Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И расходов между звеньями бюджетной системы. Бюджетное регулирование в РФ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закрепление за тем или иным уровнем власти ответственности за пре­доставление обществу определенных благ позволяет определить, ка­кой объем средств понадобится для этого каждому уровню. После ре- шения вопроса о том, какой объем каждый уровень может обеспечить себе самостоятельно, необходимо установить, сколько требуется ему в виде трансфертов, чтобы его предполагаемые доходы соответствовали предполагаемым расходам.

Основной целью государственных структур власти является преж­де всего предоставление населению тех услуг, которых не может пре­доставить рынок. В целом государство должно беспокоиться об оп­тимальном распределении ресурсов, справедливом распределении доходов и о поддержании макроэкономической стабильности. Рас­смотрим принципы закрепления расходных полномочий по обеспе­чению социальных благ.

Принцип соответствия. Правило закрепления полномочий за уров­нями власти: расходные функции и ответственность за предоставление общественных благ должны соответствовать радиусу эффективности для населения той или иной услуги, предоставляемой государством об­ществу. Несоответствие радиуса эффективности услуги статусу органа власти, который ее обеспечивает, может привести к перекосам в распре­делении ресурсов, слишком большим затратам на оказание одних видов услуг, недофинансированию других, недовольству граждан, плохому обслуживанию и неправильному распределению полномочий по обес­печению бюджетных поступлений. Нарушение принципа соответствия приводит к неоправданным тратам ресурсов.

Принцип «нижнего уровня» означает, что ответственность за выпол­нение той или иной функции необходимо закрепить за органом, находя­щимся на как можно более низкой ступени государственной пирамиды, но который тем не менее лучше других остальных справится с постав­ленной задачей. Принцип «нижнего уровня» диктует перераспределе­ние полномочий, переход ответственности на нижние уровни власти. Правительства разных стран постоянно возвращаются к принципу «нижнего уровня». Усилия конгресса США по передаче полномочий социального обеспечения штатам, стремление Соединенного Королев­ства предоставить больше прав Шотландии и Уэльсу, разделение ответ­ственности между странами-членами Европейского Союза — все это


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны________________ 143

продиктовано необходимостью учитывать принцип «нижнего уровня». Закрепление за уровнями власти определенных полномочий — процесс сложный.

Принцип эффекта масштаба. Последний имел бы место, если бы затраты на каждого, пользующегося той или иной услугой, снижа­лись бы по мере укрупнения органа власти, эту услугу оказывающе­го. Например, затраты на предоставление каждому услуг пожарной команды были бы меньше, если бы она обслуживала вместо 10 тыс. жителей 100 тыс., поскольку с эффектом масштаба услуга может быть представлена с введением в производство в 10 раз меньшего ко­личества ресурсов. Общие затраты государства будут меньше, если оно закрепит полномочия за региональным уровнем: объединение не­скольких небольших местных органов в один региональный дает ему преимущество благодаря эффекту масштаба. Эффект масштаба дос­тигается при предоставлении таких капиталоемких услуг, как водо­снабжение, очистка воды, подача электроэнергии, газа.

Принцип экономии в результате диверсификации. Этот принцип оз­начает, что один орган власти может оказывать несколько обществен­но значимых услуг с меньшими затратами, чем если бы каждую услугу оказывали разные органы власти. Сочетание разных видов услуг по­зволяет лучше координировать деятельность по их предоставлению. Оно позволяет использовать одни и те же помещения и оборудование-(офисы, компьютерные системы и т. п.), административный персонал, процедуры формирования политики, облегчает обмен информацией о предоставляемых услугах. Орган власти универсального характера, например муниципалитет, может оказывать населению услуги с мень­шими затратами, чем это способны делать несколько районных орга­нов управления, специализирующихся на оказании услуг жителям од­ной географической территории, когда пользу от этих услуг никто кроме них не получает. Муниципалитет, границы которого в основном совпадают с радиусом действия оказываемых услуг, обеспечит эконо­мию средств в тех районах, границы которых в точности совпадают с радиусом их действия.

Принцип — фискальное неравенство. Еще одна трудность, возникаю­щая в связи с оказанием услуг общественного характера в многоуровне­вой системе государственного устройства, заключается в диспропорци­ях, существующих между регионами и территориями федерации. Безусловно, в некоторых регионах люди живут богаче, чем в других. По­скольку доходы и благосостояние граждан не сразу превращаются в на­логи, различия существуют и в имеющихся в распоряжении правитель-


144 _____________________________________________________________ Тема 7

ства налоговых базах. Один из критериев, по которому судят о способ­ности органов власти региона обеспечить бюджетные поступления, по­казывает, что в самом благополучном штате США власти способны со­брать налогов только в два раза больше, чем в самом бедном. В России в самом богатом регионе можно собрать в 36 раз больше, чем в самом бед­ном. Услуги, оказываемые при данной ставке налога (уровне налогооб­ложения), будут лучше там, где уровень благосостояния выше. Разные страны располагают разными ресурсами, а поэтому лица с одинаковым доходом не будут иметь одинакового доступа к общественным благам. Поскольку часто наблюдается несоответствие между потребностью в услуге общественного характера и способностью финансировать от­дельные направления расходов, органы власти верхнего уровня исполь­зуют налоговые системы, чтобы обеспечить поступления в бюджет, а за­тем направить их в бюджеты нижних уровней, с тем чтобы выровнять диспропорции в их фискальном потенциале.

Принцип — миграция населения и конкуренция между органами влас­ти на горизонтальном уровне. Точно так же, как предприятия конкури­руют между собой на рынке за покупателей, региональные и местные органы власти стараются привлечь на свою территорию экономическую деятельность, особенно предприятия с хорошей налоговой базой, кото­рые не загрязняют окружающую среду, платят своим сотрудникам вы­сокую заработную плату и пользуются репутацией законопослушных членов общества. Новые виды экономической деятельности могут спо­собствовать повышению доходов населения, созданию филиалов суще­ствующих местных компаний, могут расширить налогооблагаемую базу, что приведет к снижению налогового бремени для тех физических и юридических лиц, которые ее обеспечивают в настоящее время, сдела­ют экономическую конъюнктуру более благоприятной и прогрессивной. Регионы и территории с эффективно работающими органами власти будут расти и развиваться, а там где власть бездействует, наступает упа­док. Региональные власти и органы местного самоуправления могут улучшить свое общее финансовое положение, если будут увязывать его с программой экономического развития.

Правительство проявит ответственность и позаботится об эффек­тивности, если распределит полномочия по обеспечению бюджетных поступлений между уровнями государственной структуры, а не будет полностью полагаться на трансферты, чтобы обеспечить каждому уровню ресурсы в необходимых объемах. Решение о том, какие налоги разрешить собирать каждому уровню, должно основываться на прин­ципе экономической эффективности, возможности их должного адми-


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны 145

нистрирования и справедливого распределения налогового бремени. Как правило, вышестоящие уровни наделяются более широкими пол­номочиями по сбору налогов, так что налогооблагаемые базы следует закреплять за самым низким уровнем, способным к их администриро­ванию. Органы власти каждого уровня должны обеспечивать уровень поступлений в свой бюджет, достаточный для оплаты расходов за ус-. луги, которые они обязаны предоставить населению.

Распределение функций по обеспечению бюджетных поступлений между органами власти разных уровней связано с решением вопроса о вертикальной сбалансированности.

Вертикальная сбалансированность подразумевает соответствие между уровнем доходной части бюджета и объемом его расходных обязательств многоуровневой системы государственной власти, ког­да трансферты становятся необходимостью, а поступления в бюджет какого-либо уровня из собственных источников недостаточны для покрытия расходов по предоставлению общественно значимых услуг населению, и система испытывает таким образом недостаток в верти­кальной сбалансированности.

Горизонтальная сбалансированность определяет те границы, в ко­торых колеблется неравномерность распределения налогового потен­циала органов власти одного уровня, когда фискальные возможности одних очень высокие, а других слишком низкие. Многие вышестоящие органы власти пользуются межбюджетными трансфертами для смяг­чения последствий горизонтального неравенства, с тем чтобы услуги, оказываемые органами власти нижнего уровня, не различались от ре­гиона к региону в той степени, в которой отличаются друг от друга их фискальные возможности. Трансферты наиболее типичны для отно­шений, складывающихся между региональными и местными органа­ми власти, хотя без них не обходятся в своих отношениях федераль­ные и региональные власти.

Вопрос о закреплении полномочий по обеспечению бюджетных по­ступлений связан с распределением ответственности за сбор налогов между центральным правительством и органами власти более низких уровней. Когда местные органы власти обладают полномочиями и воз­можностью самостоятельно решать, какие налоги они будут собирать, а не просто расходовать средства, собранные другими уровнями, они более трезво подходят к расходованию общественных средств, более внима­тельны ко вкусам, предпочтениям граждан при калькуляции расходов. Органы власти нижних уровней чувствуют себя менее зависимо и более свободно, когда они не привязаны к верхним уровням трансфертами.


146______________________________________________________________ Тема 7

Критерии закрепления налоговых полномочий обычно основыва­ются на:

♦ экономической эффективности (сведение к минимуму экономи­
ческого неравенства в налогообложении);

♦ собираемости налога (в сложных экономических ситуациях от­
ветственность за сбор некоторых видов налогов превышает воз­
можности органов нижестоящих уровней);

♦ справедливости (соответствии затрат с эффективностью).

На практике федеральные органы власти используют различные схемы обеспечения поступлений в бюджет. Это могут быть:

♦ жесткое закрепление налоговых полномочий;

♦ долевые отчисления в бюджеты разных уровней;

♦ использование одной и той же налогооблагаемой базы;

♦ закрепление одних и тех же налоговых полномочий за нескольки­
ми уровнями параллельно (с сотрудничеством между ними и без
него).

При принятии решения о том, за каким бюджетом закрепить нало­гообложение той или иной базы, можно руководствоваться несколь­кими принципами.

1. Бюджетное соответствие. Расходные обязательства должны со­
ответствовать налоговому потенциалу того или иного уровня.

2. Стабилизация и перераспределение. Центральное правительство
должно осуществлять контроль за налоговыми поступлениями,
так как они имеют исключительно важное значение для осуще­
ствления программ макроэкономической стабилизации и пере­
распределения дохода между членами общества. Обе задачи бо­
лее эффективно могут быть решены на федеральном уровне, чем
на региональном или на местах.

3. Стабильность. Налоги, поступления от которых зависят от мно­
гих причин, вряд ли разумно закреплять за бюджетами этих уров­
ней. Изменения в объемах этих бюджетных поступлений могут
содействовать стабилизации национальной экономики и, следо­
вательно, их структуру должен определять тот уровень власти,
который в первую очередь несет за нее ответственность.

4. Экспортируемость. Региональные и местные налоги не должны
легко поддаваться экспорту. Региональные и, в особенности,
местные налоги должны уплачивать те, кто проживает на соот­
ветствующей территории.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны_____ 147

5. Внутренние рынки. В обязанности центрального правительства
входит осуществление контроля за правильной и своевременной
уплатой налогов, от которых в значительной степени зависит рас­
пределение национальных ресурсов.

6. Международная торговля. Центральное правительство должно
осуществлять контроль за уплатой налогов на ведение междуна­
родных торговых операций. Эти налоги должны быть одинако­
выми на всей территории страны.

7. Административные возможности. Центральное правительство в со­
стоянии обеспечить уплату практически любого налога, админист­
рирование которого может быть поручено органам более низкого
уровня, но не наоборот. Принцип «нижнего уровня» по отношению
к бюджетным поступлениям формулируется так: продуктивные На­
логовые источники в первую очередь должны резервироваться для
самых нижних уровней управления, способных к их удовлетвори­
тельному администрированию.

8. Уклонение от уплаты. Уклонение от уплаты налогов, налоговые
ставки и административные издержки тесно взаимосвязаны меж­
ду собой. Уклонение от уплаты налогов сокращает фактическую
налогооблагаемую базу и заставляет правительство тем самым
повышать налоговые ставки, с тем чтобы удержать объем поступ­
лений на прежнем уровне. Это становится причиной уклонения
от уплаты налогов еще большего числа налогоплательщиков, при
этом следить за уплатой налогов становится сложнее, что в свою
очередь, требует больших затрат.

9. Миграция. Если от местности зависит сумма уплачиваемых нало­гов на какую-либо финансовую операцию, то место для проведе­ния операции будет выбрано такое, где налог ниже. Население в промышленных регионах более мобильно, чем в тех, где только потребляют, так что налоги на потребление, взимаемые по прин­ципу конечного назначения товаров, и подоходный налог, взи­маемый по принципу постоянного проживания, приводят к меньшему экономическому неравенству регионов, если их сбор осуществляется регионалъными и местными органами по месту работы налогоплательщика. За низшими органами управления лучше всего закрепить полномочия по сбору налогов, не завися­щих от фактора мобильности населения.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется, во-первых, в порядке закрепления определенных видов доходов за бюд-


148___________________________________________________ Тема 7

жетами разного уровня на постоянной или долговременной основе и, во-вторых, в порядке бюджетного регулирования.

Закрепление доходов за бюджетами является основным в порядке распределения доходов между бюджетами. Это объясняется двумя мо­ментами:

♦ использованием при формировании бюджетов любого уровня: фе­
дерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных
бюджетов, в то время как бюджетное регулирование при формиро­
вании федерального бюджета не используется;

♦ доходы, распределяемые посредством их закрепления за бюдже­
том (закрепленные доходы), например в бюджетах субъектов РФ
и местных бюджетах (за исключением районных бюджетов райо­
нов в городах), должны составлять не менее 70% доходной части
их минимального бюджета, либо не менее 70% доходной части,
формируемой за счет их собственных источников дохода.

Закрепление доходов на постоянной или долговременной основе за бюджетами разного уровня осуществляется налоговым законодатель­ством.

Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюд­жетов. Кроме того, распределение всех доходов между бюджетами в по­рядке их закрепления является нецелесообразным по ряду объективных обстоятельств: неравнозначность поступлений по разным источникам доходов; различия в экономическом развитии регионов и т. п. Такое зак­репление привело бы к необоснованному усилению диспропорции меж­ду доходами и расходами в бюджетной системе. Поэтому законодатель­ством предусмотрен второй дополнительный порядок распределения доходов — посредством бюджетного регулирования. Основой бюджет­ного регулирования является закрепленное законом распределение ис­точников доходов между бюджетами различных уровней.

Согласно законодательству РФ, бюджетное регулирование, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Можно выделить четыре группы методов бюджетного регулирования.

1. Установление и распределение регулирующих источников дохо­
дов бюджета.

2. Перераспределение самих бюджетных источников.

3. Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за
счет средств вышестоящих.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны_____ 149

4. Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установле­ние и распределение регулирующих источников доходов бюджета. Это предопределено тем, что все другие методы бюджетного регулирования применяются, только если использование регулирующих доходов не привело к желаемому результату.

Регулирующие источники доходов определяются представительны­ми органами власти территорий вышестоящего уровня. Например, субъекты РФ, обладая определенной бюджетной самостоятельностью, в лице своих представительных органов власти могут в дополнение к федеральным определить и свои регулирующие источники.

Распределение регулирующих источников доходов между бюджета­ми осуществляется посредством утверждаемых нормативов отчисления от этих доходов. Такие нормативы утверждаются вышестоящими орга­нами представительной власти в пределах их компетенции для бюдже­тов нижестоящего территориального уровня. Могут утверждаться как единые нормативы отчислений для всех или соответствующих групп на­ционально-государственных и административно-территориальных об­разований, так и дифференцированные (по каждому такому субъекту). Дифференцированные и единые нормативы отчислений могут утверж­даться одновременно по разным видам регулирующих доходов.

Законом предусмотрено, что фактическое увеличение уровня закреп­ленных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности или введения местных налогов и сборов, не может служить основанием для сокращения нормативов от­числений от регулирующих доходов на следующий финансовый год без согласия соответствующего представительного органа власти.

К методам перераспределения самих бюджетных источников отно­сятся:

♦ закрепление вышестоящим представительным органом власти за
бюджетом соответствующего нижестоящего территориального
уровня полностью или в твердо фиксированном проценте на дол­
говременной основе (не менее, чем на 5 лет) любых регулирую­
щих доходов;

♦ передача вышестоящими представительными органами власти в
бюджет соответствующего нижестоящего уровня своих закреп­
ленных доходов.

Методы перераспределения бюджетных источников применяются лишь в том случае, если закрепленные и регулирующие доходы бюд-


150 ___________________________________________________________ Тема 7

жета нижестоящего территориального уровня в своей совокупности составляют менее 70% его доходной части.

В процессе бюджетного регулирования активно используются ме­тоды безвозмездной помощи, оказываемой нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих. К этой группе методов относятся до­тация, а также трасфер — нормативно-долевая дотация, субвенция и субсидия.

Дотация — денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестояще­го уровня в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение дотации осуществляется на без­возмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целе­вого назначения.

Субвенция — денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоя­щего уровня на определенный срок и на конкретные цели для вырав­нивания социально-экономического развития соответствующего на­ционально-государственного или административно-территориального образования. Субвенция должна быть использована строго по целево­му назначению и в установленный срок, в противном случае она под­лежит возврату.

Субсидия — денежная сумма, выделяемая на финансирование опре­деленных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоя­щих бюджетов в этом финансировании.

Трансферт — нормативно-долевая дотация, сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в по­рядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки реги­онов или из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

К четвертой группе методов относятся ссуды, выделяемые одним бюд­жетам из средств других бюджетов. Например, законодательство РФ предусматривает возможность перераспределения бюджетных средств посредством бюджетных ссуд, причем при недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов сверх минимального бюджета, а также в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета исполнительные органы власти могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов. Закон не связывает полу­чение и предоставление бюджетных ссуд какими-либо уровневыми рам­ками, например только из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сле­довательно, такая ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня в бюджет любого уровня, в том числе из нижестоящего в выше­стоящий, если тот располагает такой возможностью.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны 151

Бюджетная ссуда — это финансовая помощь, но в отличие от дота­ции, субвенции, она имеет возвратный характер и может быть возмезд­ной, т. е. с уплатой процентов за пользование ею. Принципиальным от­личием бюджетной ссуды от методов предшествующих трех групп является и то, что как метод бюджетного регулирования она использу­ется на стадии исполнения бюджетов, в то же время как все другие — на стадиях его формирования.

Местные бюджеты.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.