Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общественного продукта





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

20_______________________________________________________________ Тема 1

♦ второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты террито­
риальных государственных внебюджетных фондов;

♦ третий уровень — местные бюджеты.

Современная бюджетная система РФ приближена к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство. Одна­ко она еще достаточно противоречива и требует определенной дора­ботки, например снижения дефицита бюджетов за счет укрепления их доходной базы и реструктуризации расходов по приоритетам, раз­вития бюджетного федерализма и совершенствования механизма бюджетного регулирования и пр. Децентрализация экономических отношений в обществе существенно повысила самостоятельность и роль регионов в осуществлении общей экономической политики го­сударства. В последнее время возросла роль и значение местных бюд­жетов.

Государственный бюджет — главное звено любой финансовой сис­темы. Он представляет собой систему денежных отношений, возника­ющих у государства с юридическими и физическими лицами, связан­ных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств в процессе перераспределения валового внутренне­го продукта и части национального богатства.

Государственный бюджет — главное орудие перераспределения на­ционального дохода, что создает возможность маневрировать денежны­ми средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую эко­номическую и финансовую политику на всей территории страны. Гос­бюджет — важнейший финансовый регулятор, инструмент государ­ственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов, таких как налоги, госрасходы, госкредит и других, обеспечива­ет целенаправленное воздействие на все социально-экономические про­цессы в обществе, формируя конечные показатели развития экономи­ческой системы.

Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой си­стемы страны и оказывает на них свое воздействие.

Внебюджетные фонды, входящие теперь в бюджетную систему РФ имеют строго целевое назначение. Они представляют собой средства центрального правительства и местных властей, связанные с финан­сированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование вне­бюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не от­личаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные


Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов 21

фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процен­тах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета расходование средств вне­бюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны орга­нов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их ис­пользование, а с другой — дает возможность расходовать средства не вполном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и воз­вратности для финансирования государственных расходов. Кредито­ром выступают физические и юридические лица, заемщиком — госу­дарство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке обли­гаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направ­лять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на по­крытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях ста­билизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платеже­способный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. про­исходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Не­обходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, таким образом государ­ственный кредит является средством увеличения финансовых воз­можностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресур­сов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственно­го долга страны.

Государственный долг— это вся сумма выпущенных, но непогашен­ных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание госу­дарственного долга выражается в осуществлении операций по разме-


22_______________________________________________________________ Тема 1

щению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним про­центов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств Республиканского бюджета РФ. Контроль за состоянием го­сударственного долга и использованием кредитных ресурсов возлага­ется на Счетную палату РФ.

Если с выделением звеньев первой сферы системы финансов стра­ны дискуссий нет и быть не может, то вторая сфера иногда вызывает возражения, например в части финансов населения или домашних хо­зяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и др.

В экономической теории и статистике зарубежных стран для ха­рактеристики конечных результатов годового производства исполь­зуются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Основу этой системы составляют сводные счета валового внутреннего продукта, капиталовложений, доходов и расходов госу­дарственных учреждений и домохозяйств, внешнеэкономических операций. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным производством и сферой услуг и такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП), представляет рыночную ценность всех рыночных благ, про­изведенных в стране в течение года. Поэтому в современных услови­ях, в условиях рыночной экономики при макроэкономическом ана­лизе процессов воспроизводства целесообразно рассмотрение распределения и перераспределения ВВП — источник первичных до­ходов и накоплений. Финансовые же отношения возникают и функ­ционируют в рамках второй стадии процесса воспроизводства - рас­пределения, как это уже было отмечено ранее, где происходит перераспределение стоимости ВВП в денежной форме через бюджет­ную и кредитную системы по целевому назначению и субъектам эко­номических отношений, в результате чего формируются конечные доходы — собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъек­тов, государства и населения, представляющие собой фонды накопле­ния и возмещения, общественного и личного потребления (см. рис. 1.2). Соотношения между фондами потребления и накопления и их вели­чины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Очень важно в данном случае сформировать оптимальную налоговую систему страны, чтобы она была и стиму­лом для товаропроизводителей, и защитником интересов хозяйству­ющих субъектов и населения.


Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов 23

Итак, подробнее рассмотрим структуру системы финансов страны, исходя из международных стандартов, принятых в системе националь­ного счетоводства.

Группировка экономики по секторам — центральная в статисти­ческой модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. По Европейской системе ин­тегрированных экономических счетов, адаптированной к условиям РФ, движение денежных потоков осуществляется по секторам и суб­секторам экономики.

Перваясфера системы финансов страны «Публичные финансы» соответствует сектору «Органы государственного управления». «Этот сектор включает все институционные единицы, занятые оказанием не­рыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства. Основные ре­сурсы этих единиц поступают прямо или косвенно из обязательных платежей, производимых единицами, принадлежащими к другим сек­торам».13

В эту сферу мы правомерно отнесли бюджетную систему и госу­дарственный кредит. Втораясфера соответствует остальным секто­рам и подсекторам экономики страны, которые ранее уже называ­лись. Теперь подробнее рассмотрим звенья второй сферы финансов «Финансы хозяйствующих субъектов и населения». Первое звено этой сферы — «Нефинансовые корпоративные и квазикорпоратив­ные предприятия», т. е. это предприятия, которые главным образом заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг. «Основные ресурсы этих единиц поступают от продажи их продук­ции, какое бы название не имела цена».14 К этим институционным единицам относятся также предприятия, полностью финансируемые из бюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лес­ного и водного хозяйства). Кроме того, сюда же включаются те не­коммерческие организации, которые создаются предприятиями и на­ходятся на финансировании последних.

«Финансовые учреждения»-— этот сектор экономики представлен такими подсекторами как -«Центральные банковские учреждения», «Другие финансовые институты», «Другие кредитные институты».Этот сектор состоит из институционных единиц, занятых финансовы­ми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные


24___________________________________________________________________________ Тема 1

учреждения), независимо от формы собственности. Субсектор, или зве­но финансов

«Центральные банковские учреждениясостоит из:

а) центрального банка;

б) центральных финансовых агентств, государственных по своей
сущности (например, агентства, руководящие валютным обме­
ном; агентства, влияющие на рынок облигаций или денежный
запас), которые ведут полный набор счетов и пользуются авто­
номией решений в аспекте отношений с центральным прави­
тельством.

«Другие финансовые институты— в их составе финансово-кре­дитные институты, важная часть обязательств которых (пассивов) по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также включает центральные институты клиринга (без­наличного расчета), т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; на­родные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегатель­ные банки; почтовые агентства.

«Другие кредитные институты— это звено состоит из тех кредит­ных учреждений, которые не были отнесены к двум предыдущим суб­секторам — это сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестицион­ные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые макле­ры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и про­даже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций.

Сектор «Страховые предприятиясостоит из институционных единиц, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Принципиальные ресурсы страховых предприятий образу­ются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов следует отнести частные и государственные страховые ком­пании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные не­зависимыми юридическими лицами, которые главным образом заня­ты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; ком­пании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой


Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов 25

компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.

Частные некоммерческие общественные организации, обслужи­вающие домашние хозяйства— этот сектор экономики, или звено финансов охватывает институционные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные орга­низации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные по­требности — политические партии, профсоюзные организации, обще­ства, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются в основном из добровольных взносов и по­жертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собствен­ности.

Домашние хозяйства — это звено финансов охватывает населе­ние или группы населения как потребителей продукции и услуг, прин­ципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов и ту предприниматель­скую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяй­ства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых ры­ночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выруч­ка от продажи их продукции.

Такая структура системы финансов страны, на наш взгляд, позволя­ет представить и проследить движение денежных потоков и финансо­вых ресурсов в условиях рыночной экономики.

Выводы

1. Чтобы выделить публичные финансы из множества стоимостных категорий, надо знать, что им присущи следующие три действую­щие в совокупности признака:

♦ это всегда денежные отношения;

♦ это денежные отношения, вызванные фактом существования
государства и имеющие регламентированный характер;

♦ они (денежные отношения) связаны с перераспределением
уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов)
валового внутреннего продукта.


26____________________________________________________________ Тема 1

Экономическая сущность финансов в их широком понимании: финансы — это система денежных отношений, имеющая импера­тивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределе­ния стоимости валового общественного продукта и части нацио­нального богатства в целях расширенного воспроизводства, удов­летворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих.

2. Нельзя смешивать функцию экономической категории (в данном
случае финансов) как форму проявления ее общественного на­
значения с ролью категории как результата практического ее ис­
пользования в воспроизводстве. Формы общественного назначе­
ния финансов, или функции финансов:

♦ формирования денежных фондов как централизованных, так
и децентрализованных;

♦ использования денежных средств этих фондов.

Причем и первой и второй функциям имманентно присущ конт­роль за движением денежных средств.

3. В настоящее время правомерным будет выделение звеньев фи­
нансов согласно Европейской системе интегрированных эконо­
мических счетов:

♦ публичных финансов;

♦ финансов хозяйствующих субъектов и населения (см. рис. 1.1).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.