Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Право работников на объединение в профсоюзы Статья 243.



В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О профессиональ­ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» граждане Украины имеют право на основании свободного волеизъявления без какого бы то ни было разрешения создавать профессиональные союзы с целью представительства, осуществления и защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных их уставами, при­нимать участие в работе профессиональных союзов.

Государство признает профессиональные союзы полномочными представителями работников и защитниками их трудовых, социально-экономических прав и интере­сов в органах государственной власти и местного самоуправления, в отношениях с собственником или уполномоченным им органом, а также с другими объединениями граждан.

1. Статья 36 Конституции Украины признает право граждан на участие в профес­сиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы в той же статье определяются как обществен­ные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Конкретнее профессиональный союз (профсоюз) определен в ст. 1 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности» [191] (далее в рамках комментария к главе XVI Кодекса законов о труде — Закон) как добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).

Целью деятельности профсоюзов является защита трудовых, социально-экономических прав и интересов их членов.

1. В ст. 5 Закона конкретизируется принцип равенства трудовых прав, закрепленный в ст. 21 КЗоТ в отношении членства в профсоюзах: запрещается не только ограниче­ние трудовых прав работников в связи с членством в профсоюзе, но и установление преимуществ по этому критерию. В частности, это означает, что соглашение между профсоюзом и работодателем о преимущественном праве членов этого профсоюза на заключение трудовых договоров с этим работодателем является недействитель­ным. Это же касается и соглашений по поводу преимущественного права членов этого профсоюза на сохранение трудовых правоотношений. Следует, однако, признать, что допустимость увольнения работников по инициативе собственника только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя), за установленными исключениями, создает существенные преимущества в реализации права на труд для членов профессиональных союзов.

2. Установленное ст. 36 Конституции право граждан на участие в профсоюзах определяется в комментируемой статье и ст. 6 Закона [191] как их право создавать профсоюзы на основании свободного волеизъявления без какого-либо разрешения, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке, определенных уставами профсоюзов. Это не исключает отказа работнику предприятия, на котором действует тот или иной профсоюз, в приеме в члены этого профсоюза, если право работников на членство не предусмотрено уставом этого профсоюза. Вопрос об утрате права членства в профсоюзе, в частности, в связи с увольнением с работы на данном пред­приятии, Закон [191] не решает. Поэтому оно может решаться в уставах профсоюзов. Право работников свободно выбирать профсоюз, в который они желают вступить, не исключает ограничения уставами профсоюзов двойного членства в профсоюзах (часть пятая ст. 7 Закона [191]).

3. Поскольку ст. 26 Конституции предусматривает возможность установления за­конами и международными договорами Украины особенностей правового положения иностранцев и лиц без гражданства, часть вторая ст. 6 Закона [191] не признает за эти­ми лицами права создания профсоюзов, но признает их право вступать в действующие профсоюзы, если это предусмотрено их уставами.

4. Буквально ст. 36 Конституции признает профсоюзы как объединения граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Однако это положение не следует объяснять как запрет приема в состав профсоюза таких лиц, которые заняты другим, чем основной круг членов профсоюза, родом профес­сиональной деятельности. Поэтому часть вторая ст. 7 Закона [191] предоставляет гражданам право свободно выбирать профсоюз, в который они желают вступить, а в соответствии с частью четвертой той же статьи уставом профсоюза может быть предусмотрено членство в профсоюзе лиц, занятых творческой деятельностью, членов фермерских хозяйств, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, а также лиц, обучающихся в профессионально-техническом или высшем учебном заведениях, лиц, уволившихся с работы или службы в связи с выходом на пенсию или временно не работающих. Нет никаких препятствий для членства в профсоюзах граждан, являющихся участниками собственности на иму­щество предприятия (члены кооперативов, коллективных предприятий, участники хозяйственных обществ).

5. Закон предусматривает возможность существования в составе организационной структуры профсоюзов собственно профессиональных союзов (профсоюзов), первич­ных профсоюзных организаций республиканских, региональных, областных, местных, других профсоюзов, объединений (организаций, советов, федераций, конфедераций и т. п.) профсоюзов. Предусмотрено также создание профсоюзных органов, в част­ности выборных органов первичных профсоюзных организаций, а также избрание профсоюзных представителей (доверенных лиц).

6. В качестве базовой организации нужно признать профессиональный союз (проф­союз). Профессиональные союзы могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских, всеукраинских. Производными являются организации профсоюзов, в том числе первичные, входящие в состав определенного профсоюза, и объединения профсоюзов.

Статус первичных имеют профсоюзы или организации профсоюзов, действующие на предприятии, в учреждении, организации, учебном заведении или объединяющие членов профсоюза, которые обеспечивают себя работой самостоятельно. Местный проф­союз в соответствии с частью третьей ст. 11 Закона [191] должен объединять не менее двух первичных профсоюзов, действующих на разных предприятиях, в учреждениях, организациях одной административно-территориальной единицы (города, района, села).

Областные профсоюзы имеют такой статус, если их организационные звенья су­ществуют в большинстве административно-территориальных единиц области, городов Киева и Севастополя, или в большинстве таких единиц области, городов Киева и Сева­стополя, где расположены предприятия определенной отрасли.
Статус региональных имеют профсоюзы, организационные звенья которых су­ществуют в большинстве административно-территориальных единиц двух или более областей.

Статус всеукраинских профсоюзов ст. 11 Закона [191] признает за профсоюзами, имеющими один из следующих признаков: 1) наличие организационных звеньев проф­союза в большинстве административно-территориальных единиц Украины, опреде­ленных в ст. 133 Конституции (там названы области, города Киев и Севастополь);

1. наличие организационных звеньев профсоюза в большинстве административно­территориальных единиц Украины, где расположены предприятия определенной от­расли. По этим же признакам в отношении Автономной Республики Крым профсоюзы могут быть признаны республиканскими.

1. В соответствии со ст. 1 Закона [191] первичная организация профсоюза — это добровольное объединение членов профсоюза, которые, как правило, работают на одном предприятии, в учреждении, организации независимо от формы собственности и вида хозяйствования или у физического лица, использующего наемный труд, или обеспечи­вают себя работой самостоятельно, или обучаются в одном учебном заведении. Поэтому на момент вступления в первичную организацию профсоюза гражданин должен быть членом соответствующего профсоюза. Однако Закон не препятствует тому, чтобы уставами профсоюзов было предусмотрено право первичной организации профсоюза решать вопрос о приеме граждан в состав членов профсоюза. Это особенно важно в отношении профсоюзов, имеющих иной статус, чем статус местных.

2. Первичные организации одного профсоюза могут добровольно объединяться в республиканские, региональные, областные, местные, другие организации данного профсоюза. Это — объединения первичных профсоюзных организаций, а не объеди­нения профсоюзов. Их легализация не предусмотрена.

3. Профсоюзы имеют право с целью выполнения уставных заданий создавать на добровольных началах объединения (ассоциации, советы, федерации, конфедерации и т. п.). Объединения могут создаваться по отраслевому, территориальному и друго­му признаку. За профсоюзами признается право свободно выходить из объединений профсоюзов (часть первая ст. 8 Закона [191]).

4. Профсоюзы могут создаваться на основании решения, принимаемого собранием (учре­дительным или общим) членов (будущих членов) профсоюза, конференцией, съездом.

Профсоюз должен иметь свой устав (положение), требования к содержанию кото­рого изложены в ст. 14 Закона [191].

Право профсоюзов ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.