Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1.Организационные система и структура предприятия

Проектирование организационной системы означает процесс со­здания прообраза будущего предприятия, который должен содер­жать описание предприятия на начальном этапе и прогноз по­следующего его развития. Особое место в данном процессе при­надлежит организационной структуре предприятия. При этом не­обходимо оценить влияние внешней среды на предприятие и его элементы (подсистемы), а также взаимосвязи внутри самой сис­темы.

Процесс формирования организационных структур на пред­приятиях базируется на использовании системного подхода и сле­дующих принципов:

• корректная формулировка целей и подцелей проектируемого предприятия;

• обоснование распределения функций, прав и ответственно­сти применительно к решению управленческих задач;

• выявление всех необходимых связей как по вертикали, так и по горизонтали управления, с нахождением оптимального соче­тания централизации и децентрализации управления;

• соблюдение принципов и правил композиции и декомпози­ции, единства анализа и синтеза, других основных законов орга­низации.

Проектирование организационных систем — сложный процесс. Сначала определяется главная цель нового предприятия с учетом потребностей общественного развития, состояния внешней сре­ды и его влияния на будущую систему. Цель организации нового предприятия основывается на коммерческих идеях и результатах системного анализа рынка, соответствующих маркетинговых ис­следованиях. Эта цель должна быть актуальной, достижимой, ре­альной и решаемой как с точки зрения удовлетворения соответ­ствующих потребностей в товарах и услугах, так и с позиции обес­печения устойчивого развития самого предприятия в будущем.

Цель развития всегда связана с образованием новых систем. Может быть выбрана цель-аналог в том случае, если предприятие предусматривает расширение своей деятельности за счет освое-


Рис. 4.1. Пирамида перехода от целей предприятия к организационной

структуре

ния новых рынков сбыта. Цель развития требует создания не толь­ко новых структурных подразделений, но и изменения организа­ционной структуры, необходимых затрат на информационное и другие виды обеспечения.

После определения главной цели требуется разработка подцелей (целей-ориентиров), совместимых с главной целью. Здесь следует учесть ресурсные возможности проектируемой организационной системы, определить сроки их выполнения и ответственных испол­нителей. Далее осуществляется целевое проектирование. В дальней­шем в процессе деятельности организации цели и ресурсы могут уточняться и конкретизироваться. На рис. 4.1 показана последователь­ность перехода от целей предприятия к организационной структуре.

Оценка эффективности сформированной структуры является важным этапом разработки проектно-плановых решений, даю­щим возможность определить уровень прогрессивности принятых решений. При этом оценивается степень соответствия достигае­мых результатов поставленным целям.

Следует учитывать, что эффективное действие системы управ­ления проектируемого предприятия возможно лишь при правиль­но организованном информационном обеспечении.

Разработка схемы информационного обеспечения — это за­ключительная стадия организационного проектирования. Выпол­нение перечисленных работ должно сопровождаться экономи­ческим анализом в области ресурсных возможностей предприя­тия и потребностей внешней среды. Все процессы проектирова­ния организационных систем должны предусматривать процеду-


ры моделирования. При проектировании используют методы ана­логий, экспертно-аналитический, организационного моделиро­вания.

Метод аналогий заключается в применении организаци­онных форм и механизмов, которые проверены практикой (раз­работка типовых модулей, типовых и исходных оргструктур и т. п.).

Экспертно-аналитический метод состоит в обсле­довании и аналитическом изучении организации, выявлении про­блем и «узких мест» в управлении. Метод позволяет разработать рациональные рекомендации по формированию организационных систем исходя из оценки эффективности новой структуры, раци­ональных методов управления, заключений экспертов, обобще­ния и использования научно-технических достижений.

Метод организационного моделирования заклю­чается в разработке экономико-математических моделей. Данные модели являются базой для построения, анализа и оценки раз­личных вариантов структур в организации.

Нередко после проектирования требуется проводить коррек­тировку организационных структур и даже разрабатывать новый

Рис. 4.2. Структурная схема системы оперативной коррекции управления


проект. Обычно это вызывается: изменением внешней социаль­но-экономической ситуации; недостаточно эффективным функ­ционированием организации после внедрения проекта; измене­ниями технологии управления; неожиданными ситуациями на рынке и др.

При устранении выявленных недостатков организационных структур особое значение имеют диагностические мероприятия, направленные на разработку и внедрение методов упреждающе­го выявления отклонений от установленных норм и нормативов в деятельности предприятия с последующими коррективами. Диа­гностические исследования организационных систем проводятся в целях оценки их текущего состояния, выявления проблемных си­туаций и принятия адекватных мер для коррекции деятельности.

Блок диагностического обследования определяет набор пара­метров, характеризующих отклонения в деятельности предприя­тия от эталонной модели (рис. 4.2).

4.2. Общие сведения о строительстве, реконструкции и техническом перевооружении предприятий

В современных условиях экономического развития основным звеном любой отрасли народного хозяйства является предприятие. Предприятие сервиса представляет собой производственно-хозяй­ственный комплекс, объединяющий различные виды ресурсов для выполнения услуг, работ, изготовления продукции по заказам клиентов. Причем специфика сферы сервиса предполагает суще­ствование в отрасли предприятий различных форм собственно­сти, различной мощности, различного уровня специализации.

Основу деятельности любого предприятия сервиса составляет процесс оказания услуги, который должен быть организован та­ким образом, чтобы обеспечить прибыльную работу предприятия. Организация процесса оказания услуг не может быть решена без использования прогрессивных форм разделения и кооперации труда, рационализации рабочих мест, обеспечения благоприят­ных условий труда, разработки эффективных систем оплаты тру­да, формирования инфраструктуры предприятия.

Вся деятельность предприятия сферы сервиса должна быть на­правлена на достижение целей удовлетворения потребностей на­селения в разного рода услугах и извлечение прибыли, для чего важно использовать современные принципы, методы и формы организации выполнения услуг, производства работ и изготовле­ния продукции по заказам потребителя.

Немаловажную роль в этом играет имидж предприятия. Он дол­жен быть достаточно устойчив, конкурентоспособен и базироваться на анализе потребностей заказчиков. Как правило, победа остает-


ся за предприятием, оказывающим услуги, соответствующие за­просам потребителей.

Имидж предприятия включает в себя такие компоненты:

• качество, ассортимент, цена, гарантии, социальная престиж­ность услуг предприятия;

• удобство местоположения предприятия;

• социальный статус его клиентуры;

• привлекательность рекламы и разнообразие методов стиму­лирования сбыта;

• способы организации процесса предоставления услуг и оформ­ления предприятия;

• участие предприятия в решении социально значимых про­блем.

В этой связи первостепенное значение приобретает комплекс мероприятий, направленных на рациональную организацию сети предприятий сервиса — строительство новых предприятий, ре­конструкцию и техническое перевооружение действующих пред­приятий, внедрение прогрессивных технологий и форм обслужи­вания.

К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий сервиса, а также филиалов и от­дельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. К новому строительству относится также строительство предприятия такой же или боль­шей мощности вместо ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим услови­ям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимо­стью, вызванной производственно-технологическими или сани-тарно-техническими требованиями.

В настоящее время несколько ограничено новое строительство с широким переходом на реконструкцию, расширение и техни­ческое перевооружение действующих предприятий.

При реконструкции, расширении, техническом перевооруже­нии предприятий применяется системный подход исходя из по­следовательной комплексной территориально-пространственной структуры и организации производственной среды с членением ее на отдельные, но органически связанные между собой элементы.

Реконструкция действующих предприятий предполагает переуст­ройство цехов и объектов основного, подсобного и обслуживаю­щего назначения, как правило, без расширения имеющихся зда­ний и сооружений основного назначения. Такие работы, связан­ные с совершенствованием производства и повышением его тех­нико-экономического уровня на основе достижений научно-тех­нического прогресса, выполняются по комплексному проекту на реконструкцию с целью увеличить производственные мощности,


улучшить качество и изменить номенклатуру продукции в основ­ном без увеличения численности работающих при одновремен­ном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

В этом случае могут расширяться отдельные здания и сооруже­ния основного, подсобного и обслуживающего назначения, ког­да новое высокопроизводительное и более совершенное по тех­ническим показателям оборудование нельзя разместить в суще­ствующих зданиях; в отдельных случаях строятся новые и расши­ряются существующие цехи и объекты подсобного и обслужива­ющего назначения, возводятся новые здания и сооружения того же назначения вместо ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим условиям признана нецелесообразной.

При реконструкции должны обеспечиваться: увеличение про­изводственной мощности предприятия, прежде всего за счет уст­ранения диспропорций в технологических звеньях; внедрение малоотходной, безотходной технологий и гибких производств; сокращение числа рабочих мест; повышение производительности труда; снижение материалоемкости производств и себестоимости продукции; повышение фондоотдачи и улучшение других техни­ко-экономических показателей действующего предприятия.

При расширении действующих предприятий строятся дополни­тельные производства, а также цехи и объекты основного, под­собного и обслуживающего назначения в целях создания допол­нительных или новых производственных мощностей.

Если в процессе проектирования выявились необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением предприятия осуществлять реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие работы и затраты включаются в состав проекта расширения предприятий.

Техническое перевооружение действующих предприятий включа­ет в себя комплекс мероприятий по повышению технико-эконо­мического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устарев­шего и физически изношенного оборудования новым, более про­изводительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

Целями технического перевооружения являются интенсифи­кация производства, увеличение мощностей и выпуска продук­ции, улучшения ее качества при обеспечении роста производи­тельности труда и сокращения рабочих мест, снижения материа­лоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшение других технико-экономических показателей работы предприятий. При этом могут быть дополнительно установлены на существующих производствен-


ных площадях оборудование и машины, внедрены автоматизиро­ванные системы управления и контроля, применены радио-, те­левизионные управляющие системы и другие современные сред­ства управления производством, осуществлены модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопи­тельных и вентиляционных систем. Предприятие, цехи и установ­ки могут быть подключены к центральным источникам тепло- и электроснабжения. Допускаются также частичная перестройка (на­пример, усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки зданий и сооружений) и расширение су­ществующих производственных помещений, обусловленные га­баритами размещаемого нового оборудования, и расширение име­ющихся или в отдельных случаях строительство новых объектов подсобного или обслуживающего назначения.

Между техническим перевооружением и реконструкцией име­ется много общего как в части состава работ, так и в конечной цели, но реконструкция, как и любая другая стройка, должна осуществляться на основе единого комплексного проекта и титу­ла. Таковы формальные отличия. Что же касается существа, то тех­ническое перевооружение — это прежде всего совершенствование производства в отдельных цехах и участках за счет внедрения про­грессивной технологии и оборудования с минимумом строитель­но-монтажных работ. Реконструкция по своим масштабам и охва­ту связана с большими объемами работ по переустройству дей­ствующих и строительству необходимых новых объектов, комму­никаций, складского и транспортного хозяйства и т.п.

Строительство новых предприятий, расширение, реконструк­цию и перевооружение действующих предприятий выполняют на основе разрабатываемых проектов.

Достижение коренных улучшений основных показателей дея­тельности предприятия сервиса возможно благодаря фундамен­тальному переосмыслению и радикальному перепроектированию процессов организации производства, т. е. реинжинирингу бизнес-процессов. Назначение каждого элемента процесса заключается в том, чтобы потребитель получил услугу, удовлетворяющую его по качеству, стоимости и сервису.

Реинжиниринг, т. е. преобразование бизнеса в зависимости от применяющихся условий внешней среды, целесообразно исполь­зовать в следующих основных ситуациях:

• когда предприятие находится в кризисном состоянии;

• когда текущее положение предприятия в целом удовлетвори­тельно, однако прогнозы его дальнейшей деятельности явно не­благоприятны;

• когда необходимы быстрый отрыв от конкурентов, создание конкурентных преимуществ. Это характерно для благополучных, быстроразвивающихся и агрессивных предприятий и организаций.


В любом из этих случаев разрабатывается будущая модель пред­приятия во взаимодействии с его деловой средой и ориентацией на потребителя.

Непрерывные существенные изменения в технологии произ­водства услуги (продукции), рыночной деятельности, потребно­стях клиентов (потребителей, заказчиков) — важная тенденция современной рыночной экономики. Поэтому приоритетным на­правлением деятельности предприятия сервиса является перевод «центра тяжести» организации с ориентированности на произ­водство в плоскость ориентированности на клиента.

Реинжиниринг предполагает целостное, системное моделиро­вание и кардинальную реорганизацию материальных, кадровых, информационных и финансовых потоков, в результате чего ми­нимизируется использование всех ресурсов организации, повы­шается качество обслуживания клиентов, сокращаются сроки реализации их потребностей.

Выделяют следующие основные бизнес-процессы на предпри­ятиях сервиса:

• процессы подготовки производства, нацеленные на планиро­вание деятельности предприятий, освоение и выведение на ры­нок новых товаров и услуг, конструкторскую и технологическую подготовку производства;

• процессы логистики (товародвижения), связанные с основ­ной деятельностью;

• процессы инфраструктуры (подготовка кадров, ремонт и тех­ническое обслуживание технологического оборудования, социаль­но-культурное обслуживание персонала).

Таким образом, решением данных проблем является смена классических выполняемых функций менеджмента на новую ори­ентацию — «процессную», и жизненный цикл организации рас­сматривается с позиций реинжиниринга.

Постоянные изменения во внешней среде заставляют предпри­ятия сервиса корректировать технологические процессы, инфра­структуру производства, социально-экономические и организа­ционные направления деятельности, системы информационного обеспечения и менеджмента. Следовательно, производственный процесс предприятия, работающего в сфере сервиса, необходимо постоянно совершенствовать как целостный организм, состоящий из множества взаимосвязанных частей, элементов, подразделений.

4.3. Проект, порядок его разработки и содержание

Проектом называют техническую документацию, которая со­держит основные проектные решения, выполненные в виде ме­ханико-экономических расчетов, чертежей, пояснительных запи-


сок и др. Обязательная часть проекта — смета, определяющая сто­имость нового строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения действующего предприятия.

Проект со сметой, утвержденный в установленном порядке, — это основной документ, по которому осуществляются строитель­ство и финансирование.

В соответствии с заданием на проектирование могут разраба­тываться индивидуальные, повторно применяемые и типовые проекты.

Индивидуальные проекты разрабатывают, как правило, на стро­ительство предприятий с часто меняющейся технологией произ­водства и особо крупных и сложных с неповторяющейся техноло­гией производства.

В качестве повторно применяемых проектов используют наибо­лее удачные индивидуальные. Так, при необходимости строитель­ства нескольких одинаковых предприятий в разных зонах страны разрабатывают индивидуальный (рабочий) проект в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типовым проектам, и затем используют его повторно для строительства других аналогичных предприятий.

При разработке проектно-сметной документации индивидуаль­ного (рабочего) проекта на строительство предприятия с часто меняющейся технологией производства, как правило, применя­ют унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений этих предприятий, которые по­зволяют без значительных дополнительных затрат перестраивать технологию производства.

Типовые проекты разрабатывают для предприятий, у которых повторяются основные и вспомогательные производственные зда­ния и сооружения, а также предусмотрен стабильный технологи­ческий процесс производства. Особенно широкое распростране­ние типовое проектирование получило при строительстве фаб­рик-прачечных и фабрик химической чистки, ремонтно-обслу-живающих предприятий и др.

Предприятия сервиса проектируют в одну и две стадии.

В одну стадию — рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости разрабатывают для предприятий, которые будут стро­ить по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов. Проектно-сметную документацию на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение разрабатывают, как правило, в одну стадию (рабочий проект).

В две стадии — проект со сводным сметным расчетом стоимо­сти и рабочей документацией со сметами разрабатывают при стро­ительстве крупных и сложных предприятий.

Стадийность разработки проектно-сметной документации ус­танавливает заказчик в задании на проектирование предприятия.


Сметную стоимость строительства с выделением стоимости строительно-монтажных работ в сводном сметном расчете при одностадийном проектировании определяют по сметам к типо­вым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам и сметам, которые составляют по рабочим чертежам, а при двухстадийном проектировании — по укрупненным сметным нормам, прейскурантам и стоимостным показателям предприя­тий-аналогов.

Рабочий проект содержит разделы: общую пояснительную за­писку, технологические и строительные решения, организацию строительства, сметную документацию и паспорт проекта.

Общую пояснительную записку обычно составля­ют по эталону, разрабатываемому ведущим отраслевым проект­ным институтом для предприятий определенного типа. Она со­держит исходные данные для проектирования, краткую характе­ристику предприятия при его расширении или реконструкции. В ней кратко излагается содержание проекта с сопоставлением возможных вариантов, на основе которых приняты проектные решения и предложен срок строительства, а также с материала­ми, подтверждающими соответствие проекта действующим нор­мам и правилам.

В пояснительной записке приводятся общие сведения о меро­приятиях по охране окружающей среды, даются ситуационный план размещения предприятия с указанием на нем существую­щих и проектируемых коммуникаций и инженерных сетей и схе­ма генерального плана. На этой схеме приводят: краткую характе­ристику площадки строительства; план всего предприятия с рас­положением проектируемых объектов, существующих, реконст­руируемых и подлежащих сносу зданий и сооружений с указани­ем транспортных путей, коммуникаций (электрические, водопро­водные, канализационные, газопроводные и др.) и вертикаль­ной привязки основных зданий и сооружений. Кроме того, дают сведения о грузообороте предприятия, организации транспорт­ного хозяйства и основные технико-экономические показатели генерального плана.

Технологические решения являются основным раз­делом при проектировании предприятий. Сюда входят: оконча­тельно принятые исходные данные для проектирования; задание на проектирование, привлекаемые типовые проекты и решения, сведения о действующих аналогичных наиболее передовых пред­приятиях, нормативные материалы и др.

В технологических решениях: определяют годовую трудоемкость по видам работ; разрабатывают основные положения по органи­зации производства (схемы производственного процесса); уста­навливают состав предприятия (перечень цехов, отделений, участ­ков, складов и т.п.), режимы работы, фонды времени работы


рабочих и оборудования; рассчитывают оборудование, площадь, расход электроэнергии, пара, воды, газа, а также число и состав работающих по всем подразделениям предприятия; выполняют компоновку всех подразделений и служб предприятия с расста­новкой на плане основного оборудования; по главным производ­ственным подразделениям (цехам, отделениям) определяют тех­нико-экономические показатели. При необходимости в этом раз­деле проекта приводят краткую характеристику и обоснование технических решений новых технологических процессов, сравне­ние их с отечественными и зарубежными достижениями. Кроме того, в технологические решения включают подразделы «Автома­тизация технологических процессов» и «Механизация транспорт­ных операций и погрузочно-разгрузочных работ».

Для более четкого и компактного оформления раздела техно­логических решений отраслевые проектные институты разраба­тывают эталоны — образцы их оформления для предприятий раз­личных типов, а иногда раздельные эталоны технологических ре­шений по основным производственным цехам.

В раздел «Технологические решения», кроме того, входят сле­дующие основные чертежи: принципиальные схемы технологи­ческих процессов и механизации производства; автоматизации технологических процессов; технологические компоновки по подразделениям предприятия; схемы грузопотоков; организаци­онной структуры предприятия; комплекса технических средств, электроснабжения предприятия; магистральных и распределитель­ных тепловых сетей; организации связей и сигнализации.

В рабочем проекте все технологические решения не оформля­ются отдельным разделом, а входят в состав общей пояснитель­ной записки.

Строительные решения включают в себя краткую ха­рактеристику основных зданий и сооружений, строящихся по ти­повым проектам, с приложением паспортов этих проектов. Если разрабатывают индивидуальный проект, то дают схематические планы и разрезы (иногда фасады) проектируемых зданий и со­оружений. В этом же разделе помещают расчеты и описывают ре­шения санитарно-технических устройств, охраны окружающей среды, а также решения по объектам гражданской обороны, ко­торые оформляют в установленном порядке.

Организация строительства разрабатывается по со­ставу, объему и содержанию документации в полном соответствии с действующей Инструкцией по разработке проектов, организа­ции строительства и проектов производства работ.

Сметная документация включает в себя сводный смет­ный расчет, сводку затрат, объектные и локальные сметные рас­четы, сметы на проектные и изыскательные работы. Кроме того, разрабатывают ведомость сметной стоимости строительства объек-

85 -


тов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной сто­имости товарной строительной продукции.

В сводном сметном расчете предусматривают резерв средств на непредвиденные работы и затраты при строительстве ремонтно-обслуживающих предприятий в размере до 5 % от общей сметной стоимости.

Паспорт проекта составляют по установленной форме.

4.4. Маркетинговое (технико-экономическое) обоснование проекта

В современных условиях хозяйствования исключение возмож­ности производства услуги, не отвечающей потребностям потен­циальных потребителей (качество услуги), стало важнейшим фак­тором конкурентоспособности предприятия. При рыночных отно­шениях производитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, использовать все инструменты, выработанные мировой и отечественной практикой. Важнейшим из них является система обеспечения качества, где маркетинг — первый этап, во многом определяющий результат всей деятельности предприятия по качеству. Функции маркетинга на предприятии — дать точное определение рыночному спросу и реализации услуги, необходи­мых для планирования объемов производства, объективно оцени­вать требования потребителя на основе их постоянного анализа, осуществлять сбор информации о соседних предприятиях-конку­рентах. В результате это позволяет систематизировать реальные и потенциальные конкурирующие услуги по основным направле­ниям деятельности проектируемого предприятия.

Перечень основных сведений, которые необходимо предста­вить в маркетинговом обосновании проекта, следующие:

• наименование предприятия;

• деятельность предприятия;

• характеристика маркетинговой среды (демографические, эко­номические, природные, научно-технические, политические и культурные факторы);

• информация о потребности в услугах проектируемого пред­приятия (на основе информации в периодической печати, эконо­мических и статистических обзорах, данных социологических ис­следований);

• анализ окружения предприятия (конкуренции и конкурен­тов);

• обоснование производственной мощности;

• обоснование формы и методов обслуживания;

• выбор места строительства;

• обоснование режима работы предприятия;


• разработка рациональной схемы технологического процесса;

• определение источников снабжения электроэнергией, теп­лом, водой и др.;

• ориентировочный объем капиталовложений;

• основные данные и технико-экономические показатели;

• выводы и предложения.

При разработке маркетингового обоснования на реконструк­цию предприятия дополнительно необходимо наметить основные направления реконструкции и путем технико-экономических рас­четов обосновать эффективность намеченных мероприятий. Рекон­струируемые предприятия имеют налаженные связи, хорошо зна­ют своих поставщиков и потребителей. На предприятии трудятся сложившиеся коллективы работников соответствующей квалифи­кации, аппарат управления хорошо знаком со всеми условиями и особенностями производства. Поэтому процесс ввода производ­ственных мощностей протекает намного быстрее, чем на вновь построенных предприятиях.

При разработке маркетингового обоснования учитывают до­стижения науки и техники, поскольку строящиеся, реконструи­руемые или расширяемые предприятия ко времени ввода в эксп­луатацию должны быть технически передовыми, иметь высокие показатели по производительности труда и качеству услуг, обес­печивать безопасность и экологичность производства и комфорт­ные условия труда.

Степень детализации сведений, содержащихся в обосновании, может быть различной. Выбор сведений, необходимых для разра­ботки задания на проектирование, определяется проектной орга­низацией.

Только после выводов об экологической целесообразности, при отсутствии сомнений о качестве услуг и уровне цен и хозяйствен­ной необходимости проектирования и строительства (реконструк­ции) предприятия начинают разработку задания на проектирова­ние.

4.5. Задание на проектирование

На основании маркетингового обоснования, утвержденного заказчиком проекта, при участии проектной организации состав­ляют задание на проектирование. Ее состав и содержание регла­ментированы Инструкцией о составе, порядке разработки, согла­сования и утверждения проектно-сметной документации на строи­тельство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01—85).

Задание на проектирование содержит следующие основные сведения:

• наименование предприятия;


• назначение, вид деятельности и функции предприятия;

• основание для проектирования и вид строительства (новое или реконструкция действующего предприятия);

• место строительства (расположения);

• номенклатура услуг и мощность (производственная програм­ма) предприятия в натуральном или стоимостном выражении;

• режим работы предприятия;

• специализация предприятия и кооперирование;

• источники снабжения предприятия теплом, водой, паром, газом, электроэнергией как в процессе эксплуатации, так и в пе­риод строительства;

• условия по очистке и сбросу сточных вод;

• требования к технологии, основным технологическим про­цессам и оборудованию;

• необходимость разработки автоматизированных систем управ­ления производством;

• требования к промышленной эстетике и этажности зданий;

• требования к рекультивации (восстановлению нарушенных земель);

• стадийность проектирования;

• основные технико-экономические показатели и капитало­вложения (инвестиции), принятые согласно маркетинговому обо­снованию;

• сроки строительства.

В задании на проектирование также указывается наименование генеральной (ведущей) проектной организации и строительной (подрядчика) организации, которая будет строить предприятие.

При новом строительстве зданий и сооружений заказчик выда­ет проектной организации строительный паспорт. Он является основным документом, характеризующим участок, отведенный под строительство предприятия. Паспорт содержит ситуационный план участка застройки с прилегающими кварталами и проезда­ми, топографический план, техническое заключение по инже­нерной геологии участка с указанием допустимых давлений на грунт и уровня грунтовых вод. В нем приводятся технические усло­вия на подсоединение проектируемого предприятия к существу­ющим или перспективно предусмотренным инженерным комму­никациям — сетям электро-, тепло-, водоснабжения, канализа­ции и пр.

Контрольные вопросы

1. Опишите подход и принципы процесса формирования организаци­онных структур предприятия.

2. Какие задачи ставят при разработке на строительство нового пред­приятия?


3. Назовите цель реконструкции действующего предприятия.

4. Какие особенности имеет техническое перевооружение?

5. Дайте характеристику типовых, индивидуальных и повторно при­меняемых проектов.

6. Укажите стадийность разработки и состав рабочего проекта.

7. Какова основная задача маркетингового обоснования проекта?

8. Какие основные сведения содержит задание на проектирование?

9. Перечислите основные показатели деятельности предприятия, до­стижение которых возможно благодаря радикальному перепроектирова­нию процессов организации производства.


ГЛАВА 5

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

5.1. Роль и значение технологических расчетов

Из всех частей рабочего проекта особую роль играют техноло­гические решения. Исходными данными для их разработки явля­ются результаты, полученные в ходе технологических расчетов. На основании расчетов определяют производственную программу предприятия, фонды времени, численность работающих, виды и количество используемого технологического оборудования, пло­щади цехов, вспомогательных и служебно-бытовых помещений и всего предприятия в целом.

Конечным результатом технологических расчетов является раз­работка генерального плана и объемно-планировочного решения предприятия.

Предприятия сервиса могут размещаться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях, быть пристроенными к зданиям иного назначения при обособленности всех групп помещений, быть встроенными в здания иного назначения. Отдельно стоящие зда­ния, в которых размещаются предприятия сервиса, могут быть одно-, двух- и многоэтажными.

Некоторые предприятия сервиса относятся к вредным объек­там, имеющим источники выбросов в атмосферу и твердые отхо­ды. Поэтому, проектируя предприятия, необходимо искать пути оздоровления окружающей среды различными методами, т. е. ре­шать комплексные экологические задачи в зависимости от степе­ни и характера вредностей, на основе достижений научно-техни­ческого прогресса в технологическом, санитарно-гигиеническом и архитектурно-строительном проектировании.

5.2. Производственная мощность и программа

предприятия

Производственной мощностью предприятия называют макси­мально возможный выпуск продукции в установленной номен­клатуре в количественном отношении, который может быть осу­ществлен предприятием за определенный период времени (год,


месяц, смена) при установленном режиме работы, при условиях овладения кадрами техникой производства, полного использова­ния оборудования, площадей и других средств производства, при­менения передовой технологии и наиболее совершенной органи­зации труда и производства, достижения установленных для дан­ного периода передовых технических норм производительности и трудоемкости, а также ликвидации «узких мест» в производстве.

Производственная мощность действующего предприятии не является постоянной величиной и должна возрастать по мере из­менения факторов, к которым относятся: повышение квалифика­ции работающих, улучшение использования основных и оборот­ных фондов предприятия, повышение коэффициента сменности работы, снижение потерь рабочего времени, совершенствование технологических процессов, рост механизации и автоматизации производства, совершенствование форм и методов организации производства, расширение специализации и кооперирование пред­приятия.

Так, производственная мощность фабрик химической чистки и крашения одежды, а также фабрик-прачечных определяется количеством изделий, обрабатываемых в течение рабочей смены, оборудованием, установленном на данном предприятии.

В зависимости от производственной мощности в настоящее время имеется пять типовых проектов фабрик химической чистки и крашения и три срочной химической чистки одежды и стирки белья с использованием метода самообслуживания. Состав произ­водства и объем оказываемых услуг этими предприятиями приве­дены в табл. 5.1, 5.2.

По характеру оказываемых услуг фабрики-прачечные подраз­деляются на специализированные и смешанные. На специализи-

Таблица 5.1

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.