Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структура доходов и расходов бюджетов стран ЕЭС





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы государства. К местным финансам относятся финансы графств, областей, округов, городов, общин, районов и др.

Местные финансы представляют собой систему денежных отноше­ний, связанных с аккумулированием части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующим исполь­зованием данных денежных средств в соответствии с функциями, воз­ложенными на местные органы власти и управления.

В соответствии с законодательством федерация и местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо друг от друга, т. е. несут ответственность за планирование и использо­вание своих бюджетов.

Система доходов местных органов управления включает:

♦ местные налоги;

♦ неналоговые доходы;

♦ субсидии;

♦ дотации местным бюджетам из центральных бюджетов;

♦ местные займы.

Местные органы власти не имеют права налоговой инициативы. Все виды местных налогов, как правило, утверждаются центральным пра­вительством. В отдельных странах центральное правительство фор­мально разрешает местным органам самоуправления устанавливать налоги, оставляя за собой право контролировать их ставки и сумму. Различают три основные группы местных налогов.

1. Местные, прямые и косвенные налоги.


152______________________________________________________________ Тема 7

К прямым налогам относятся:

поимущественные;

промысловые;

поземельные;

налоги на автомобили;

на жителей и на профессию (в ряде стран). К местным косвенным налогам относятся:

налоги на покупки;

акцизы на бензин, табак, спиртные напитки и т. д. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по су­ществу, отсутствует. Во Франции и Германии косвенный налог взимается в виде местной надбавки к государственному НДС.

2. Налоги, которые взимаются как надбавки к общегосударствен­
ным налогам или как отчисления от них.

3. Прочие местные налоги — это налоги на зрелища, собак, занятия
торговлей, на владение транспортным средством, на выдачу ли­
цензий и др.

Определенное место в формировании доходов местных бюджетов занимают неналоговые доходы.К ним относятся:

♦ доходы от собственности, управляемой местными органами власти;

♦ от сдачи в аренду или продажи земли;

♦ лесных массивов;

♦ от поступления судебных пошлин, штрафов, различных сборов
и т. п.

В расходах местных бюджетов главенствующее положение занимают ассигнования на социально-культурные объекты. Это прежде всего рас­ходы на начальные и средние школы. В Германии эти расходы составля­ют до 25% расходов местных бюджетов, в Японии и Франции — более 30%, а в бюджетах Великобритании и США — свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения. За счет местных бюджетов фи­нансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Фин­ляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов.

Важнейшей статьей расходов этих бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, городское благоустрой­ство, дорожное хозяйство, водоканализационные, транспортные пред­приятия). Из местных бюджетов финансируются и расходы на содержа­ние местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах —


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны 1 53

судов. Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процен­тов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов — около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

А теперь рассмотрим местные финансы стран ЕЭС. С 1 января 1993 г. страны ЕЭС вступили в новый этап общеевропейского строи­тельства, который связан с программой по созданию единого внут­реннего рынка сообщества. Это событие по-новому осветило пробле­мы местных органов самоуправления и их финансов. Между тем условия конкуренции не равны. Различия связаны с историческими традициями; действующим законодательством, определяющим харак­тер, размеры и формы государственного контроля местных финансов; сложившимися взаимоотношениями между местными бюджетами и банковским сектором.

Величина расходов, которые ложатся на бюджеты местных органов власти в странах ЕЭС, сильно варьируется. При первом приближении можно подразделить страны на три группы в зависимости от этого по­казателя.

1. В первую группу входят страны, в которых расходы местных орга­
нов власти составляют 20-30% ВВП, - это Дания, Норвегия, Шве­
ция. Последние две страны, хотя и не входят в ЕЭС, имеют систе­
мы местных финансов, очень близкие к той, что действуют в Дании.

2. Ко второй группе относятся страны, в которых этот показатель
колеблется в диапазоне от 14 до 20%, — это Нидерланды, Вели­
кобритания, Италия, Ирландия.

3. К третьей группе относятся Бельгия, Германия, Франция, Порту­
галия, Испания - расходы местных бюджетов менее 10% ВВП.

Данная классификация весьма условна, а границы между группа­ми стран достаточно подвижны. Тем не менее эта классификация от­ражает те пропорции, которые сложились в отдельных странах по распределению властных, хозяйственно-экономических полномочий и функций, а следовательно, и социальных ролей между центральной государственной администрацией и местными органами власти. Од­нако она ни в коей мере не может служить основой при оценке степе­ни экономической и финансовой самостоятельности, предоставлен­ной местными органами управления.

Финансовые ресурсы, которыми располагают местные органы влас­ти, подразделяются на три основные группы:


154______________________________________________________________ Тема 7

♦ доходы от местного налогообложения;

♦ государственные трансферты;

♦ неналоговые доходы.

Кроме того, местные органы могут использовать и такой источник как займы на денежном рынке и в государственных кредитных учреж­дениях. Рассмотрим эти источники в отдельности.

Налоговые доходы являются одними из наиболее важных, хотя и не всегда основными источниками доходов местных бюджетов. Вообще говоря, системы местного налогообложения стран ЕЭС очень разнооб­разны. Для большинства стран характерна множественность местных налогов. Во Франции их насчитывается более 50, в Италии — более 30, а в Бельгии — около 100. В Великобритании же после реформы 1989 г. осталось всего 2 местных налога.

Местные налоги отличаются от общегосударственных меньшей прогрессивностью, они не учитывают платежеспособности и реаль­ных доходов населения. Так как налогооблагаемый минимум, как правило, не устанавливается, местные налоги обязаны платить все жители.

Уровень доходов от местного налогообложения в странах ЕЭС ко­леблется достаточно широко. В Италии, Ирландии, Нидерландах эти доходы составляют менее 10% всех ресурсов местных бюджетов. При­чем в Италии, где около 80% всех своих бюджетных ресурсов местные бюджеты получают за счет общегосударственных механизмов пере­распределения, доходы от местных налогов не превышают 9%, из них лишь 2% приходится на местные налоги в строгом смысле этого слова. В Нидерландах местные бюджеты формируются на 79% за счет госу­дарственных трансфертов, а доходы от местных налогов дают только 5,4% бюджетных доходов, из которых 2,15% — доходы от налога на не­движимость. Иное положение в таких странах как Бельгия, Франция, Германия, Дания, Великобритания, где доходы от местных налогов превышают 2% бюджетных ресурсов. Лидируют в этой группе Дания и Франция, у которых этот показатель выше 40%.

Большинство местных налогов, действующих в странах ЕЭС, за ис­ключением Скандинавских стран, взимается по системе кредитных ставок или заранее обусловленных сумм. Это касается, в частности, по­земельных налогов в Германии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Ис­пании и Великобритании. Этот вид налогов наиболее распространен на территории Сообщества, и во всех странах он страдает одинаковы­ми недостатками:


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны____ 155

♦ налоговая база, на которой рассчитывается налог, оценивается
очень приблизительно, что создает основу для всевозможных на­
рушений;

♦ налоговые базы мало связаны с экономической динамикой, их пе­
ресмотр проводится через 10-20 лет, что неблагоприятно сказы­
вается на всей системе местного налогообложения и доходах мес­
тных бюджетов.

Вообще говоря, тяжесть местных налогов падает на частных лиц. Во Франции из четырех основных местных прямых налогов три прихо­дятся на частных лиц и лишь профессиональный налог — на предпри­ятия. В Дании и Бельгии местный подоходный налог дает соответ­ственно около 90 и 40% налоговых поступлений в местные бюджеты. Удельный вес поземельного налога в налоговых поступлениях колеб­лется достаточно широко: от 6% в Дании, 21% в Германии и до 100% в Великобритании. В некоторых странах взимается налог на жилье с ча­стных лиц (во Франции он дает 16% налоговых доходов местных бюд­жетов).

Прочие налоги (на собак, на выдачу лицензий и т. д.) не имеют су­щественного финансового значения в большинстве стран ЕЭС, за ис­ключением Франции, где доля этой группы в налоговых поступлениях составляет 28%. Это связано с действием налога, взимаемого при пере­ходе права собственности к другому лицу, и автомобильной пошлины, доходы от которых поступают в местные бюджеты.

Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти стран ЕЭС являются государственные трансферты. Во многих стра­нах они обеспечивают основную часть местных бюджетных доходов. Сейчас на субсидии в странах ЕЭС приходится от 1/4 до 1/2 финансо­вых ресурсов местных бюджетов. Так, в Бельгии и Великобритании на субсидии приходится почти 60% бюджетных доходов, в Германии и Дании — около 45%, во Франции — немногим более 30%.

Государственные трансферты в пользу местных органов власти осу­ществляются в трех формах:

♦ через перераспределение налоговых поступлений;

♦ субсидии-дотации общего назначения;

♦ специальные субсидии.

В большинстве стран ЕЭС значение субсидий в финансировании местных бюджетов в прошедшем десятилетии возрастало. Во Фран­ции, например, в 1987-1990 гг. объем государственных субсидий еже­годно увеличивается на 4,4%, притом что расходы центрального бюд-


156______________________________________________________________ Тема 7

жета росли в 5 раз медленнее — на 0,8% в год. Увеличение субсидий в доходах местных органов власти несколько стабилизирует их финан­совое положение, но ведет к усилению государственного контроля. Суб­сидии-дотации общего назначения больше подходят для местных кол­лективов, стремящихся оградить себя от давления центра и расширить свою самостоятельность. Как правило, субсидии-дотации даются для покрытия дефицита местных бюджетов и содержат меньшее количе­ство регулирующих и ограничительных указаний по использованию представленных финансовых ресурсов. Субсидии-дотации трудно ис­пользовать для оказания политического давления, завоевания полити­ческих сторонников на местах.

В большинстве стран ЕЭС продолжают сохраняться ограничения, касающиеся инициатив местных властей по эмиссии и размещению внешних займов и привлечению ресурсов банковской системы.

Наиболее жесткая система контроля со стороны центральной госу­дарственной администрации действует в Бельгии, где ежегодно зако­нодательно утверждается регламентация займовых операций местных органов самоуправления. В других странах регламентация в отноше­нии внешнего финансирования местных бюджетов менее жесткая, но в любом случае требуется санкция центрального правительства.

Эмиссия облигаций местными органами самоуправления регламен­тируется в меньшей степени. В Германии специальное разрешение требуется только для эмиссии облигаций, предназначенных для оп­ределенных операций. Во Франции, Нидерландах, Дании эмиссии облигаций местных властей не ограничиваются. Напротив, в Бельгии и Испании только несколько крупных административно-территори­альных единиц могут осуществлять эмиссии облигаций. Здесь инте­ресно провести параллели с нашей страной, где уже каждый регион мечтает о выпуске собственных еврооблигаций, а центральное прави­тельство почти всем это разрешает, ничуть, похоже, не задумываясь об источниках погашения этих займов. Между тем в таких странах как Великобритания эмиссия облигаций требует разрешения ЦБ, а в Ита­лии эмиссионные операции вообще запрещены.

Взаимоотношения местных властей стран ЕЭС с банковской систе­мой также характеризуется разнообразием. В большинстве стран внешнее финансирование местных бюджетов осуществляется ограни­ченным кругом кредитных учреждений, хотя это учреждения весьма различного статуса и профиля. В Германии 2/3 внешнего финансиро­вания местных бюджетов обеспечивают сберкассы. В ряде стран эту функцию исключительно или в значительной части выполняют спе-


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны_____ 1 57

циализированные государственно-кредитные учреждения. Роль бан­ковской системы в финансировании местных бюджетов стран ЕЭС за­висит от многих факторов, среди которых основное значение имеют сложившиеся традиции, действующее законодательство, потребности местных бюджетов в ресурсах. В целом, за исключением некоторых стран, где высокая задолженность местных бюджетов вызвала в каче­стве обратной реакции усиление государственного контроля над мест­ными финансами (Италия, Бельгия), роль банковской системы в пос­ледние 10 лет возросла. Можно выделить, по крайней мере, несколько причин этого явления:

♦ трудность в государственном субсидировании местных бюджетов;

♦ возможность получения у банков кредита на максимально дли­
тельный срок;

♦ отмена льготных режимов для займовых операций в государ­
ственных кредитных учреждениях;

♦ снижение банковских процентов после 1985 г.

Во Франции действует порядок очень ограничивающий свободу местных властей в распоряжении своими денежными ресурсами. Местные власти обязаны держать средства на счетах казначейства (причем по этим вкладам они не получают процентов). Отступле­ния от этого правила могут быть сделаны лишь по распоряжению министра экономики и финансов. В качестве компенсации за это «не­удобство» государство предоставляет местным бюджетам право на по­лучение ежемесячных дотаций-авансов в счет будущих доходов от ме­стного налогообложения. Такое ежемесячное дотирование местных бюджетов приводит на практике к тому, что местные власти не имеют права открыть банковский счет в каком-либо учреждении вне системы государственных финансов.

Создание единого внутреннего рынка ЕЭС многое изменит в функ­ционировании местных финансов стран-членов. Уже сейчас, в связи с введением евро, финансовая структура стран-членов должна соответ­ствовать определенным принципам (ограничение на дефицит бюдже­та, на уровень инфляции и т. д.), а значит — местные финансы начина­ют играть еще более важную роль. От них во многом зависит будущее страны в объединенной Европе.

Единый рынок означает и расширение возможностей внешнего фи­нансирования местных бюджетов. Логика интеграционных процессов ведет к постепенному переходу властных полномочий национальных государств в области экономики и финансов к комиссии ЕЭС.


158 _____________________________________________________________________ Тема 7

Кроме того, интеграция требует проведения гармонизации государ­ственных методов контроля за деятельностью местных властей, систе­мами местного налогообложения, субсидирования местных бюджетов. Учитывая все это, а также принципы основополагающих документов ЕЭС, в которых закреплен курс на ликвидацию ограничения рыноч­ной конкуренции со стороны национальных государств, можно пред­положить, что опека над местными органами самоуправления со сто­роны центрального правительства стран Сообщества будет меньше и это позволит расширить и укрепить финансовую самостоятельность на местах.

Выводы

1. Согласно теории бюджета, бюджет — это экономическая катего­
рия, план, фонд.

2. Мировая практика экономического развития свидетельствует о
том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для эконо­
мики страны. При этом очень важно, чтобы он весь или, по край­
ней мере, большая его часть, приходилась на бюджет развития.

3. Конституции большинства стран закладывают основу бюджетно­
го процесса и наделяют различных участников законодательного
и бюджетного процесса соответствующими полномочиями и обя­
занностями.

4. Бюджетное устройство страны определяется его государствен­
ным устройством, поэтому следует принимать во внимание пре­
имущества и недостатки унитарного и федерального правления.

5. Необходимо рассматривать бюджетный федерализм как способ
управления, органично сочетающий интересы всего государства
с интересами отдельных его частей, обеспечивающий единство и
целостность страны при соблюдении самостоятельности террито­
рий в решении вопросов, включенных в их компетенцию, а бюд­
жетное регулирование как составную часть бюджетного процес­
са. Очень важно, чтобы государство придерживалось основных
принципов распределения доходов и расходов между звеньями
бюджетной системы.

6. В условиях демократии одной из важнейших составных частей
финансовой системы государства являются местные финансы.
В соответствии с законодательством местные органы власти ве­
дут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и несут ответ­
ственность за планирование и использованиесвоих бюджетов.


Государственный бюджет - центральное звено системы финансов страны________________ 159

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.