённые полные неполные неосложнённые
         


Таблица 11

Типы простых предложений по наличию/отсутствию
осложняющих компонентов

неосложнённые осложнённые
вводными и вставными конструкциями однородными членами обособленными членами обращением


члены предложения

Таблица 12

Морфологизованные и неморфологизованные
члены предложения

Существительные и предметные фразеологизмы
Морфологизованные неморфологизованные
Подлежащее. Дополнение Присвязочная часть именного сказуемого: Он былучителем. Несогласованное определение: Лодка с парусами. Обстоятельство: Над Россией синее небо
Прилагательные
Согласованное определение Присвязочная часть именного сказуемого: ^ Вопрос представляется ясным
Местоимения
Подлежащее. Дополнение. Согласованное определение (какой, такой, этот) Присвязочная часть именного сказуемого. Обстоятельство: ^ Впереди большой город, мы скоро в него въедем
Числительные
Согласованное определение (первый, пятый, сотый) Подлежащее: Пять – количественное числительное. Дополнение: ^ К пяти прибавить три. Несогласованное определение: Мальчик лет пятнадцати
Наречие
Обстоятельство Подлежащее. Несогласованное определение. Присвязочная часть именного сказуемого
Глаголы
Простое глагольное сказуемое. Согласованное определение (причастие). Обстоятельство (деепричастие) Подлежащее: ^ Встретить друга – радость. Дополнение: Прошу вернуть книгу. Несогласованное определение: Желание увидеть фильм. Обстоятельство: Поехала в город продать гусей. Присвязочная часть глагольного сказуемого: продолжал говорить
Категория состояния
Присвязочная часть именного сказуемого: ^ Она стала грустнее


Таблица 13

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
именем существительным Весна в этом году выдалась ветреной
любым местоимением-существительным Кто-то потревожил спящего; Никтоне хотел умирать; Каждыйхочет быть удачливым
прилагательным и причастием в значении существительного Желающие могут спать; Отдыхающиеприглашаются обедать
количественным, порядковым, собирательным числительным Три плюс два равняется пяти; Троеотправились в лес
инфинитивом, обозначающим независимое, не относящееся к субъекту действие (сказуемое, обычно составное именное, стоит после подлежащего) Учиться – наша главная задача; Кататьсяна каруселях весело; Обойтито мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни
неизменяемой частью речи, употребленной в значении существительного Его ах да ох надоело
словосочетанием, лексически или синтаксически несвободным (неразложимым, цельным) Красная рыба последние годы плоховато ловится на крюк; Погибли сотни деревьев;Поступило несколько предложений
целой предикатной единицей (предложением) ^ В прошедшем «я любил» печальнее могил


Таблица 14

Типы сказуемых и формы их выражения

Типы сказуемых по структуре

Простое глагольное Составное глагольное Именное Сложное трёхчленное


Таблица 15

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается формами наклонений глагола
Специфические формы простых глагольных сказуемых
несогласованное осложнённое
1. В эту-то Дуню и влюбись Аким (форма повелительного наклонения в особом употреблении). 2. А царица хохотать … (инфинитив). 3. Татьяна прыг в другие сени (междометная форма глагола)
  1. повторяющиеся спрягаемые глагольные формы: Сапожник бился, бился И, наконец, за ум хватился (Кр.); Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг (Т.);
  2. повторяющиеся спрягаемые глагольные формы, соединенные частицей так: Вот я его обрадую так обрадую;
  3. сочетания спрягаемой глагольной формы с предшествующим инфинитивом того же глагола: Помнить я помню, да только смутно;
  4. сочетания спрягаемой глагольной формы с отглагольной частицей знай: А он знай пляшет;
  5. слитные сочетания спрягаемых глагольных форм типа пойду прогуляюсь, лягу отдохну


Таблица 16

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое
ЛЗ выражается основной частью, ГЗ – вспомогательной частью
основная часть вспомогательная часть
инфинитив фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение, конец действия, названного инфинитивом или употребляющиеся в этом значении: начать, стать, приняться, кончить, перестать, прекратить, бросить (в значении перестать), продолжать, остаться и т.п.; Снег начал таять
глаголы с модальным значением, выражающие различные оттенки модальности: возможность, невозможность, предрасположенность к действию, желание, стремление, решение, старание: хотеть, желать, мочь, собираться, мечтать, намереваться, осмелиться, пытаться и т.п. Каждый хотел поработать на стройке
глаголы с эмоциональным значением: ^ Мы любим петь
фразеологические сочетания с теми же значениями: Я имею право не рисковать. Он изъявил желание остаться


Таблица 17

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое
ЛЗ выражается присвязочной частью, ГЗ – связкой
типы связок присвязочная (именная) часть
1. Нулевые: ^ В сумерки луга похожи на море (Пауст.); В сумерки луга были похожи на море; В сумерки луга будут похожи на море. Грамматическим показателем прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения здесь являются связки были, будут, а грамматический показатель синтаксического настоящего времени и изъявительного наклонения в первом примере – нулевая связка. 2. Отвлеченные (материально выраженные) – это только связка быть, которая не имеет лексического значения, она – показатель прошедшего или будущего времени, изъявительного, повелительного или сослагательного наклонения: 1) Гроза была хозяйкой этой ночи; 2) Здесь будетгород заложен Назло надменному соседу (П.); 3) Сердца людей да будут благодарны Ему, вождю, живому на века! (Жар.). 3. Полуотвлечённые (полузнаменательные) (стать, казаться, являться и т.д.). 4. Знаменательные (жить, работать, ходить и т.п.): Знаменательная связкаполностью сохраняет лексическое значение. В качестве такой связки обычно употребляются глаголы движения и состояния: идти, лететь, вернуться, сидеть, лежать и т.п., а также глаголы работать, служить: Он сложа руки прохаживался угрюмый (Л.); Я стою очарованныйутренней панорамой (Федосеев); Настя работала секретарем в Союзе художников (Пауст.) 1. Существительное. 2. Прилагательное. 3. Причастие. 4. Местоимение. 5. Числительное. 6. Наречие. 7. Междометие. 8. Фразеологическая единица


Таблица 18

Сложное трёхчленное сказуемое

Сложное трехчленное сказуемое выражается тремя (реже больше) компонентами. Основные модели
1. Личный глагол + инфинитив + инфинитив: Я решил начать учиться. 2. Личный глагол + инфинитив + присвязочный (именной) член: Он хотел стать актёром. 3. Связка + краткое прилагательное с модальным значением + инфинитив: Я был готов помочь другу. 4. Слово категории состояния + связка + инфинитив: Трудно было говорить. 5. Слово категории состояния + инфинитив + присвязочный (именной) член: ^ Нелегко стать мастером своего дела.


Таблица 19

Синтаксические функции инфинитива

Функция в предложении Грамматические признаки Примеры
субъектный или объектный зависимый или независимый
сказуемое субъектный входит в состав составного глагольного сказуемого, сочетается с финитными глаголами ^ Отряд начал действовать
является главным членом инфинитивного односоставного предложения, независимый ^ Не разговаривать!
входит в состав сложного трехчленного сказуемого, сочетается со словом категории состояния или другим компонентом этого сказуемого ^ Трудно было решиться на этот поступок
подлежащее субъектный независимый (ни с чем не сочетается в предложении), стоит в начале двусоставного предложения ^ Курить вредно
дополнение объектный зависит от сказуемого со значением волеизъявления ^ Командир приказал солдатам выступать на рассвете
обстоятельство субъектный зависит от сказуемого – глагола движения, отвечает на вопрос зачем? с какой целью? ^ Весь полк вышел встречать батарею Ваганова
определение субъектный или объектный зависит от существительного – подлежащего или дополнения, отвечает на вопрос какой? ^ Ребята говорили о своей мечте поехать в Москву


Таблица 20

Согласованное определение и способы его выражения

Способы выражения Примеры
прилагательными ^ Вновь растворилась дверь на влажноекрыльцо (А.К.Т.)
причастием Глухо отдавались мои шаги в застывающемвоздухе (Т.)
местоименным прилагательным Крепость нашастояла на высоком месте (Л.)
порядковым числительным ^ У второгомальчика, Павлуши, волосы были всклоченные (Т.);За третьимиворотами ждал экипаж (Наб.)
количественным числительным один Я знал однойлишь думы власть, одну,но пламенную страсть (Л.)
Определением нельзя считать прилагательное, входящее в устойчивое фразеологическое сочетание: Черное море, железная дорога, грудная жаба, белый гриб, носовой платок и т.д.


Таблица 21

Несогласованное определение и способы его выражения

Способы выражения Примеры
существительными без предлогов (в родительном и творительном падежах) и с предлогами (во всех косвенных падежах) ^ Легкий порыв ветраразбудил меня (Т.); О створку форточкитрется мокрое, шерстисто-серое небо (Б. П.); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечкомна усы кисточкой(Фед.); Дело о наследствезадерживает меня еще надолго (А.Н.Т.); На нем была пестрая ситцевая рубашка с желтой каемкой(Т.); А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?(М.Г.); Рядом с ним шагал Федюшка вотцовском картузе (Ч.)
личным местоимением в родительном падеже (в притяжательном значении) В егоглазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира (М.Г.)
сравнительной степенью прилагательного События крупнее и важнеене было в истории человечества (А.Н.Т.)
наречием Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются стеариновые свечи и сапоги всмятку(Г. Усп.)
неопределенной формой глагола Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковатьфранцузов (Л.Т.)
синтаксически нечленимым словосочетанием: сочетания существительного в родительном падеже с согласованным с ним количественным числительным, сочетания существительного с прилагательным в творительном падеже Мальчик лет пятнадцати, человек среднего роста


Таблица 22

Дополнение и способы его выражения

Способы выражения Примеры
именами существительными (с предлогами и без предлогов) в косвенных падежах, местоименными существительными, субстантивированными прилагательными, причастиями ^ Весь воздух был наполнен мигающими синеватыми искрами(Арс.); Ваня свил себе из веревкинастоящий пастушеский кнут (Кат.); Оба тогда мы болтали пустое!Умные люди решили другое(Н.); Забудем бывшеемеж нами (Г.);Он не сожалел о сказанном(Сим.); Все молчат, и только Володька что-тобормочет (Ч.)
любой частью речи, замещающей имя существительное ^ Он не обращал никакого внимания на ее «но»; Возвращаю письмо Горленко вместе с большим спасибо (Ч.); Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.)
инфинитивом Молодой болгарин дал мне напитьсясолоноватой воды (Пауст.)
синтаксически нечленимым словосочетанием:
сочетанием числительного с родительным падежом имени существительного ^ Я взглянул на полати и увидел черную бороду и двасверкающих глаза(П.)
сочетанием местоимения (определительного, неопределенного и отрицательного) с предложно-именным сочетанием Я не ждал никого из знакомых (Кор.)
количественно-именным сочетанием, в состав которого входит существительное со значением определенного количества (десяток, тройка, дюжина, сотня и т.д.) или неопределенного количества (масса, поток, куча, уйма и др.) ^ Он увидел десятка два людей;Он любовался потоком машин
количественно-именным сочетанием, в состав которого входит местоимение или неопределенно-количественное числительное (несколько, немного, немало, много, мало) Немало я посетил стран;Я собрал несколько картонокиз-под шляп (Купр.)
словосочетанием, состоящим из собирательного существительного, имеющего количественное значение (большинство, меньшинство, множество и т.п.), а также существительных количество, число (с определением) и родительного падежа имени ^ Он увидел множество людей,толпившихся у дома; Великий русский художник Репин оставил после себя большое число картин и этюдов


Таблица 23

Обстоятельство и способы его выражения

Способы выражения Примеры
наречиями ^ Валько резкоподнял голову и некоторое время внимательноизучал лицо Олега (Фад.); Солнце дробилось в лесной листве, низкосвешивавшейся над домом (Б. П.); Гостей он [Овсяников] принимал весьмаласково и радушно (Т.)
деепричастиями Он [Ваня] сидел на мельничном жернове и, не спускаяглаз с избы, терпеливо ждал, не покажется ли начальник (Кат.)
существительными в творительном падеже без предлога ^ Всей кровьюненавидя и любя, вы вынесли, дожили, достояли (М. Ал.)
существительными в косвенных падежах с предлогами ^ Яд каплет сквозь его кору, к полуднюрастопясь от зноя, и застывает ввечеру густой прозрачною смолою (П.)
инфинитивом Я облюбовал ее [контору] для того, чтобы иногда зимой приехать на месяц или хотя бы на две недели покататься на лыжах, наглядеться на озерный и небесный простор (Сол.)
фразеологическими сочетаниями наречного типа: носом к носу, час от часу, с глазу на глаз, день ото дня, рука об руку, спустя рукава, сломя голову, вверх тормашками и т.п. ^ Вдоль на набережной стояли бок о боккорабли со всех сторон света (Л.)
синтаксически неделимыми словосочетаниями: ^ Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но не дойдя до нее каких-нибудь двухсот-трехсот шагов,сели отдыхать на шпалы (Арс.)Оба сразу взмахнули руками и обнялись крепким дружеским объятием(М.Г.)
сочетаниями числительных с формой родительного падежа имени существительного
сочетаниями существительных с прилагательными


односоставные предложения

Таблица 24

Типы односоставных предложений

Глагольные (сказуемные) – по совокупности грамматических и семантических свойств Именные (подлежащные) – главный член выступает в формах именительного или родительного падежа имени со значением бытия или количества предмета
личные безличные номинативные генетивные вокативные
определённо-личные неопределённо-личные обобщённо-личные безличные инфинитивные
               


Примечание. Генетивные предложения выделяются не всеми исследователями.

Таблица 25

Грамматические признаки односоставных предложений

Разновидности односоставных предложений Их грамматические значения Формы выражения главных членов предложения Примеры
Определённо-личное обозначает действие определённого лица, конкретного лица (лиц), на которое указывает форма глагола-сказуемого 1-е, 2-е лицо единственного числа и множественного числа настоящего и будущего времени и повелительного наклонения глагола ^ Готовишь уроки?Готовлю.Будем готовить вместе!
Неопределённо-личное обозначает действие неопределенных, неконкретных лиц, знать которые не важно, так как имеет значение лишь факт совершения действия 3-е лицо множественного числа настоящего, будущего времени и множественное число прошедшего времени глагола ^ Обед готов, вас ждутв столовой. Про победу Великого Года будут петьв самом дальнем краю. Улицу нашу залили асфальтом, посадиливдоль тротуара деревца, поставилисеребристые столбы с фонарями
Обобщённо-личное обозначает действие как обобщённый факт, который относится ко всем лицам вообще те же, что в определённо-личных, а также 3-е лицо множественного числа глагола ^ Цыплят по осени считают. Любишь кататься – люби и саночки возить
Безличное действие представляется осуществляющимся как бы само собой, вне производителя. Действие, состояние не может быть связано с именем в форме именительного падежа безличный глагол, краткие страдательные причастия на – о, отрицательные слова: нет, негде, нечего, некого; слова категории состояния; ни + существительное в родительном падеже; личные невозвратные глаголы, употребленными в безличном значении ^ Похолодало. Здесь накурено. Тепло в комнате. Нет желания идти. Ни звука! В голове до сих пор стучит
Инфитивное обозначает неизбежность, обязательность действия или категорическое волеизъявление. Действие не связано с именем в именительном падеже независимый инфинитив ^ Зеленеть полям! По газонам не ходить!
Номинативное обозначает предметы, явления, состояния, мыслимые во времени или имеющиеся в бытии именительный падеж имени или количественно-именное сочетание ^ Поворот, усадьба Горки, сад, подворье, белый дом (Твард.); Вон звездочка. Какой невежа!
Генетивное обозначает существование, наличие во множестве предметов независимый родительный падеж имени существительного со значением количества ^ Смеху-то, смеху! Галок-то сколько!
Вокативное изолированные обращения, предложения-обращения, называется лицо, к которому обращена речь имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией употребляется в диалогах


Таблица 26

Отличие односоставных предложений от двусоставных

по грамматической семантике
(по характеру отношения действия к предмету речи)

В двусоставном предмет речи назван подлежащим. Его предикативная характеристика (модальность, время, лицо) выражена сказуемым: Гремели грозы. Буйствовали травы (Шур.) – сказуемые гремели, буйствовали выражают отношение реального действия в прошлом к конкретному предмету речи, обозначенному подлежащими грозы, травы. В односоставном предикативная основа представлена одним главным членом, которым выражаются элементы предикативности – модальность, время, лицо: Весна (Меж.). Единственный главный член называет предмет, явление, бытие которого утверждается. Наличие предмета и его отношение к действительности в настоящем времени материально выражены одним словом; Сумею ли? Культуры не хватает (Евт.) – производитель действия не назван, материально (словесно) не представлен. Главный член обозначает действие, признак, отвлеченные от производителя, действующего лица, не выражает отношение признака к предмету, как в двусоставных предложениях


нечленимые предложения

Таблица 27

Признаки нечленимых предложений Структурные признаки Морфологический состав Виды по значению
состоят из одного слова или устойчивого словосочетания, не способны распространяться, характеризуются синтаксической нерасчленённостью, в них нет ни главных, ни второстепенных членов частицы, междометия, модальные слова: да, ну да, так, хорошо, верно, конечно, еще бы, как же, точно, разумеется, именно, безусловно, ладно, нет, ни-ни, неправда, ничуть, да нет, разве? неужели? правда? вот те раз! ну-ну-ну! ишь ты! тсс! тише! и др. 1) утвердительные: да, ну да, так, конечно, верно, точно, именно, разумеется, безусловно, еще бы и др.; 2) отрицательные: нет, да нет, ни-ни, ничуть, неправда, ни за что! и др.; 3) вопросительные: да? да ну? ну? а? ой ли? хорошо? разве? неужели? и др.; 4) эмоционально-оценочные: А! А!.. ай! ай! ай! браво! Вот те на! Фи! Ну и ну! и др.; 5) побудительные: ^ Ну! Тсс! Ш-шш! Ау! Цыц! Вон! Караул! Стоп! и др.; 6) предложения, являющиеся выражением речевого этикета: спасибо, до свидания, здравствуйте. 7) вокативные:1 ^ Конкретное значение нечленимые предложения приобретают лишь в контексте


неполные и эллиптические предложения

Таблица 28

Признаки неполных предложений

Признаки Примеры
^ Грамматическая неполнота – отсутствие какого-либо необходимого для данной структуры члена предложения, того или иного главного или второстепенного члена предложения, который легко восстанавливается из контекста, подсказывается ситуацией или формой имеющихся членов ^ Висят серёжки длинные подряд. Разнежились (отсутствует подлежащее). На десять сантиметров (отсутствуют подлежащее и сказуемое). Пыльцой набухли (отсутствует подлежащее)
Могут быть частями сложного предложения, в которых по структурным особенностям опускается подлежащее, если оно совпадает, сказуемое или часть его Казалось бы, с первых лет своей юности Репин до того был поглощён собственным творчеством, что не имел ни времени, ни сил вникать в творческие тревоги и радости других живописцев (Чук.). Опущено подлежащее в придаточной части – Репин, так как совпадает с подлежащим главной части


Таблица 29

Типы восполняемых неполных предложений
в зависимости от причины пропуска того или иного члена

Типы Примеры
Контекстуальные – неполнота обусловлена окружающим контекстом ^ Знакомо шипел в чащобе ветер, трепетали на длинных черенках листья, с Белого озера доносилось кряканье утки, а с болота звонкие голоса журавлей (Пер.). Пропущено сказуемое доносились. Оно восполняется предыдущим контекстом
Ситуативные – отсутствующий член предложения восполняется обстановкой речи, ситуацией ^ Но Евграф Иванович прежде посмотрел на барометр. «Поднимается!» баском протянул он и присел на стул около стола (Стан.). Подлежащее давление подсказывается обстановкой речи
Диалогические – пропуск определенных членов не затрудняет понимания сказанного ввиду самих условий речи, обстановки, жестов, сопутствующих разговору ^ А ветер стихает, Евграф Иванович.Стихает. К утру совсем стихнет, я думаю (Стан.) – пропущено подлежащее. Оно понятно из реплики диалога


Таблица 30

Признаки эллиптических предложений

Признаки Примеры
отсутствует и не восполняется глагольное сказуемое ^ А кругом на полях непробудная тишь. (Сурк.) Осень русская над рекой (Конд.). Дождь со всех сторон (Гриб.)
существуют самостоятельно
понятны вне контекста
завершены в смысловом отношении
отсутствие сказуемого семантически восполняют зависимые компоненты


Таблица 31

Семантические группы эллиптических предложений, связанные с синтаксической функцией компонента,

зависимого от отсутствующего сказуемого

Компонент может указывать на: Примеры
1) процесс движения ^ Под мостом Нева-река (Маяк.); Сейчас война (Сим.)
2) пространственное расположение, нахождение За перепаханною нивой малиновая лебеда (Ес.). На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина... (Бок.)
3) время ^ Нынче век электроники и скоростей (Ас.)
4) значение объекта речи Передо мной не шар земной, передо мною только глобус (Ван.)

Задание 2. Охарактеризуйте основной грамматический признак предложения – предикативность, выявляющегосяв категориях модальности и синтаксического времени.

Ответы:

I. Модальность:

1 – реальная,

2 – ирреальная.

II. Синтаксическое время:

1 – настоящее,

2 – прошедшее,

3 – будущее,

4 – временная неопределенность.

План побега разрабатывали долго и тщательно...На завтра утром был назначен побег. Лезь сюда... Так ты позвал бы... Спустились оба в дыру. Вы славные ребятишки... Я часто слушал,как вы разговаривали... Но если вы проболтаетесь, томеня убьют... Не должны бы! Да вы его не слушайте… Предупредили незнакомца. Не хотелосьбы, правда, так нелепо пропадать. Ты не подкачай… Знаю сам. И, выскочив из щели, он огляделся по сторонам и, не заметив ничего подозрительного, пустился краем наперерездороге.

Задание 3. Определите тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске и по характеру отношения высказанной мысли к действительности.

Ответы:

I.

1 – повествовательное,

2 – вопросительное,

3 – побудительное.

II.

1 – восклицательное,

2 – невосклицательное.

III.

1 – утвердительное,

2 – отрицательное.

1. Что такое станционный смотритель? 2. Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда... 3. Покоя ни днем, ни ночью. 4. Так вы знали мою Дуню?.. 5. Кто же и не знал ее? (П.).

1. Как все прошедшее ясно и резко отлилось в моей памяти! 2. Ни одной черты, ни одного оттенка не стерло время! 3. Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь? 4. Написали ли вы свое завещание?.. 5. Нет (Л.).

1. Конечно, ты права. 2. Разве я не понимаю? 3. Замолчи! 4. Ты меня замучил! 5. Что она говорит?!

Задание 4. Определите тип предложения по количеству предикативных центров.

Ответы:

1 – простое,

2 – сложное.

1. А время все шло, и от нетерпения я уженасчитал несколько раз по пятисот, а Валя все не приходила! 2.Я вошел в парадное, ...опустил гривенник и, отсчитывая в синей темноте буквы и цифры на телефонном диске, набрал её номер. 3. Телефон басисто прогудел, и Валя сняла трубку. 4. Я слышал ее голос, а ведь она не должна была быть дома.
5. Она, значит, дома, а я стою на ветру и жду ее...

1. На крыше уже сидел Гриша – дворовый водопроводчик, мой напарник по посту ПВО. 2. Брезентовые рукавицы, щипцы и ящик с песком были в полном порядке – мы с дядей Гришей считались лучшими дежурными. 3. Мы гордились этим, особенно дядя Гриша, он был в нашей паре начальником. 4. Я уже давно слышал этот накатный злой звук и тоже уставился в небо. 5. Прожекторы наши метались по небу, толкались, на мой взгляд, без всякого смысла и всячески суетились.

Задание 5. Определите тип предложения по наличию главных членов.

Ответы:

Типы предложений по составу:

1 – односоставное,

2 – двусоставное.

Текст 12. 1. Он сказал вдруг очень важно... 2. А меня будешь звать Степан Михалыч... 3. Степан Михалыч был за старшего. 4. Я пошел на его голос и, дойдя, опустился на солому. 5. Садись с нами, Павел, арбуз есть...

Текст 2.1. Теперь я попытался снять сапоги. 2. Давай помогу. 3. Он встал на колени и помог мне стащить сапоги. 4. Я разнорабочий. 5. Понятно.

Текст 3. 1. Выучишься и будешь инженер... 2. Вот как хорошо! 3. Мы свое дело сделаем. 4. Просто хочется дать больше. 5. Это в тебе душа горит, рвется душа!

Задание 6.Определите, чем выражено выделенное подлежащее.

Ответы:

1 – существительным,

2 – местоимением,

3 – числительным,

4 – глаголом в форме инфинитива,

5– синтаксически неразложимым словосочетанием,

6 – фразеологизмом,

7 – сочетанием нескольких слов.

1. Луна чиста. Вот с неба звезды глянут, и как река засветит Млечный Путь (Ф.). 2. Но если бы меня расспрашивал Некто, чем я как поэт в своей жизни горда,– ответила б: тем лишь, что ради эффекта ни строчки не сделала никогда! (Друн.). 3. И тогда, как по сговору, сразу мы оба поднялись и пошли к телефону: кого-нибудь в гости зазвать (Сим.). 4. Быть веселой – привычное дело, быть внимательной – это трудней... (Ахм.). 5. Выезжало семеро братьев, семеро выезжало добрых молодцев, посмотреть выезжали молодцы, какова она, правда, на свете живет (А.К.Т.). 6. Как вплелась в эти темные косы серебристая, нежная прядь,– только ты, соловей безголосый,что муку сумеешь понять (Ахм.). 7.Я тебе и за то благодарен,что мне жизнью твой облик подарен... (Льв.). 8. И пришли к нему двое безвестных владимирских зодчих, двое русских строителей,статных, босых, молодых (Кедр.).

1. Березка пригнулась в густой траве. Жарко. Сейчас она искупается (Асад.). 2. В дни неслыханно болевые быть без сердца – мечта (Вознес.). 3. И та, что сегодня прощается с милым,– пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться ничто не заставит! (Ахм.). 4. Друг читатель! Что нам эти трое?! Пусть они исчезнут без следа! Это так... Да только мы с тобою с ними чем-то схожи иногда... (Асад.). 5. А у стола «бездушный интеграл», закрыв глаза, счастливо улыбался (Асад.). 6. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн (Бальм.). 7. Куча мелких привычек нам будние дни отравляла (Сим.). 8. На братских могилах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают. К ним кто-то приносит букеты цветов и Вечный огонь зажигает (Высоц.).

Задание 7.Определите, какая часть речи (или предикативная единица) при употреблении в функции подлежащего субстантивировалась.

Ответы:

1 – прилагательное,

2 – числительное,

3 – местоимение,

4 – глагол,

5 – наречие,

6 – междометие,

7 – слово другой части речи,

8 – предикативная единица.

Текст 1. 1. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье (Ес.). 2. И от этого света девчонка в ночь метнулась, пропав без следа, только в воздухе нежно и звонко все дрожало счастливое «да!» (Асад.). 3. Пятому глядя в глаза, тридцать первый сказал: «Там, где струится Обь, есть деревушка Топь и очень хороший вокзал» (Ес.). 4. В прошедшем «Я любил» печальнее могил (Высоц.). 5. У сильного всегда бессильный виноват (Пр.). 6. Он привыкал к игре военной: отбит один – бежит другой... (Н. Бр.). 7.Телеграфною депешею городничий извещен, что идет колонной пешею на него Наполеон (А.К.Т.). 8. Так хвалится иной, что служит сорок лет, а проку в нем, как в этом камне, нет (Кр.).

Текст 2. 1. И пускай идет себе прохожий, ничего не думая про нас... (Тряпк.). 2. Наши мертвые нас не оставят в беде. Наши павшие – как часовые... (Высоц.). 3. Пусть нас и не жалуют другие, но вовек – ни завтра, ни сейчас – отделить нельзя нас от России: Родина немыслима без нас! (Льв.). 4. Сказал второму первый, прощаясь у дверей: «Пустая-то корзинка, выходит, тяжелей!» (Зах.). 5. Казалось, прошлое за нас с тобой цеплялось, хватало за руки: постой, остановись! (Софр.). 6. Только чувству, словно кораблю, долго оставаться на плаву, прежде чем узнать, что «я люблю» – то же, что дышу или живу! (Высоц.). 7.Вы к морю выходите запросто, спине вашей зябко и плоско, как будто отхвачено заступом и брошено к берегу прошлое (Вознес.). 8. Замедленно падал пятый, шестой остался стоять (Сурк.).

Задание 8. Определите тип выделенного сказуемого.

Ответы:

1 – простое глагольное неосложненное,

2 – простое глагольное осложненное,

3 – составное именное,

4 – составное глагольное,

5 – сложное (трехчленное).

Текст 1. 1. Чтоб стать мужчиной, мало им родиться, чтоб стать железом, мало быть рудой – ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой (Льв.). 2.А что, если я вдруг возьму и вернусь и выпрошу этот цветок?! И буду слушать приказанья и робко ждать (Бл.). 4. Полна осеннейгрусти зеленая волна (Белоз.). 5. Но Филин в близости, по счастию, случился и взялся быть Ослу проводником (Кр.). 6. Напогост он мельком глянет, где ограды да кусты, мельком глянет,нас помянет: жили-были я да ты... (Кедр.). 7.Я стала так редкосмеяться, так злобно порою шутить, что люди со мною боятся о счастье своем говорить (Берг.). 8. И слышен смех в тенипод ветками, и песни русские слышны, все чаще новые, советские, все реже – грустной старины (Руб.).

Текст 2.1. Ни в благодушии ленивом, ни в блеске славы, ни в тени – поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни (Федор.). 2. Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти березке каждой ножку рад поцеловать (Ес.). 3. Не бывает любви несчастной. Может быть она горькою, трудной, безответной и безрассудной, может быть смертельно опасной (Друн.). 4. Дремотой розовой объята трава некошеной межи (Друн.). 5. А восток все горит-разгорается (Ник.). 6. Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил (Ес.). 7. Средь кленов девственных и плачущих берез я видеть не могу надменных этих сосен; они смущают рой живых и сладких грез, и трезвый вид мне их несносен (Ф.). 8. Уже утомившийся день склонился в багряные воды, темнеют лазурные своды, прохладная стелется тень... (Ж.).

Задание 9. Определите, чем выражено выделенное простое глагольное сказуемое и что оно обозначает.

Ответы:

I.

1 – спрягаемой формой глагола,

2 – междометной формой глагола,

3 – неопределенной формой глагола,

4 – фразеологическим сочетанием.

II.

1 – активное действие предмета,

2 – состояние,

3 – изменение состояния,

4 – бытие (существование),

5 – качество, свойство.

Текст 1. 1. Я и теперь молчу (Ф.). 2. Вот я с печки прыг, на крылечко шмыг. Вниз по лесенке клубком, по ступенькам кувырком... (Марш.). 3. Все реже в домик приходили письма, потом пришло одно. В нем говорилось: мой дядя пал хорошей смертью храбрых (Сул.). 4. Сапоги мои – скрип да скрип под березою, сапоги мои – скрип да скрип под осиною, и под каждой березой – гриб, подберезовик, и под каждой осиной – гриб, подосиновик (Рубц.). 5. Между прочим, бабушка в нем души не чаяла (А.Б.). 6.Брызгая лужами у ворот, ветер мчит босиком по улице (Асад.). 7. Гром, словно в огненную лису, грохнул с утра в горизонт багряный, и тот, рассыпавшись, как стеклянный, брызгами ягод горит в лесу (Асад.). 8. Он клыками за ногу – р-раз, видно, сны ему снились хорошие (Сул.).

Текст 2. 1. Степь не любила высоких гор, плоская степь не любила торчащих деревьев (Сул.). 2. Запускали змея ребятишки и тянули небо прямо вниз (Тряпк.). 3. Тот час, когда тепло до темноты. И фонари сгибаются под ношей, и слабым отрицаньем темноты свет верно служит азиатской ночи (Сул.). 4. И месяц, скучая в облачной мгле, бросил в горницу тусклый взор (Ахм.). 5. На все «Что делать?» он давал ответ, пока горел твоей свечи огарок, тебя хранил он как иммунитет от декадентства всех сортов и марок (Никол.). 6. Эй, половецкий край, ты табунами славен, вон вороные бродят в ливнях сухой травы (Сул.). 7.А по нашей земле гул стоит, и деревья в смоле грустные (Высоц.). 8. Я не хочу судьею быть, не все разлуку побеждают (Сим.).

Задание 10. Укажите, чем выражена вспомогательная часть выделенных составных глагольных сказуемых.

Ответы:

1 – фазовым глаголом,

2 – модальным глаголом,

3 – эмоциональным глаголом,

4 – сочетанием этих глаголов,

5 – сочетанием слов, включающим имя прилагательное с модальным значением.

Текст 1. 1. Только сам он, холоден и строг, этих слов услышать уж не мог (Цыб.). 2. Он ранен был при обороне города и не сумел уйти до партизан (Асад.). 3. Как осужденный, права я лишен тебя при всех открыто узнавать, и ты принять не можешь мой поклон, чтоб не легла на честь твою печать (Марш.). 4. Не мог я разгадать: то яркое сиянье вечерней ли зари последнее прощанье иль утра пламенного луч? (Ф.). 5. Человек не может жить инстинктами, человек на то и человек! (Асад.). 6. Должны мы бороться за детские души прививкой стыда, чтоб не уродились ни фюрер, ни дуче из них никогда (Евт.). 7. А я возле дуба чтоб зря не скучать, зачну перепелкам на дудке играть (Тряпк.). 8. Нет, никогда нежней и бестелесней твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Ф.).

Текст 2.1. И я не могу взлететь, а с детства была крылатой (Ахм.). 2.Вчера зарей впервые у крыльца вечерний дождь звездами начал стынуть (Ф.). 3. Твоя ль вина, что милый образ твой не позволяет мне сомкнуть ресницы и, стоя у меня над головой, тяжелым векам не дает закрыться? (Марш.). 4. Сын сквозь землю хотел провалиться (Бер.). 5. Ты мне не можешь заменить весь мир... а кажется, что можешь (Корж.). 6. Чувства могут при словах отсутствовать, может быть и все наоборот (Асад.). 7. Вот сколько в силах человек не спать? ну день, ну два... и кончено! Ломается! (Асад.). 8. Я, конечно, не Пушкин и не Высоцкий. Мне меряться славой с ними нелегко, но мне не нравится совет: «Не высовываться!» Я хочу высовываться высоко! (Евт.).

Задание 11. Укажите тип связки в выделенном именном составном сказуемом и определите, чем выражен присвязочный член.

Ответы:

I. Связка:

1 – отвлеченная (нулевая),

2 – отвлеченная (материально выраженная),

3 – полузнаменательная (полуотвлечённая),

4 – знаменательная.

II. Присвязочный член выражен:

1 – именем существительным,

2 – именем прилагательным,

3 – именем числительным,

4 – местоимением,

5 – инфинитивом,

6 – причастной формой глагола,

7 – синтаксически неразложимым словосочетанием,

8 – фразеологизмом.

Текст 1. 1. Внезапно четкой стала даль, и вслед за этим, чист и светел, зацвел застенчиво миндаль, и абрикос ему ответил (Ван.). 2. Сегодня старый ясень сам не свой, как будто страшный сон его тревожит (Марш.). 3. Нам обоим поездка казалась ужасно счастливой (Сим.). 4. Видно, письмо это было из числа неотправленных, тех, что кончать ни к чему (Сим.). 5. Это самое трудное – последние метры надежд (Больш.). 6. Пока жива, с тобой я буду – душа и кровь – нераздвоимы. Пока жива, с тобой я буду – любовь и смерть всегда вдвоем (Коч.). 7.Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой... (77.). 8. Я б доспехами был изукрашен, и в бою наливались бы желчью мои глаза (Сул.).

Текст 2. 1. Там дуб, там куст рябины запылал, огонь осины стал еще багряней (Федор.). 2. Парни, парни, это в наших силах Землю от пожара уберечь (Долм.). 3. Я был приглашен и усажен за стол, но роль у меня – не придумаешь хуже (Асад.). 4. Россия не нищий оборвыш, не куча обломков, не зданий пепел – Россия вся – единый Иван, и рука у него – Нева, а пятки – каспийские степи (М.). 5. Но я сейчас на это не в обиде (Асад.). 6. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой... (Бл.). 7.Радостно и ясно завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, сердце, будь же мудро (Ахм.). 8. И когда шел бой за перевал, чтобы не был ты врагом замечен, каждый камень грудью прикрывал, скалы сами подставляли плечи (Высоц.).

Задание 12. Определите синтаксическую функцию выделенного инфинитива.

Ответы:

1 – подлежащее,

2 – компонент составного сказуемого,

3 – компонент главного члена односоставного предложения,

4 – определение,

5 – дополнение,

6– обстоятельство.

Текст 1. 1. Какие бури душу захлестнули! Но ты – солдат, и все сумей понять: от поцелуя женского до пули – и научись в бою не отступать (Льв.). 2.Да будь я камнем от рожденья, я б в жажде все одолевать прошел все муки превращения, чтоб только человеком стать (Федор.). 3. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его церковь стояла одна такова, чтобы в суздальских землях и в землях рязанских и прочих не поставили лучшего храма, чем храм Покрова! (Кедр.). 4. Через миг тебе в экспрессе мчаться, мне шагать сквозь хмурую пургу (Асад.). 5. У нашей басни цель – бороться против зла (Мих.). 6. До боли хочется верить, что сбудутся вдруг мечты, сквозь вьюгу звонок у двери – и вот на пороге ты! (Асад.). 7.Поэт! ты хочешь знать, за что такой любовью мы любим родину с тобой? Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью по красоте ее родной? (Ф.). 8. Я могу за тобой идти по чащобам и перелазам, по пескам, без дорог почти, по горам, по любому пути, где и черт не бывал ни разу! (Асад.).

Текст 2. 1. Клянемся мы всю жизнь отдать тебе, наша Родина-мать! (Кол.). 2. Я думал, думаю и ныне, что справлюсь с трудностью любой, пока мой разум не покинет надежда встретиться с тобой (Федор.). 3. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать (Светл.). 4. И если не радость и счастье, то что же мне людям дарить? (Светл.). 5. Клятву мы дали бороться с войной, против фашизма мы встали стеной (Долм.). 6. Ужасно не хочется верить во зло, и в подлость ужасно не хочется верить (Асад.).
7.Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет (Ес.). 8. Я могу для тебя отдать все, что есть у меня и будет (Асад.).

Задание 13. Найдите второстепенные члены предложения и определите их тип.

Образец:

От этого незнакомого человека зависела сейчас вся Дашина жизнь.

От человека – косвенное дополнение;

этого – согласованное определение;

сейчас – обстоятельство времени;

вся – согласованное определение.

Вариант 1.

Птицы замолчали с заходом солнца. Чиновники уныло шагали на опостылевшую службу. Шофер затормозил у домика на окраине. Обедающие рассказывали о вчерашнем концерте в казино, делились впечатлениями от осмотра пирамид. Ощупью мы вышли на главную улицу.

Вариант 2.

По крутому склону медленно двигалась сгорбленная фигура. В суматохе Алексей увидел Кондрина. А в конце улицы, загроможденной тучами, тускло догорала мрачно-багровая полоска заката. Вечером в порт зашел английский пароход «Песнь Оссиана». Работа Ивана Иваныча не кончилась стрельбой.

Вариант 3.

Всю ночь в салоне горела красным накалом дежурная лампочка. Рукопись Гарта о лейтенанте Шмидте состояла из небольших отрывков. У поворота они прочно засели в сугробе. С поворота открылась колоннада заводских ворот. Он работал с детства, но с возрастом все настойчивее стремился к учению.

Задание 14. Найдите в предложениях определения (согласованные, несогласованные, приложения). Чем они выражены? К каким словам относятся?

1. Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползали по траве у ног Алексея, все еще сидевшего под березой на мягком, теперь уже сыром мху (Пол.). 2.В пятиярусном зале Большого театра в тумане, надышанном людьми, едва светились сотни лампочек красноватым накалом (А.Н.Т.). 3. Основной целью первых работ по радиолокации Венеры было точное определение величины астрономической единицы – среднего расстояния между центрами Солнца и Земли (газ.). 4. По каменистому руслу мы направились к вершине ущелья. Красно-бурые каменные стены (над ними особенно глубоким показалось прозрачное светло-голубое небо), возвышавшиеся над нами обломки базальтовых скал, серый ископаемый пепел, в котором обрушивалась нога, молочные кристаллы гипса – все это указывало на вулканическое происхождение острова и ущелья (С.-М.). 5. Валя, бухгалтер из вещотдела, вернулась из отпуска и сказала: – Меня там сватал один. Маминой подруги сын (Вигд.). 6. Подъехала машина, и из кабины вышел водитель лет двадцати трех – двадцати пяти, с худощавым, словно вылепленным из тугого пластилина, лицом и странными, серо-зелеными глазами (Ант.). 7.Кончится ужасная братоубийственная распря, и Александр Владимирович возвратится в свой петербургский кабинет карельской березы (Фед.). 8. На стук в его дверь и на просьбы монахов выйти и поделиться с ними своею печалью он отвечал глубоким молчанием (М.Г

Задание 15.Выпишите из предложений согласованные определения вместе с тем словом, к которому они относятся. Укажите, какими частями речи выражены определения и в каких грамматических формах они уподобляются определяемому слову.

1. На берегу, где мы оставили шлюпку, еще сильнее чуялась и гуляла полярная весна. Ноги по щиколотку вязли в размокшей, размытой ручьями, перемешанной с острым щебнем земле. На полуденном скате, полого поднимавшемся к основанию базальтовых скал, ярким ковром пестрели желтые и лиловые цветы (С.-М.). 2.Но брат, должно быть, не слышал его слов, оглушенный своими мыслями; он вдруг тряхнул угловатым телом, точно просыпаясь; ряса потекла с него черными струйками (М.Г.). 3. В каждом танке сидят такие же, как этот еще недавно молча стоявший перед ним, а теперь зарубленный майором Ногато русский танкист (Сим.). 4. Анну Дмитриевну он жалел искренно. Но и в ней ему нравились некоторые, теперь сильнее выступавшие черты (Зайц.). 5. Синцов вспомнил о своем лежащем в полевой сумке блокноте, к которому он так и не притронулся ни разу за день (Сим.). 6. Когда-то в Кадашевой слободке ютились царские ткачи – люди столь же терпеливые, как и мастера (М.Г.). 7. Снизу, от ручья, темная и в космах сохлого хмеля, ольха наступала на кривые, чахоточные березки, как бы привставшие на корнях над зыбкой, простудной трясиной, но почти всюду, вострая и вся в штурмовом порыве, одолевала ель, успевшая пробиться сквозь лиственный полог (Леон.).

Задание 16. Проанализируйте морфологическое выражение несогласованных определений и способы синтаксической связи их с определяемым словом.

1. Там, на мысу, на золотой парче песка маслено светится щепа и стружка, краснеет кирпич, среди примятых кустов тальника вытянулась длинная, мясного цвета фабрика, похожая на гроб без крышки (М.Г.). 2.Отчаянной храбрости боевые генералы очень часто боятся мышей (Купр.). 3. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькала порой пестрая шляпка любительницы уединения вдвоем (Л.). 4. Преимущество даже в одно очко, безусловно, значительный успех (газ.).
5. Шагнув широким шагом лошади, она строго внушает, как надо петь по старине, с каким трепетом надо готовиться к венцу (М.Г.). 6. Нет болезни мучительнее и ужаснее, чем водобоязнь (Ч.). 7. На полу лежал огромный мягкий ковер персидского рисунка (Гил.). 8. На мельнице-то Петруха сидит, из каторжных (Кор.). 9. Ромашов вдруг заметил у него в ухе серебряную серьгу в виде полумесяца (Купр.). 10. Обида только укрепляла Синцова в решении не возвращаться в редакцию без хорошего, боевого материала (Сим.). 11. Они вместе решали задачи по алгебре, по физике. Экзамена по-немецки Леша не боялся (Вигд.). 12. Среди родственников за ним установилась слава человека легкомысленного и бесхарактерного, репутация фантазера (Пауст.). 13. Но генеральские звезды не принесли ему умения командовать тысячами людей и сотнями самолетов (Сим.).

Задание 17. Найдите в предложениях приложения, одиночные и распространенные. В каких категориях (род, число, падеж) приложение уподобляется определяемому слову?

1. Сказка нужна не только людям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человечных страстей (Пауст.). 2. Не сразу на белом снегу разглядел я две черные точки – глаза беляка и еще две маленькие точки – черные кончики длинных белых ушей (Пришв.). 3. Обе книжки – «Жену» и «Именины» – я получил (Ч.). 4. Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, – старшиной цеховым сделан, начальник людям (М.Г.). 5. Над ним хмуро, без выражения стоял его приятель и сосед по купе, плотный и высокомерный адвокат, породистое животное в вымокшей от пота рубашке. Он изнывал от жары и обмахивался мягкой шляпой (Б. П.). 6. Кто же так протяжно трезвонит на весь лес? Это уважаемый лесоводами главный врач дерева – дятел, неутомимый исследователь ходов жука-короеда (Д. 3.). 7. Подошел патруль – девушка и трое ребят с повязками на рукавах. Спросили: «Вы кто такие, товарищи?» (Песк.). 8. Учитель военной гимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым (Ч.).

Задание 18. Выделите дополнения (прямые и косвенные – предложные и беспредложные) вместе с тем словом, к которому они относятся. Охарактеризуйте морфологическое выражение и семантику дополнения и члена предложения, к которому оно относится. Укажите тип синтаксической связи между ними.

1. Он хотел сказать ей нечто убедительно ясное и не находил нужных слов (М.Г.). 2. По вечерам на кухне собиралась родня, оттуда долго неслись тоскливые песни про догорающую лучину, про мачеху (Наг.). 3. Он отвел претензии Юлии Павловны, потребовав никогда не возвращаться к разговорам о его отношениях с семьей (Фед.). 4. Привычке сладостной послушный, В обитель Демон прилетел (Л.). 5. Для создания стихов, для самого их зарождения нужна раздумчивость (Сол.). 6. Жизнь – мое единственное право; я распоряжаюсь хозяином в ней, выдвигаю свое «я» во все окружающее (Герц.). 7.Подчиняясь своей привычке спешить навстречу неприятному, чтоб скорее оттолкнуть его от себя, обойти, Петр Артамонов дал сыну неделю отдыха (М.Г.). 8. И стало сладко и светло его душе (Л.). 9. Сын молча слушал ее речь человека, уверенного, что он говорит всегда самое умное и нужное (М.Г.). 10. Сейчас праздник зазвучал по-иному. Если раньше к чувству праздника всегда примешивалась доля смущения перед кем-то за свое веселье, то теперь этого нет. Совесть чиста (Пауст.). 11. В стене, направо от стола, была дверь. 12. Она была правдива в желаниях, мыслях и словах (М.Г.). 13. Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице «можно!» (Ч.).14. Попозже мы без труда отыскали что-то вроде столовой (Песк.).

Задание 19. Найдите в предложениях обстоятельства, определите их значение и морфологическое выражение. Укажите способ синтаксической связи с тем словом, к которому они относятся.

1. Из-за какой-то беды поезд два часа простоял на полустанке и пришел в Москву только в три с половиной (Гайд.).
2.Клим чувствовал, что маленький Варавка не любит его настойчивее и более открыто, чем другие дети (М.Г.). 3. Когда-то они собирались здесь для совершения сделок. Сейчас же их тянули сюда, на солнечный угол, долголетняя привычка и необходимость почесать старые языки (И. и П.). 4. Все уже собрались и ждали посадки с нетерпением, но ввиду нелетной погоды вылет откладывался (газ.). 5. Евгению Ивановну поташнивало с непривычки к горным дорогам. На пенистой Иоре, когда искали брода, она едва не плакала, на перевале перед Телавом полкилометра тащилась пешком. Ее снова потянуло наружу из-за потребности в воздухе и одиночестве (Леон.). 6. Общим советом было решено идти на фронт, в случае попыток задержания – сражаться (Ш.). 7. Он посадил тяжелую машину точно, несмотря на сложные метеорологические условия (газ.). 8. Вернувшись в зал, мастерицы стали повязываться шалями и вскидывать руки над головами, продевая их в рукава тесных шубеек (Б.П.). 9. Подняв часть городского транспорта вверх, на высоту трехэтажного дома, можно разгрузить улицы и увеличить скорость движения (газ.). 10. Борода у него росла лопатой и была черная, как неблагодарность (Орл.). 11. Из-за неполадок во второй ступени ракета упала в Атлантический океан, не долетев до цели (газ.). 12. Несколько раз Иван Ильич останавливался – перевести дух (А.Н.Т.).

Задание 20. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Дайте характеристику обособленным членам предложения:1) что обособлено; 2) условия обособления.

Образец:

1) Было очень тепло, даже жарко. В этом предложении запятая выделяет присоединительную конструкцию даже жарко.

^ 2) Она, бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг. В этом предложении выделяются, во-первых, однородные согласованные определения бледная, неподвижная, потому что они относятся к личному местоимению. Во-вторых, в этом предложении есть сравнительный оборот как статуя.

Вариант 1.

Голицын один из опаснейших соперников и приятель Вронского вертелся вокруг гнедого жеребца не давая садиться. На Диксоне в октябре уже зима, а весна робкая и измученная дальней дорогой добредет сюда лишь в конце июня. Ничто не дает такого резкого ощущения времени как знакомство с древней страной. Но внизу в холодной воде даже летом запасы соли остаются нетронутыми.

Вариант 2.

В субботу часу в двенадцатом ночи у прокурора судебной палаты играли в карты. Кроме Вали и Степы Сафонова в садике присутствовал незнакомый Олегу паренек худенький босой. Второй – плеч

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.