Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Бюджетный процесс и его этапы





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составле­нию, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеральных государствах — и бюджетов чле­нов федерации).

Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — состав­ление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение законодатель­ными органами, исполнение бюджета; составление отчета об исполне­нии бюджета и утверждение его парламентом. Продолжительность бюджетного процесса может продолжаться до двух и более лет в зависи­мости от длительности его составления и рассмотрения в законодатель­ном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.

Конституции большинства стран регламентируют организацию госу­дарственной финансовой системы, закладывают основу бюджетного процесса и наделяют различных участников законодательного и бюд­жетного процессов соответствующими полномочиями и обязанностями.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны 127

Работа по составлению проекта бюджета начинается за 12-18 меся­цев до начала нового бюджетного года (во Франции — за 14 месяцев, в США — за 18 месяцев). Разработкой проекта бюджета занимаются министерства финансов (казначейства), а в США — Административ­но-бюджетное управление при президенте, на которое также возложен контроль за исполнением бюджета. Работа по составлению проекта бюд­жета начинается с подготовки Министерством финансов (в США — Ад­министративно-бюджетным управлением) директивных указаний ру­ководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. Им сообщаются при этом общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разра­ботанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

При составлении проекта бюджета ставятся задачи:

♦ обеспечения согласованности финансовых и других ресурсов с
экономическими и социальными программами-прогнозами пра­
вительства;

♦ установления необходимых пропорций и приоритетов в расходо­
вании средств.

При разработке проекта бюджета используют различные методы ис­числения доходов и расходов, которые претерпели в историческом пла­не значительные изменения. В начале нынешнего века бюджет боль­шинства стран формировался методом «приращения», иными словами, брался за основу бюджет прошлого года, к нему применялся некоторый процент прироста и получался «новый» бюджет. Этот прирост обычно рассчитывался как база в реальном выражении (т. е. с поправкой на ин­фляцию) плюс небольшой процент за счет реального роста.

В период с середины 1970 г. до начала 1990-х гг. большинство де­мократических государств внедрило в практику основные элементы системы финансирования программ:

♦ классификацию расходов по функциональным программам вне
зависимости от административного механизма расходования;

♦ конкретизацию целей программ с поддающимся изменению ре­
зультатом;

♦ измерение и оценку результатов с учетом поставленных целей;

♦ бюджетные прогнозы на 3-5 лет.

Все это требовало смены общей ориентации: в области формирова­ния бюджета — на цели, которые должны быть достигнуты с помощью


128______________________________________________________________ Тема 7

программ бюджетных расходов и фискальной политики; в области ис- полнения бюджета и бюджетного контроля — на получение информа­ции, которая позволяла бы оценивать результаты. Таким образом, ори­ентация на задачу являлась самым важным условием успешного финансового планирования. Это был новый взгляд на формирование государственного бюджета как на целостную систему, включающую этапы планирования, реализации, мониторинга и оценки результатов.

Программно-целевой метод предусматривает систематическую кор­ректировку принятых решений в соответствии с происходящими изме­нениями в политической, экономической, социальной и других сферах, что потребовало от ведущих западных стран наличия и функционирова­ния крупных правительственных центров информации. Согласно это­му методу разрабатывается многовариантный бюджет, который увя­зывается в целом с экономическими программами страны с учетом общих перспектив развития.

В Германии бюджет, составленный на основе программно-целевого метода, получил название «конъюнктурно-нейтрального бюджета». Новые методы составления бюджета широко применяются во Фран­ции под названием «рационализация выбора бюджетных решений», в Великобритании — «программного анализа и обзора». В середине вто­рой половины 1970-х гг. президент США Картер вводит составление бюджета на «нулевой основе». Принцип «нулевой основы» применя­ется для того, чтобы бюджетные средства направлялись только на не­обходимые программы и лишь в объеме, соответствующем реальным потребностям. Согласно этому принципу все программы должны обо­сновать запрашиваемые для них бюджетные ассигнования так, как если бы они каждый год начинали осуществляться «с нуля». Есте­ственно, это новшество потребовало огромных усилий, в результате которых создавалось огромное количество информации и документов. Вскоре система развалилась под грузом бумаг и информации, которые она производила.

Между тем процесс постатейного бюджета оставался практически неизменным. На практике большинство бюджетов носят «прирост­ной» характер: в качестве базы принимается прошлогоднее распреде­ление ресурсов, к которому добавляется небольшой процент инфля­ции и, возможно, небольшой коэффициент реального роста. Практика «приростного» формирования бюджета обычно отражает несоответ­ствие политики и ресурсов, а также чрезмерный уклон в сторону фи­нансирования, в ущерб общим направлениям политики, при обсужде­нии бюджета.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны_____ 129

Процесс подготовки годового бюджета вытекает из «среднесрочной структуры расходов» и состоит (в идеальном варианте) из следующих

этапов:

♦ оценка общей обеспеченности ресурсами и принятие совокупных
целевых показателей по расходам и доходам бюджета;

♦ разукрупнение совокупных целевых показателей на лимиты ми­
нистерств;

♦ подготовка бюджетных нормативов, включая лимиты мини­
стерств, и рассылка бюджетным министерствам («бюджетный

циркуляр»);

♦ подготовка заявок на финансирование министерствами и ведом­
ствами;

♦ рассмотрение заявок министерством финансов;

♦ подготовка бюджетных предложений;

♦ представление бюджетных предложений на утверждение парла­
мента.

Составление проекта бюджета — одна из наиболее важных и ответ­ственных стадий бюджетного процесса. На этом этапе закладываются политический и экономический курсы государства на предстоящий период, выражаются военно-политическая стратегия, приоритеты в решении внутренних социально-экономических проблем; определя­ются объем бюджета, степень возможности покрытия расходов регу­лярными доходами, соотношение налогов и займов, главные направ­ления расходования средств.

После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным орга­ном (кабинетом министров, президентом — в США) он поступает в за­конодательный орган — парламент (в США — конгресс), который рас­сматривает и утверждает его. В США проект бюджета передается в Конгресс в январе, т. е. за 9 месяцев до начала нового бюджетного года. Вместе с этим направляется бюджетное послание президента, в кото­ром даются основные направления финансовой политики, а также пра­вительственные оценки ожидаемых расходов, доходов и бюджетного сальдо на предстоящий и четыре последующих года. Бюджет, как пра­вило, обсуждается каждой палатой парламента (в США одновременно в обеих палатах). В палатах парламента создаются специальные коми­теты и комиссии, которые детально анализируют представленный про­ект по статьям расходов и вносят коррективы.

Со стадией рассмотрения и утверждения бюджета связано понятие бюджетной инициативы — права вносить определенные изменения в

5-2085


130______________________________________________________________ Тема 7

проекте бюджета. Существует три ее вида: правительственная, пар­ламентская и смешанная.

Правительственная бюджетная инициатива ограничивает права пар­ламента: либо утверждается проект бюджета в целом, либо он отверга­ется (Великобритания).

Парламентская инициатива предусматривает право членов парла­мента на внесение исправлений в проект в процессе его рассмотрения с тем, чтобы затем утвердить этот исправленный проект (США).

При смешанной бюджетной инициативе, широко распространенной в западноевропейских странах, а также в России, поправки в проект бюджета могут вносить как правительство, так и парламент.

Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета законодательным органом и подписью главой государства (президентом в США, королевой в Великобритании), после чего бюд­жет принимает форму закона. В случае несогласия с изменениями, внесенными в бюджет конгрессом, президент может наложить на зако­нопроект вето. В этом случае последний возвращается в конгресс для повторного рассмотрения. Если законодательный орган не успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право произ­водить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне прошлого бюджета. Так было, например, в России при утверж­дении бюджета на 1999 г.

После утверждения бюджета наступает третья стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета. Она охватывает получение утверж­денных доходов, главным образом налогов, и осуществление бюджет­ных расходов, т. е. платежей в соответствии с выделенными ассигнова­ниями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов.

Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета, т. е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюдже­та: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе го­сударственное казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на специальные счета в банках. Казначейство выступает в этом случае и кассиром, и банкиром. При банковской системе кассовое исполнение передается центральному эмиссионному банку.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны_____ 131

поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами, что позволяет министер­ству финансов осуществлять постоянный контроль за поступлением средств, движением кассовой наличности, предотвращать кассовые разрывы. Исполнение бюджета по доходам осуществляет министер­ство финансов, по расходам — соответствующие отраслевые министер­ства и ведомства. За разассигнование кредитов и их расходование по назначению отвечают распорядители кредитов. По объему предостав­ляемых им прав они подразделяются на главных распорядителей кре­дитов, распорядителей кредитов I и II степеней. Главным распоряди­телем кредитов является министр финансов, распорядителями кредитов I степени - министры, руководители ведомств, II — началь­ники управления отдельных правительственных учреждений.

Исполнить бюджет по доходам — это значит мобилизовать контин-генты налогов, сборов и других платежей и распределить их по уров­ням бюджетной системы в соответствии с существующим законода­тельством.

Исполнить бюджет по расходам — значит профинансировать расхо­ды, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Для оценки эффективности процесса исполнения бюджета приме­няются следующие критерии:

♦ бюджетные предположения утверждены законодательным орга­
ном и своевременно, до начала финансового года, разосланы от­
раслевым министерствам;

♦ прогнозируется ежегодная потребность в наличных денежных
средствах каждого ведомства, движение денежной наличности в
государственной системе рационально и обеспечивает разреше­
ния на производство расходов;

♦ отраслевые министерства эффективно управляют как регуляр­
ными расходами, так и проектами развития;

♦ существует порядок поэтапного выделения средств в течение
года, а также единовременного выделения средств в случае
особо крупных единичных расходов;

♦ министерство финансов полномочно изменять суммы ассигнова-
ний отраслевым ведомствам в течение года;

 

♦ ведомства могут получать дополнительные ассигнования, если
они обоснованы;

♦ централизованные платежи не подрывают эффективность функ­
ционирования ведомств, не ослабляют контроля за расходами;


132_____________________________________________________________ Тема 7

♦ для целей мониторинга может быть своевременно получена ин­
формация о фактических расходах;

♦ суммы задолженности составляют незначительную долю сово­
купных расходов;

♦ существует система ответственности ведомств за планирование и
контроль, которая не допускает превышения предусмотренных в
бюджете расходов;

♦ тендерные комиссии заседают с достаточной регулярностью, и их
решения имеют вес;

♦ полномочия по расходам в малых объемах делегируются;

♦ система платежей централизована, и платежи осуществляются
своевременно, в децентрализованной системе платежи не превы­
шают лимитов ассигнований, за перерасход предусмотрены стро­
гие санкции.

После окончания финансового года составляется отчет об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается цикл бюджетного процесса.

7.6. Бюджетная система:

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.