Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело в настоящее время к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т. е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Госкредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям, вплоть до полной дестабилизации экономики, как это наблюдается в современной России.
Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» — ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие,
вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок».1 В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.
Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства.
Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:
♦ из-за неравномерности выплаты заработной платы и других ви дов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, наслед ства и т. д.;
♦ ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной эко номике;
♦ накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования.
У юридических лиц, помимо вышеназванных причин, временно свободные денежные средства образуются вследствие длительного производственного цикла, сезонного характера работ, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юридических лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств.
Иногда население и трудовые коллективы идут сознательно на ограничение потребления.
В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке. Русский ученый финансист Л. Ходский писал по поводу принудительных займов: «...благодаря своему верховенству и той власти, какую государство имеет в отношении подданных, оно может иногда вносить элемент принуждения даже при заключении своих займов. Правда, — подчеркивал автор, — принудительные займы совер-
Государственный кредит_____________________________________________ 177
шенно не согласуются с установившимися теперь воззрениями на правомерность государства».2
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.
Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату
кредиторам.
Обозначим основные отличия между налогами и займами.
Налоги безвозвратно уплачиваются государству (лишь ничтожно малая их часть возвращается в виде общественных благ), в то время как заимствованные средства подлежат возврату.
Налоги носят принудительный характер, а займы, как правило, добровольный.
Для налогов обычно характерно одностороннее движение стоимости, а в случае предоставления займа государство выдает встречные финансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.
Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.
Поскольку посредством кредитного механизма должны осуществляться накопление и целенаправленное использование в экономическом обороте страны временно свободных денежных средств, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и внебюджетных фондах, то мобилизованные таким образом денежные средства могут быть в первую очередь предназначены для покрытия бюджетного дефицита. Так государство преодолевает разрыв во времени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием.
Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств — это классическая форма государственного кредита.
В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений — новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
При коммерческом кредите как заемщиками, так и кредиторами выступают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу — векселю, т. е. коммерческий кредит — это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности.
Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и фи-
Государственный кредит_____________________________________________ 179
зических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.
Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве: 1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.
Как уже отмечалось ранее, государственный кредит — средство мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита — это равномерное распределение налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит:
♦ от сроков заимствования средств;
♦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.
Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.
При непроизводительном использовании мобилизованных посредством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
При проведении правильной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующимисубъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы как основная форма госу-
дарственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор — юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной денежной массы в обращении возрастет.
Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нормы прибыли на вложенный капитал.
Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.
Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве — замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной экономическому развитию государственно-регулируемой денежно-кредитной политики эта роль государственного кредита позволяет эффективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т. д. В России нормальный денежный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых освобождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался прежде всего на ограничение роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Следовательно, задача правительства России на современном
Государственный кредит_____________________________________________ 181
этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер — запрет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.
Формы государственного кредита. Классификация займов
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
♦ государственных займов;
♦ государственных гарантий.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т. е. погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. Формами государственных гарантий являются:
♦ бюджетные ссуды;
♦ товарные кредиты;
♦ льготные кредиты;
♦ инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового пла тежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом.
Рассмотрим классификацию государственных займов по различным признакам.
По виду эмитента — займы центрального правительства и займы местных органов власти (при трехзвенной бюджетной системе выделяют еще займы субъектов федерации).
По признаку держателей ценных бумаг — реализуемые среди населения, реализуемые среди юридических лиц, универсальные займы.
По способам обеспечения — закладные обеспечиваются чем-то конкретным (доходом, имуществом). Эти займы свойственны местным властям. При беззакладных займах обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета.
По характеру обращения на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные заемные инструменты — это те, которые свободно продаются и покупаются. Они являются основой при погашении бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. В основном они используются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 и более лет).
По форме эмиссии — облигационные, безоблигационные в виде записей на счетах или в специальных реестрах.
По методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом. В период нестабильной экономики применение плавающего дохода позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.
По способу выплаты (получения) дохода — процентные, с нулевым купоном. По процентным облигациям доход может выплачиваться 1-4 раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону. При реализации процентных облигаций с дисконтом, т. е. ниже номинала, а покупке их по номиналу, чаще это краткосрочные облигации государства, имеют место так называемые облигации с нулевым купоном.
Процентные займы погашаются по истечении их срока действия. В предусмотренные сроки (ежегодно, ежеквартально) производятся текущие выплаты процентов либо путем начисления процентов с перечислением их на счета владельцев или выплаты предъявителю, либо путем предъявления купонов, по которым производятся выплаты. На купоне обозначен либо причитающийся к выплате процент по займу, либо сумма к выплате. Купоны срезаются с облигации и служат отчетным документом для выплатного учреждения.
И внутренние, и внешние займы подлежат погашению в установленные сроки. Однако на практике часто применяется добровольная и принудительная пролонгация займа. Условия погашения займа, особенно внутреннего, во многом зависят от общественно-политического строя. В демократическом государстве, как правило, займы возвращаются в срок. Однако при определенных условиях с согласия парламента может приниматься решение об аннулировании займов. Обычно займы погашаются через тиражи погашения. Другой способ погашения — выкуп правительственных бумаг.
Государственный кредит___________________________________________________________ 183
9.3. Понятие и виды государственного долга
Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием все ускоряющееся увеличение государственной задолженности.
Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Иными словами, можно сказать — это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевших за это же время положительных сальдо бюджета. Из второго определения можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сумму, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
В системе государственных финансов США кредиты не рассматриваются в качестве поступлений в государственный бюджет, а погашение задолженности - в качестве расходов. Данное правило применяется в отношении как займов в виде выпуска ценных бумаг казначейства США, так и специальных займов в виде ценных бумаг федеральных агентств. К средствам финансирования дефицита бюджета относятся также доход от чеканки монет (эмиссионный доход), прибыль от продажи золота, поступления от приватизации.
Отличительной чертой российского бюджета является его сбалансированность по определению, так как наряду с доходными статьями он включает дефицит — балансирующую статью. Кроме того, прибыль от продажи золота и поступления от приватизации рассматриваются как доходные статьи бюджета. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга».
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Отмечено, что сегодняшние государственные займы -это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла-
дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплаты государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний государственный долг — долг своему населению — приводит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Государственный долг еще классифицируют на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Государственный кредит_____________________________________________ 185
Предметом особого внимания является внешний государственный долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодно обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.
Теперь подробнее остановимся на сущности внутреннего и внешнего государственного долга.
Внутренний государственный долг в современных условиях создается прежде всего не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Прочные демократические государства, как правило, имеют развитой внутренний государственный долг, который правительство не может погасить в обозримые сроки. Такая задача и не ставится. Внутренний государственный долг и создается не для того, чтобы когда-то быть погашенным. Он создается как постоянно действующий инструмент. Но тогда как же государство выполняет свои обязательства перед вкладчиками? Это происходит путем поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов. Это общий принцип организации сберегательного дела. Если государство видит, что изымают больше, чем вносят, то оно увеличивает процент по вкладам и их приток извне увеличивается. И наоборот, если больше вносят, а государство не хочет увеличивать государственный долг, оно уменьшает процент.
При рыночной экономике государство само ничего не производит, оно только перераспределяет ВВП, доходы граждан путем налогообложения и бюджетного финансирования. Обслуживание государственного долга также сводится именно к такому перераспределению. Государство изымает часть доходов (процентов) по государственным долговым обязательствам. Это действие не снижает общий уровень жизни и потребления населения и в целом всегда благоприятно воспринимается гражданами даже в бедных странах, но только при одном условии, если держателем государственных долговых обязательств является основная часть населения. Размещение же государственного долга среди узкого круга лиц может быть признаком антинародного режима. Благополучие рыночной экономики основывается на деятельности эффективных собственников, т. е. людей, способных извлекать из собственности максимальный доход, при этом не разрушая ее. По-
стоянное уничтожение неэффективных собственников — важнейшая функция государства. Государство облагает крупную собственность высоким налогом, если собственник своей способностью уплатить государственный налог доказывает свою эффективность, то государство оставляет собственность в его управлении еще на один год, если же не доказывает, то государство разоряет его и вынуждает передать собственность в более умелые руки. Осуществлять таким образом постоянный передел собственности может только государство, опирающееся на широкие общественные слои, а не только на крупный капитал.
Определение внешнего государственного долга было рассмотрено ранее. Рассмотрим данные статистики внешнего государственного долга развивающихся стран в 1991-1997 гг., которые приведены в табл. 9.1.
При рассмотрении данной таблицы можно увидеть тенденцию к возрастанию государственного долга во всех регионах мира.
Первое место среди инвестиционных займов занимают займы в области энергетики, большая доля которых приходится на нефтяные реабилитационные займы. В настоящее время нефтяная промышленность в состоянии привлекать заемные средства из частных источников, но дальнейшего увеличения заимствований у Всемирного банка в этой области не предвидится. На втором месте находится сектор транспорта и коммуникаций — традиционная сфера капиталовложений банка. Жилищно-коммунальное хозяйство вышло на третье место, что вполне согласуется с важностью жилищной проблемы на современном этапе. Общая сумма заимствований у Всемирного банка составляет незначительную сумму (8156,4 млн, из которых 223 было аннулировано) от общего объема официальной внешней помощи. Несмотря на это займы МБРР были одним из наиболее привлекательных источников внешних займов. Во-первых, условия, на которых Всемирный банк предоставлял свои займы, были более льготными по сравнению с кредитами коммерческих банков и двусторонней официальной помощью. Большая часть займов Всемирного банка является «связанной», т. е. предназначенной для реализации конкретных инвестиционных проектов, и не может быть потрачена по другому назначению.
Следует также упомянуть о программе «Инициатива HIPC*, которая непосредственно связана с проблемой внешнего государственного долга. В апреле 1996 г. президент Всемирного банка и директор-распорядитель МВФ представили проектирование плана действий под названием «Инициатива HIPC». HIPC — английская аббревиатура, в
Таблица 9.1
Внешнийдолг (вмлрд долл.)
Годы
Развивающиеся страны
Африка
243,8
241,8
254,2
268,2
283,4
282,0
284,3
Азия
420,2
464,8
517,3
586,8
664,6
729,6
802,5
Европа и Ближний Восток
244,8
, 250,6
270,9
277,0
289,5
290,1
296,7
Западное полушарие
458,8
488,6
533,7
576,5
628,7
654,3
683,2
Итого:
1367,6
1445,8
1576,1
1708,5
1866,2
2066,7
Страны с переходной экономикой
Центральная и Восточная Европа
143,3
105,1
114,8
119,1
128,9
135,9
146,1
То же, кроме Украины и Беларуси
114,4
100,9
109,9
110,4
118,5
123,8
132,1
Россия
95,3
105,4
110,4
119,8
124,1
125,2
136,8
Закавказье и Средняя Азия
0,9
2,0
4,4
6,3
7,0
8,7
11,2
Итого:
210,6
212,5
229,6
245,2
269,8
294,1
188________________ Тема 9
переводе означающая «бедные страны, тяжело обремененные долгами». Проект предусматривает целенаправленные усилия международного сообщества по снижению бремени долга самых бедных развивающихся стран до приемлемого уровня. Для участия в «Инициативе HIPC» развивающиеся страны должны будут под контролем Всемирного банка и МВФ провести комплексные реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политики. Всемирный банк обязуется уделять должное внимание социальным проблемам, включая борьбу с бедностью, улучшение здравоохранения и образования. Программа, состоящая из двух стадий по три года, будет применяться с учетом специфики каждой отдельной страны. В частности, вторая стадия может быть сокращена для стран, добившихся заметных успехов в достижении устойчивости внешнего долга. Страны, прервавшие осуществление структурных преобразований в течение первых трех лет, могут снова рассчитывать на получение помощи при условии возобновления реформ. Все кредиторы должны быть готовы к предоставлению чрезвычайной помощи в рамках «Инициативы HIPC» на основе следующих принципов:
♦ обязательного достижения устойчивости внешнего долга;
♦ равного распределение бремени расходов для всех двусторонних кредиторов;
♦ предоставления привилегированного статуса для многосторон них кредиторов.
Банк и МВФ будут снижать свои долговые требования в рамках «Инициативы HIPC» с учетом объема снижения долга, предоставленного участниками Парижского клуба кредиторов, и соответствующих действий двусторонних официальных кредиторов и коммерческих банков. Вероятно, многосторонние кредиторы предпочтут участвовать во второй стадии, облегчая положение тех должников, которые достигли удовлетворительных результатов. Главным инструментом Всемирного банка для участия в «Инициативе HIPC» является многосторонний доверительный фонд HIPC. Этот фонд будет обеспечивать снижение долга заемщиков перед многосторонними кредиторами двумя способами -заранее выкупать часть долга у многосторонних кредиторов или осуществлять платежи за должников. Доверительный фонд, управляемый Международной ассоциацией развития (MAP), будет пополняться за счет взносов многосторонних и двусторонних кредиторов, причем допускается оговаривать целевое назначение взносов для определенных должников или многосторонних кредиторов.
Государственный кредит_____________________________________________ 189
В сентябре 1996 г. Всемирный банк и МВФ одобрили план «Инициатива HIPC». На первый год реализации программы Банк выделил 500 млн долл. В дальнейшем намечено было привлечь еще 2 млрд долл. Суммарная стоимость «Инициативы HIPC» оценивается в 7,7 млрд долл.
Таким образом, межгосударственные долги сводят страны мира в две группы: страны-кредиторы и страны-должники. В этом заложена опасность будущих существенных осложнений в межгосударственных отношениях. Если бы кредит всегда использовался по назначению, в мире не возникали бы сложности. Но кредиты часто используются в борьбе за власть, и источником погашения кредита в этих случаях могут служить лишь национальное богатство и национальный доход. Это приводит либо к дальнейшему обнищанию страны-должника, либо к ее закабалению.
Непроизводительно использованный кредит для своего погашения имеет реально лишь один источник — налоги с населения своей страны. Обычно для погашения внешних долгов привлекаются новые кредиты. Таким образом, долги можно подразделить на две группы:
♦ долги, приносящие пользу государству;
♦ долги, усугубляющие экономическое обнищание государства.
К первой группе можно отнести долги, связанные с техническим процессом, развитием производственного потенциала, с ликвидацией последствий стихийных бедствий, со структурной перестройкой в экономике. Ко второй группе относятся непроизводительно использованные кредиты. В том числе приобретение вооружения и развитие военно-промышленного комплекса, истраченные на предметы не первой необходимости и отчасти на закупку продовольствия и других товаров потребления. Во втором случае все кредиты на эти цели не имеют источников для возвращения долга и отягощают экономическое положение страны.