Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Управление государственным долгом



Непосредственным результатом роста государственной задолженности является организация системы управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основной целью управления внутренним государственным долгом является покрытие валовой потребности государства в заимствовани-


190_____________________________________________________________ Тема 9

ях с минимальными затратами. Управление государственным внут­ренним долгом ориентировано на развитие рынков государственных ценных бумаг и финансового сектора в целом. Эта политика состоит из нескольких частей:

♦ организации эффективного функционирования первичных и вто­
ричных рынков ценных бумаг;

♦ минимизации издержек заимствования;

♦ координации политики управления государственным долгом с
экономической политикой государства в целом.

Меры по организации первичного рынка поддерживают новые вы­пуски государственных ценных бумаг. К ним относятся диверсифи­кация инструментов государственного долга, расширение круга дер­жателей государственных ценных бумаг, регулирование операций по продаже, организация службы управления государственным долгом, обеспечение доступа на финансовые рынки и поддержание рыночной конъюнктуры. Успешно функционирующие и ликвидные вторичные рынки способствуют расширению круга держателей государствен­ных ценных бумаг. Это позволяет избегать неравномерного движе­ния котировок долговых обязательств и тем самым стабилизировать рынок.

Координация политики управления государственным долгом с со­вокупной экономической политикой государства происходит прежде всего в рамках финансовой политики, направленной либо на преодо­ление бюджетного дефицита, либо ориентированной на бюджетное кредитование, покрывающее как ее внутреннюю кредитную экспан­сию, так и импорт капитала. Важной чертой политики стала тенденция к диверсификации инструментов управления государственным дол­гом. Расширение рынков государственных облигаций шло по пути со­здания новых инструментов на основе использования гибких процент­ных ставок, сроков погашения и особенностей погашения отдельных выпусков, особенностей налогообложения процентных доходов. Гиб­кость процентных ставок достигается разными способами.

♦ За счет эмиссии облигаций с плавающими процентными ставками.

♦ Применение заранее установленных различных фиксированных
ставок на разных образованиях данного выпуска.

Облигации с плавающими ставками широко используются в Ита­лии. В меньшем объеме они применяются в Дании, Бельгии, Франции и Швеции. В целом же структура государственных ценных бумаг в большинстве стран ориентирована на различные виды облигаций с


Государственный кредит_____________________________________________ 191

фиксированной процентной ставкой. Для расширения рынка государ­ственных облигаций может использоваться и специальный режим на­логообложения, предусматривающий освобождение процентного до­хода по государственным ценным бумагам от налога или его обложение по пониженным ставкам. Эта мера способствует сокраще­нию издержек по обслуживанию государственного долга.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях резкого роста государ­ственной задолженности правительства резко погашают долг за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчи­таться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погаше­ния государственных займов называется рефинансированием, которое связано с конверсией и консолидацией. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. Непременным условием предоставления но­вых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политичес­кая стабильность. Займы погашаются через казначейства и банки раз­личными методами: выкупом облигаций на фондовой бирже или не­посредственно у кредиторов, проведением тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышам и процентным займам, которые публикуются в прессе. Иногда платежи по государ­ственным займам производятся в форме аннуитетов, т. е. в виде еже­годных выплат, включающих как проценты, так и часть основной сум­мы займа.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним также относятся расходы по изготовлению, пере­сылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ог­раничить его рост путем установления лимита (потолка). В США до Первой мировой войны конгресс принимал решение о каждом дополни­тельном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 г. осуществлен переход к практике установления его потолка. На достижение эффек­тивности государственного кредита направлены такие меры в области государственного управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, нова­ция, отсрочка погашений или аннулирования займов.


192______________________________________________________________ Тема 9

Государство имеет право уточнять первоначальные условия займа. Изменение первоначальных условий займа, касающееся доходности на­зывается конверсией. Чаще всего при конверсии правительство меняет размер номинального процента, обычно уменьшая его, ставя целью снизить государственные расходы, связанные с выплатой процентов по долгу. Существует несколько методов проведения конверсии, глав­ными из которых являются принудительные, добровольные и факуль­тативные конверсии. При принудительной конверсии кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой. При добровольной конверсии кредитор имеет пра­во согласиться на новые условия либо получить данную в долг сумму обратно, при факультативной — согласиться или отказаться от измене­ний условий займа. Чтобы заинтересовать держателей облигаций в кон­версии, государство обычно предоставляет льготы по новому займу. Казначейство может обменять облигации краткосрочных и среднесроч­ных займов, подлежащих оплате, на облигации «до востребования» или на долгосрочные. Оно также вправе выпустить новый заем на более вы­годных условиях и реализовать его на денежном рынке, направляя вы­рученные суммы на выкуп облигаций краткосрочных займов. Конвер­сия государственных займов осуществляется при избытке ссудного капитала. При конверсии снижается средняя норма доходности, в ре­зультате чего курсы облигаций повышаются, что увеличивает доходы владельцев облигаций.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сро­ки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Под консоли­дацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация зай­мов это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расхо­ды государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. На­пример, такой обмен был проведен в послевоенный период с целью изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен обли-


Государственный кредит_____________________________________________ 193

гаций по регрессивному соотношению избавил государство от необхо­димости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся ва­люту военных лет.

Новация соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обяза­тельством.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов про­водится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для госу­дарства. Это происходит в момент, когда правительство уже выпусти­ло слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступле­ний от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разо­рвать этот порочный круг, государство объявляет об отсрочке погаше­ния займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсроч­ке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облига­ций продолжают получать но ним свой доход.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляются в отношении только внутрен­них займов. Что касается новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности. От­срочка погашений займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсроука погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в ре­зультате которой государство полностью отказывается от обяза­тельств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование ценных бумаг может осуществляться по двум причинам. Во-первых, аннулирование госу­дарственного долга объявляется в случае финансовой несостоятель­ности государства, т. е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может являться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Важной является сфера управления государственным долгом, свя­занная с определением условий и выпуском новых займов. При опре­делении условий эмиссии займов, главными из которых являются уро-

7 - 2085


294______________________________________________________________ Тема 9

вень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Изго­товление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финан­сов, реализация ценных бумаг — на банковскую систему. Банки сво­бодно продают и покупают облигации государственных займов во все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Внешние облигационные зай­мы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услу­гу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительствен­ные займы обычно являются безоблигационными. Все условия меж­правительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Мировая практика накопила значительный арсенал инструментов государственного долга. Специального внимания заслуживают, напри­мер, такие вопросы современной практики управления государствен­ным долгом, как возможность совмещения процентного и дисконтного дохода в одной ценной бумаге, способы привлечения иностранных ин­весторов к финансированию государственного долга, особенности опе­рирования новыми инструментами рынка государственных облигаций. Не следует преуменьшать и значение рекомендационных и консульта­тивных услуг Всемирного банка в отношении разработки и проведении политики макроэкономической стабилизации и структурной пере­стройки, но также не следует переносить опыт других стран на пере­стройку национальной экономики.

Особенности воздействия государственного долга на экономику в условиях переходного периода в Российской Федерации

Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динами­ческое равновесие. В частности, это нарушение привело к противоре­чиям структур распределения первичных (реальных) доходов населе­ния, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост госдолга привел к появлению ряда воспроиз-


Государственный кредит___________________________________________________________ 195

водственных ограничений, в частности к ограничениям внутреннего спроса и предложения, экспортным ограничениям, ограничениям в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство. Естественным следствием этих огра­ничений является функционирование экономики России всех лет ре­формирования в условиях суженного процесса воспроизводства.

К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающи­ми по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, кризис неплатежей, инфляция, ликвидация оборотного капитала, спад производства, бюджетный дефицит, рост внешнего долга и в результа­те тупик общего дефолта. Влияние данных факторов привело к глав­ному экономическому разлому — активному сужению воспроизвод­ственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизвод­ственном процессе.

Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный государственный долг ока­зывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или же рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использова­нии государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Значительные де­фициты бюджета обусловливают нарастание государственного долга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.

Однако необходимо учитывать, что государственный долг (особен­но его внутренняя составляющая) является задолженностью населе­ния самому себе, а использование этой задолженности может обеспе­чить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормаль­ный государственный долг не являются негативными факторами, так как позволяют решить на определенных этапах развития сложные эко­номические проблемы. Однако данное соображение не относится к на­стоящей ситуации в экономике России.

Формирование долговой экономики происходит и активизируется в результате разрушения институциональной структуры экономических отношений, реальных институтов нормальной социально-рыночноори-ентированной экономики. Формы проявления этого разрушения про­являются в следующем: катастрофическое сжатие бюджета страны; огромный рост теневой экономики; падение доли государственных до-


196 __________________________________________________________________ Тема 9

ходов в ВВП; увеличение объемов неплатежей (во всех сегментах эко­номики); долларизация экономики; демонетизация и бартеризация эко­номики.

В нормальных рыночных условиях дефицит возникает, когда уро­вень инвестирования в стране значительно превышает уровень на­копления. И в данном случае оценка этого дефицита не является однозначной, так как зависит от конкретных ситуаций и целей, реша­емых экономикой. Иногда дефицит является причиной превышения нормы окупаемости инвестиционной стоимости привлекаемого иностранного капитала. Применительно к российской экономике главной причиной дефицита является превышение потребления (особенно госрасходов) над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня ин­вестирования по отношению к накоплению, не имеет прямого отно­шения.

Обслуживание государственного долга превратилось в один из важ­нейших элементов государственных расходов, причем этот элемент не­эластичен к налоговым поступлениям в бюджет. С учетом реальных за­трат на финансирование оборота государственных ценных бумаг уже в

1996 г. он составлял 7% ВВП, что делало его третьим по величине после
общих расходов на поддержание экономики страны (9% ВВП) и соци­
альных расходов (8% ВВП). При этом выплаты на обслуживание госу­
дарственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие
виды расходов.

Нельзя не остановиться на таком аспекте, как своеобразная «нарко­тическая» зависимость государственных финансов от заимствований. Как правило, поступающие заимствования, и особенно средства нере­зидентов, были «горячими» (спекулятивными). Так, например деньги иностранных инвесторов приходили на российский сверхрискован­ный рынок лишь в надежде на доход в 70-180% годовых. Поэтому можно было легко прогнозировать, что они моментально будут выве­зены в случае сокращения ставки по ГКО (что произошло в середине

1997 г.) либо при потере доверия к государству (что произошло в авгу­
сте 1998 г.). Сочетание усилий правительства по снижению доходнос­
ти с ростом неуверенности в его способности платить по обязатель­
ствам из-за недобора налогов делало паническое бегство игроков
неизбежным, что и произошло после ухудшения общей ситуации на
мировом финансовом рынке.

Переход в цивилизованную форму расплаты по долгам можно оце­нить положительно, однако некоторые параметры этой расплаты яв-


Государственный кредит_____________________________________________ 197

ляются достаточно жесткими. Очевидно, что положение в этой сфере тревожное, причем растянутое на многие годы.

Таким образом, образовавшийся государственный долг России связан не с государственным регулированием экономической конъ­юнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в струк­туре общественного производства, а является отражением кризисных явлений в экономике. Вследствие этого становится достаточно про­блематичным использование в настоящее время в России дефицит­ного финансирования в качестве инструмента ускорения экономи­ческого развития.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.