Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 8 Специальные (внебюджетные) фонды



8.1. Социально-экономическая сущность специальных фондов,
их эволюция, роль и место в системе финансов

8.2. Классификация специальных фондов

8.3. Экономические и научно-исследовательские фонды

8.4. Социальные фонды

8.5. Международные государственные фонды

8.1. Социально-экономическая сущность

специальныхфондов, их эволюция, роль и место всистеме финансов

Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют со­бой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевре назначение. Они являются важным звеном финансовой систе­мы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламенти­руется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в госу­дарственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения нацио­нального дохода государством в пользу определенных социальных групп

населения.

Государство мобилизует часть доходов населения для финансиро­вания своих мероприятий. Средства, обобщенные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения едино­го централизованного денежного фонда — бюджета — в виде специаль­ных фондов и особых счетов. Государство вместе с расширением своей деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их по­крытия централизовались в особых фондах и были предназначены для особых целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекраще­нием их финансирования фонды оканчивали свое существование.

6-2085


162______________________________________________________________ Тема 8

В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тен­денция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укрепле­нием централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан госбюд­жет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается зна­чение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государствен­ной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государ­ства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым ис­пользованием обеспечивает более эффективный государственный кон­троль. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т. е. при наличии активного сальдо, использоваться для по­крытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важ­ное значение, и второй — формирование внебюджетного фонда с соб­ственными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преоб­ладающая часть фондов создается в процессе перераспределения на­ционального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процес­се перераспределения при формировании фондов выступают:

♦ специальные налоги и сборы;

♦ средства из бюджета;

♦ займы.

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает зако­нодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов.


Специальные (внебюджетные) фонды_________________________________ 163

Значительное количество фондов формируется за счет средств цент­рального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положитель­ное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бу­маг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие фондов обусловливает сложные многоступенчатые свя­зи, которые возникают между фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние

связи.

При односторонних связях денежные средства идут в направлении от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появля­ется и в том случае, когда фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям. Например, дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов, при наличии излишков предоставляет займыфедеральному бюджету. При двусторонних связях денежный поток дви­жется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в обоих направлениях. Так, фонды социального страхования об­разуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. При наличии активного сальдо они одновременно приобретают ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновремен­но соединяется с разнообразными финансовыми звеньями, т. е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Классификация специальных фонлов

Существуют две распространенные классификации специальных фон­дов: одна из них определяется правовым положением фонда, другая — целями его использования.

По правовому положению специальные фонды делятся на государ­ственные и местные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валют­ные и др. У местных органов власти имеется большое количество мест­ных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды.


 


164______________________________________________________________ Тема 8

В зависимости от целей использования специальные фонды подраз­деляются на:

♦ экономические;

♦ научно-исследовательские;

♦ кредитные;

♦ социальные;

♦ личного и имущественного страхования;

♦ военно-политические;

♦ межгосударственные.

Б. Сабанти не включает в классификацию специальных фондов по целям межгосударственные, он классифицирует их по принадлежнос­ти. Кроме этого, Б. Сабанти делит специальные фонды по срокам дей­ствия. Это постоянные и временные фонды. В первом случае при со­здании специального фонда не оспаривается срок, в течение которого он будет действовать. Во втором случае четко определяется срок. Вре­менные фонды создаются для решения определенной задачи, для фи­нансирования конкретного проекта и т. д.

По правовому положению Б. Сабанти различает три группы специ­альных фондов:

♦ специальные фонды, включаемые в бюджет;

♦ самостоятельные специальные фонды;

♦ фонды, обладающие частичной самостоятельностью.

Предлагается следующая классификация внебюджетных фондов, представленная на рис. 8.1.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.