(В современных демократических государствах развитие данных принципов привело к возникновению ценностей «открытого общества».)
Термин «открытое общество» принадлежит Анри Бергсону, впервые употребившему его в книге «Два источника морали и религии» (1932). Однако ввел в обиход его австрийский философ Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги» (1945). Поппер показал, что идеологии тоталитаризма, такие как коммунизм и нацизм, имеют нечто общее: все они претендуют на обладание абсолютной истиной. Но поскольку человечеству не дано познать абсолютной истины, этим идеологиям приходится прибегать к тирании, чтобы навязать свое представление обществу. Эти тоталитарные идеологии Поппер соотнес с иным взглядом на общество, который исходит из того, что ни у кого нет монополии на правду; люди могут иметь различные воззрения и различные интересы, а потому необходимы институты, которые способствовали бы примирению этих интересов и позволяли бы им жить вместе в мире. Эти институты защищают права граждан и обеспечивают свободу выбора и свободу слова. Поппер назвал эту форму социальной организации «открытым обществом». Идеологии тоталитаризма враждебны открытому обществу. Открытое общество представляет собой оптимальную форму общественной организации для того, чтобы взять максимум от жизни, а закрытое общество есть форма, более приспособленная для приятия смерти.
Джордж Сорос, «Капиталистическая угроза»
* * *
Я Свобода выбора.
♦ Равенство возможностей.
♦ Неприкосновенность частной собственности.
Основные принципы Гражданского кодекса Наполеона
* * *
Равенство перед законом – не факт, а политическое требование, опирающееся на моральное решение, причем оно совершенно независимо от теории – вероятно, ложной – о том, что «все люди рождаются равными».
К. Поппер, «Открытое общество и его враги»
Нужна ли вам свобода?
* * *
Человек выбирает между свободой и справедливостью, между равенством и эффективностью, между свободой и принадлежностью. Человек вправе выбрать несвободу, это тоже делает его человечным. Однако выбор между свободой и несвободой может и должен быть свободным.
Александр Эткинд, предисловие к «Философии свободы» Берлина
* * *
Массы хотят остановить руку, нагло вырывающую у них кусок хлеба, заработанный ими… К личной свободе, к независимости слова они равнодушны: массы любят авторитет, их еще ослепляет оскорбительный блеск власти, их еще оскорбляет человек, стоящий независимо; они под равенством понимают равномерный гнет… Массы желают социального правительства, которое управляло бы ими для них, а не против них, как теперешнее. Управляться самим – им и в голову не приходит.
Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя, вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать – как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человека!
А. Герцен, «С того берега»
* * *
Стереотип «совка» – это жизнь под патронажем.
Владимир Глейзер
* * *
Почему стоит стремиться к личной свободе? Только ради нее самой, самодовлеющей ценности, а не потому, что большинство желает свободы. Люди как раз не склонны искать свободы. Руссо полагал, что они рождены свободными. На это Герцен замечает (вслед за Жозефом де Местром), что с таким же успехом можно сказать: «Рыбы родятся для того, чтобы летать, – и вечно плавают»… Народ не желает свободы, лишь цивилизованные личности стремятся к ней, так как это стремление неразрывно связано с цивилизацией. Свобода, как и цивилизация или образование, не «естественные» блага, они требуют больших усилий. Значение же ее в том, что без нее отдельная личность не может реализовать все свои потенции, не может жить, действовать, радоваться, творить бесконечно разнообразными способами в соответствии с тем или иным историческим мгновением, которое непостижимым образом отличается от любого другого.
Исайя Берлин, «История свободы»
И еще о свободе
* * *
Я опасаюсь не того, что они найдут тиранов в своих правителях: страшно, если они найдут в них опекунов. Государство, управляемое такими людьми, не уничтожает, но мешает существованию; не тиранит, но давит, обессиливает; гасит желания и притупляет ум, пока не превращает народ в стадо робких и трудолюбивых животных, которых оно пасет.