Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

И функции государственного кредита



Признание возможности функционирования несбалансированных го­сударственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело в настоящее время к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т. е. в условиях рыночной эко­номики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невоз­можна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Госкредит, являясь средством увеличения фи­нансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям, вплоть до полной дестабилизации эконо­мики, как это наблюдается в современной России.

Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» — ссуда. В тол­ковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие,


176_____________________________________________________________ Тема 9

вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок».1 В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, пре­доставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.

Государственный кредит как стоимостная категория - это совокуп­ность денежных отношений, возникающих между государством и физи­ческими и юридическими лицами, при которых государство может выс­тупать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и час­тично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназ­наченные для текущего потребления, переходят в пользу государства.

Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:

♦ из-за неравномерности выплаты заработной платы и других ви­
дов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, наслед­
ства и т. д.;

♦ ненасыщенность товарного рынка при несбалансированной эко­
номике;

♦ накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих
вещей длительного пользования.

У юридических лиц, помимо вышеназванных причин, временно сво­бодные денежные средства образуются вследствие длительного про­изводственного цикла, сезонного характера работ, неравномерности крупных капитальных вложений. Резервные и страховые фонды юри­дических лиц также могут быть источником временно свободных де­нежных средств.

Иногда население и трудовые коллективы идут сознательно на ог­раничение потребления.

В условиях функционирования административно-командной эко­номики государственные займы использовались как одна из форм при­нудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населе­ния по подписке. Русский ученый финансист Л. Ходский писал по по­воду принудительных займов: «...благодаря своему верховенству и той власти, какую государство имеет в отношении подданных, оно может иногда вносить элемент принуждения даже при заключении своих зай­мов. Правда, — подчеркивал автор, — принудительные займы совер-


Государственный кредит_____________________________________________ 177

шенно не согласуются с установившимися теперь воззрениями на пра­вомерность государства».2

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кре­дита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и воз­вратности. Через определенный период времени предоставленные взай­мы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для по­гашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит ан­тиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денеж­ных потоков, как правило, не совпадают.

Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма го­сударственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату

кредиторам.

Обозначим основные отличия между налогами и займами.

Налоги безвозвратно уплачиваются государству (лишь ничтожно ма­лая их часть возвращается в виде общественных благ), в то время как за­имствованные средства подлежат возврату.

Налоги носят принудительный характер, а займы, как правило, доб­ровольный.

Для налогов обычно характерно одностороннее движение стоимос­ти, а в случае предоставления займа государство выдает встречные фи­нансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.

Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирова­ние государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по воз­мещению.

Поскольку посредством кредитного механизма должны осуществ­ляться накопление и целенаправленное использование в экономиче­ском обороте страны временно свободных денежных средств, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и вне­бюджетных фондах, то мобилизованные таким образом денежные средства могут быть в первую очередь предназначены для покрытия бюджетного дефицита. Так государство преодолевает разрыв во вре­мени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием.

Кредитные отношения, при которых государство выступает как за­емщик средств — это классическая форма государственного кредита.


178 __________________________________________________________ Тема 9

В современных же условиях государство может выступать и как кре­дитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на оп­ределенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Следует отличать государственный кредит от банковского и коммер­ческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственно­го кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюдже­та, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности нало­говых поступлений — новые займы. Таким образом, экономическая сущ­ность государственного кредита заключается в непроизводительном ис­пользовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капи­тала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюд­жетного дефицита.

Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита явля­ется производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением креди­та является все имущество, находящееся в его собственности. Отноше­ния банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту граж­данско-правовых отношений, в то время как результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

При коммерческом кредите как заемщиками, так и кредиторами выс­тупают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу — векселю, т. е. коммерческий кредит — это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности.

Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и фи-


Государственный кредит_____________________________________________ 179

зических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и воз­вратности используются государством как ссудный капитал, это пред­ставляет собой вторичное распределение или перераспределение сто­имости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве: 1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.

Как уже отмечалось ранее, государственный кредит — средство мо­билизации в руках государства дополнительных финансовых ресур­сов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита — это равномерное распределение налогового бремени во вре­мени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколе­ния, зависит:

♦ от сроков заимствования средств;

♦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.

Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

При непроизводительном использовании мобилизованных посред­ством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.

Размещение новых государственных займов для погашения задол­женности по уже выпущенным называется рефинансированием госу­дарственного долга.

При проведении правильной кредитной политики с помощью госу­дарственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, пред­приятиями и другими хозяйствующимисубъектами, имеющими боль­шое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного фи­нансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В ус­ловиях инфляции государственные займы как основная форма госу-


180_____________________________________________________________ Тема 9

дарственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспо­собный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточ­ные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор — юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населе­нию, то количество наличной денежной массы в обращении возра­стет.

Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государ­ственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные сред­ства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходи­мых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), по­скольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке про­цента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нор­мы прибыли на вложенный капитал.

Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.

Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве — замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной эко­номическому развитию государственно-регулируемой денежно-кре­дитной политики эта роль государственного кредита позволяет эф­фективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т. д. В России нормальный денеж­ный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых осво­бождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался прежде всего на ограниче­ние роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых стра­нах. Следовательно, задача правительства России на современном


Государственный кредит_____________________________________________ 181

этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер — зап­рет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.

Формы государственного кредита. Классификация займов

Государственный кредит функционирует в следующих формах:

♦ государственных займов;

♦ государственных гарантий.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свобод­ные денежные средства населения, предприятий и организаций при­влекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государствен­ных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т. е. погашает заем, выпу­щенный нижестоящими органами власти и управления или отдельны­ми хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату про­центов по нему. Формами государственных гарантий являются:

♦ бюджетные ссуды;

♦ товарные кредиты;

♦ льготные кредиты;

♦ инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового пла­
тежа, предоставляемая предприятиям органами государственной
власти и местного самоуправления или налоговыми органами в
порядке и на условиях, установленных законом.

Рассмотрим классификацию государственных займов по различ­ным признакам.

По виду эмитента — займы центрального правительства и займы местных органов власти (при трехзвенной бюджетной системе выде­ляют еще займы субъектов федерации).

По признаку держателей ценных бумаг — реализуемые среди насе­ления, реализуемые среди юридических лиц, универсальные займы.

По способам обеспечения — закладные обеспечиваются чем-то кон­кретным (доходом, имуществом). Эти займы свойственны местным властям. При беззакладных займах обеспечением служит все имуще­ство государства или муниципалитета.


182______________________________________________________________ Тема 9

По месту размещения — внешние и внутренние.

По характеру обращения на рынке — рыночные и нерыночные. Ры­ночные заемные инструменты — это те, которые свободно продаются и покупаются. Они являются основой при погашении бюджетного де­фицита. Нерыночные — не могут свободно менять своего владельца и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. В основном они ис­пользуются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), сред­несрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 и более лет).

По форме эмиссии — облигационные, безоблигационные в виде за­писей на счетах или в специальных реестрах.

По методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом. В период нестабильной экономики применение плавающего дохода позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.

По способу выплаты (получения) дохода — процентные, с нулевым купоном. По процентным облигациям доход может выплачиваться 1-4 раза в год на основе процентной ставки к номиналу, определенному по конкретному купону. При реализации процентных облигаций с дис­контом, т. е. ниже номинала, а покупке их по номиналу, чаще это крат­косрочные облигации государства, имеют место так называемые обли­гации с нулевым купоном.

Процентные займы погашаются по истечении их срока действия. В предусмотренные сроки (ежегодно, ежеквартально) производятся текущие выплаты процентов либо путем начисления процентов с пе­речислением их на счета владельцев или выплаты предъявителю, либо путем предъявления купонов, по которым производятся выпла­ты. На купоне обозначен либо причитающийся к выплате процент по займу, либо сумма к выплате. Купоны срезаются с облигации и слу­жат отчетным документом для выплатного учреждения.

И внутренние, и внешние займы подлежат погашению в установ­ленные сроки. Однако на практике часто применяется добровольная и принудительная пролонгация займа. Условия погашения займа, осо­бенно внутреннего, во многом зависят от общественно-политического строя. В демократическом государстве, как правило, займы возвраща­ются в срок. Однако при определенных условиях с согласия парламен­та может приниматься решение об аннулировании займов. Обычно займы погашаются через тиражи погашения. Другой способ погаше­ния — выкуп правительственных бумаг.


Государственный кредит___________________________________________________________ 183

 

9.3. Понятие и виды государственного долга

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием все ускоряющееся увеличение государственной задолженности.

Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Иными словами, мож­но сказать — это сумма накопленных в стране за определенный пери­од бюджетных дефицитов за вычетом имевших за это же время поло­жительных сальдо бюджета. Из второго определения можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефи­цит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сум­му, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его до­ходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы — важнейший источник покры­тия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа ве­личины государственного долга. С другой стороны, для оценки вели­чины государственного долга необходимо исследование роста дефи­цита.

В системе государственных финансов США кредиты не рассматри­ваются в качестве поступлений в государственный бюджет, а погашение задолженности - в качестве расходов. Данное правило применяется в отношении как займов в виде выпуска ценных бумаг казначейства США, так и специальных займов в виде ценных бумаг федеральных агентств. К средствам финансирования дефицита бюджета относятся также доход от чеканки монет (эмиссионный доход), прибыль от прода­жи золота, поступления от приватизации.

Отличительной чертой российского бюджета является его сбалан­сированность по определению, так как наряду с доходными статьями он включает дефицит — балансирующую статью. Кроме того, прибыль от продажи золота и поступления от приватизации рассматриваются как доходные статьи бюджета. В то же время в расходной части бюд­жета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга».

Задолженность правительственных органов накапливается и пре­вращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Отмечено, что сегодняшние государственные займы -это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла-


284______________________________________________________________ Тема 9

дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплаты государственных займов и кредитов. Как правило, из теку­щих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью процен­ты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем в 2,5 раза счи­тается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчиво­го денежного обращения.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долго­срочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с вы­сокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы старают­ся консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой про­центов. В ряде стран существуют специальные управления государ­ственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заем­ных средств.

Внешний государственный долг — это долг иностранным государ­ствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наи­большим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услу­ги. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные ус­ловия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний государственный долг — долг своему населению — при­водит прежде всего к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают опреде­ленные изменения в экономической жизни, последствия которых мо­гут быть весьма значительными.

Государственный долг еще классифицируют на капитальный и те­кущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обя­зательств государства на определенную дату. Текущий государствен­ный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.


Государственный кредит_____________________________________________ 185

Предметом особого внимания является внешний государственный долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступле­ний от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя зало­гов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и средне­развитых странах ежегодно обязательства выплат по займам превыша­ют все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Теперь подробнее остановимся на сущности внутреннего и внешне­го государственного долга.

Внутренний государственный долг в современных условиях созда­ется прежде всего не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, мате­риальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Прочные демократические государства, как правило, имеют развитой внутренний государственный долг, который правительство не может погасить в обозримые сроки. Такая задача и не ставится. Внутренний государственный долг и создается не для того, чтобы когда-то быть погашенным. Он создается как постоянно действующий инструмент. Но тогда как же государство выполняет свои обязательства перед вкладчиками? Это происходит путем поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов. Это общий принцип организации сбе­регательного дела. Если государство видит, что изымают больше, чем вносят, то оно увеличивает процент по вкладам и их приток извне уве­личивается. И наоборот, если больше вносят, а государство не хочет увеличивать государственный долг, оно уменьшает процент.

При рыночной экономике государство само ничего не производит, оно только перераспределяет ВВП, доходы граждан путем налогооб­ложения и бюджетного финансирования. Обслуживание государ­ственного долга также сводится именно к такому перераспределению. Государство изымает часть доходов (процентов) по государственным долговым обязательствам. Это действие не снижает общий уровень жизни и потребления населения и в целом всегда благоприятно вос­принимается гражданами даже в бедных странах, но только при одном условии, если держателем государственных долговых обязательств яв­ляется основная часть населения. Размещение же государственного долга среди узкого круга лиц может быть признаком антинародного режима. Благополучие рыночной экономики основывается на деятель­ности эффективных собственников, т. е. людей, способных извлекать из собственности максимальный доход, при этом не разрушая ее. По-


186______________________________________________________________ Тема 9

стоянное уничтожение неэффективных собственников — важнейшая функция государства. Государство облагает крупную собственность высоким налогом, если собственник своей способностью уплатить го­сударственный налог доказывает свою эффективность, то государство оставляет собственность в его управлении еще на один год, если же не доказывает, то государство разоряет его и вынуждает передать соб­ственность в более умелые руки. Осуществлять таким образом посто­янный передел собственности может только государство, опирающее­ся на широкие общественные слои, а не только на крупный капитал.

Определение внешнего государственного долга было рассмотре­но ранее. Рассмотрим данные статистики внешнего государствен­ного долга развивающихся стран в 1991-1997 гг., которые приведе­ны в табл. 9.1.

При рассмотрении данной таблицы можно увидеть тенденцию к возрастанию государственного долга во всех регионах мира.

Первое место среди инвестиционных займов занимают займы в об­ласти энергетики, большая доля которых приходится на нефтяные реабилитационные займы. В настоящее время нефтяная промышлен­ность в состоянии привлекать заемные средства из частных источни­ков, но дальнейшего увеличения заимствований у Всемирного банка в этой области не предвидится. На втором месте находится сектор транспорта и коммуникаций — традиционная сфера капиталовложе­ний банка. Жилищно-коммунальное хозяйство вышло на третье мес­то, что вполне согласуется с важностью жилищной проблемы на со­временном этапе. Общая сумма заимствований у Всемирного банка составляет незначительную сумму (8156,4 млн, из которых 223 было аннулировано) от общего объема официальной внешней помощи. Не­смотря на это займы МБРР были одним из наиболее привлекатель­ных источников внешних займов. Во-первых, условия, на которых Всемирный банк предоставлял свои займы, были более льготными по сравнению с кредитами коммерческих банков и двусторонней офи­циальной помощью. Большая часть займов Всемирного банка явля­ется «связанной», т. е. предназначенной для реализации конкретных инвестиционных проектов, и не может быть потрачена по другому на­значению.

Следует также упомянуть о программе «Инициатива HIPC*, кото­рая непосредственно связана с проблемой внешнего государственного долга. В апреле 1996 г. президент Всемирного банка и директор-распо­рядитель МВФ представили проектирование плана действий под на­званием «Инициатива HIPC». HIPC — английская аббревиатура, в

Таблица 9.1

 

 

Внешнийдолг (вмлрд долл.) Годы
Развивающиеся страны
Африка 243,8 241,8 254,2 268,2 283,4 282,0 284,3
Азия 420,2 464,8 517,3 586,8 664,6 729,6 802,5
Европа и Ближний Восток 244,8 , 250,6 270,9 277,0 289,5 290,1 296,7
Западное полушарие 458,8 488,6 533,7 576,5 628,7 654,3 683,2
Итого: 1367,6 1445,8 1576,1 1708,5 1866,2 2066,7
Страны с переходной экономикой
Центральная и Восточная Европа 143,3 105,1 114,8 119,1 128,9 135,9 146,1
То же, кроме Украины и Беларуси 114,4 100,9 109,9 110,4 118,5 123,8 132,1
Россия 95,3 105,4 110,4 119,8 124,1 125,2 136,8
Закавказье и Средняя Азия 0,9 2,0 4,4 6,3 7,0 8,7 11,2
Итого: 210,6 212,5 229,6 245,2 269,8 294,1

188________________ Тема 9

переводе означающая «бедные страны, тяжело обремененные долга­ми». Проект предусматривает целенаправленные усилия международ­ного сообщества по снижению бремени долга самых бедных развиваю­щихся стран до приемлемого уровня. Для участия в «Инициативе HIPC» развивающиеся страны должны будут под контролем Всемир­ного банка и МВФ провести комплексные реформы в области макро­экономической, структурной и социальной политики. Всемирный банк обязуется уделять должное внимание социальным проблемам, включая борьбу с бедностью, улучшение здравоохранения и образования. Про­грамма, состоящая из двух стадий по три года, будет применяться с уче­том специфики каждой отдельной страны. В частности, вторая стадия может быть сокращена для стран, добившихся заметных успехов в дос­тижении устойчивости внешнего долга. Страны, прервавшие осуществ­ление структурных преобразований в течение первых трех лет, могут снова рассчитывать на получение помощи при условии возобновления реформ. Все кредиторы должны быть готовы к предоставлению чрез­вычайной помощи в рамках «Инициативы HIPC» на основе следую­щих принципов:

♦ обязательного достижения устойчивости внешнего долга;

♦ равного распределение бремени расходов для всех двусторонних
кредиторов;

♦ предоставления привилегированного статуса для многосторон­
них кредиторов.

Банк и МВФ будут снижать свои долговые требования в рамках «Инициативы HIPC» с учетом объема снижения долга, предоставлен­ного участниками Парижского клуба кредиторов, и соответствующих действий двусторонних официальных кредиторов и коммерческих бан­ков. Вероятно, многосторонние кредиторы предпочтут участвовать во второй стадии, облегчая положение тех должников, которые достигли удовлетворительных результатов. Главным инструментом Всемирного банка для участия в «Инициативе HIPC» является многосторонний до­верительный фонд HIPC. Этот фонд будет обеспечивать снижение дол­га заемщиков перед многосторонними кредиторами двумя способами -заранее выкупать часть долга у многосторонних кредиторов или осуще­ствлять платежи за должников. Доверительный фонд, управляемый Международной ассоциацией развития (MAP), будет пополняться за счет взносов многосторонних и двусторонних кредиторов, причем до­пускается оговаривать целевое назначение взносов для определенных должников или многосторонних кредиторов.


Государственный кредит_____________________________________________ 189

В сентябре 1996 г. Всемирный банк и МВФ одобрили план «Ини­циатива HIPC». На первый год реализации программы Банк выделил 500 млн долл. В дальнейшем намечено было привлечь еще 2 млрд долл. Суммарная стоимость «Инициативы HIPC» оценивается в 7,7 млрд долл.

Таким образом, межгосударственные долги сводят страны мира в две группы: страны-кредиторы и страны-должники. В этом заложена опасность будущих существенных осложнений в межгосударственных отношениях. Если бы кредит всегда использовался по назначению, в мире не возникали бы сложности. Но кредиты часто используются в борьбе за власть, и источником погашения кредита в этих случаях мо­гут служить лишь национальное богатство и национальный доход. Это приводит либо к дальнейшему обнищанию страны-должника, либо к ее закабалению.

Непроизводительно использованный кредит для своего погашения имеет реально лишь один источник — налоги с населения своей стра­ны. Обычно для погашения внешних долгов привлекаются новые кре­диты. Таким образом, долги можно подразделить на две группы:

♦ долги, приносящие пользу государству;

♦ долги, усугубляющие экономическое обнищание государства.

К первой группе можно отнести долги, связанные с техническим процессом, развитием производственного потенциала, с ликвидацией последствий стихийных бедствий, со структурной перестройкой в эко­номике. Ко второй группе относятся непроизводительно использован­ные кредиты. В том числе приобретение вооружения и развитие воен­но-промышленного комплекса, истраченные на предметы не первой необходимости и отчасти на закупку продовольствия и других товаров потребления. Во втором случае все кредиты на эти цели не имеют ис­точников для возвращения долга и отягощают экономическое положе­ние страны.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.