Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Альтернативные стратегии урегулирования проблем внешней задолженности России



Практика показывает необходимость выработки и реализации стра­тегии регулирования государственного внешнего долга, основанной, во-первых, на снижении реальной стоимости его обслуживания; во-вторых, на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Экономика России уже перешла критические пороги по наращива­нию долга, и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «дол­говой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики РФ в ближайшей пер­спективе.

Учитывая сложность объекта, правильным было бы говорить о стра­тегии управления долгом в целом, так как отдельные его элементы имеют определенную специфику регулирования различными меха­низмами с использованием разных инструментов. Высокая степень неопределенности развития данной системы (долга) и ее регулирова­ния предопределяет необходимость тщательного анализа отдельных ее составляющих и выбора наиболее эффективных инструментов для решения этой задачи.

Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представ­ляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер. Среди ключевых мер можно назвать следующие.

♦ Для возможности объективной оценки воздействия государ­
ственного внешнего долга на экономику и принятия адекватных
мер по регулированию этих процессов представляется необходи­
мым включение всех внешних заимствований, совершаемых со
стороны государственных предприятий и других общественных
финансовых институтов, в структуру государственного бюджета.

♦ Разработка долгосрочной программы (до 2005 г. с последующей
пролонгацией) предельных объемов государственного долга (от­
дельно по внешнему и по внутреннему долгу) по отношению к
ВВП с акцентом на определение перспектив погашения отдель­
ных структурных компонентов каждого из них с выделением пер­
вичного долга и расходов по его обслуживанию.

♦ Высокая степень опасности нарастающего долгового кризиса и
его системный характер определяют необходимость принятия
комплекса мер в части целенаправленной корректировки преодо­
ления сложившихся деформаций современного курса бюджетно-


214______________________________________________________________ Тема 9

налоговой и финансово-кредитной системы, при этом особого внимания требует проблема создания специальной государствен­ной структуры, несущей ответственность за стабилизацию плате­жеспособности Российской Федерации.

♦ Для выхода из долгового кризиса и перехода к подъему экономи­
ки необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до
25-30%. Только при этих условиях возможно обеспечить превы­
шение ввода производственных мощностей над их выбытием и
создать условия для функционирования расширенного воспроиз­
водства. В быстроразвивающихся странах эта доля достигает 40%
(например, Китай, имеющий с 1979 г. ежегодно в среднем 10%
прироста ВВП). Эта проблема для сегодняшней экономики Рос­
сии чрезвычайно сложна, так как повышать долю накопления в
ВВП можно только за счет сокращения его потребляемой части,
что для страны, где 30% населения живет ниже черты бедности,
становится задачей чрезвычайно сложной.

♦ Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслу­
живания государственного внешнего долга повлияют на высво­
бождение денежных средств, необходимых для финансирования
реального сектора. Однако следует иметь в виду потенциальные
возможности ослабления груза государственного внешнего долга
за счет изменения структуры его держателей. Государственная
политика, направленная на превращение государственных цен­
ных бумаг в альтернативную долларовой форму сбережений, по­
зволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранит ре­
сурсную базу коммерческих банков.

♦ Увеличение доли российских ценных бумаг, котирующихся на
рынке внешних долгов, требует усиления внимания к рыночным
методам управления внешним долгом. Важное значение приоб­
ретает поддержание высоких котировок и ликвидности облига­
ций, управление дюрацией долговых инструментов и процентны­
ми выплатами, осуществление конверсионных операций и
операций по выкупу долга, улучшение валютной структуры дол­
га и т. п. Рыночные долговые инструменты намного облегчают
проведение данных операций и с точки зрения финансовых тех­
нологий.

♦ Важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания
госдолга является сокращение практики предоставления госу­
дарственных гарантий. Правительству следует проводить заим­
ствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформ-


Государственный кредит_____________________________________________ 215

ления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений и т. д.), что не изменит реальную величину последней, но сделает ее более прозрачной.

♦ Для снижения бремени внешней задолженности представляет­ся необходимым продолжение практики многолетних реструк-туризационных соглашений с западными кредиторами, прежде всего с Парижским и Лондонским клубами, а также активное уп­равление внешним долгом с использованием операций «своп» долг-акции и долг-ресурсы, осуществление государственных приватизационных программ, разработка и практическое при­менение альтернативных вариантов взыскания долгов с россий­ских должников, повышение эффективности использования за­рубежных активов Российской Федерации.

Данная система стратегически ориентированных мер позволяет пе­ревести государственный долг из категории «негативов» развития эко­номики в фактор обеспечения стабильности и повышения эффектив­ности российской экономики.

Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в об­ласти финансирования дефицита государственного бюджета выступа­ют элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.

Институты государственного кредитования экспортных операций

Практика показывает, что государственные кредиты предоставляются как своим (национальным) экспортерам, так и странам-импортерам. В последнем случае кредиты даются правительством одной (обычно развитой) правительству другой (как правило, развивающейся) стра­ны с тем, чтобы создать для своих экспортеров благоприятные усло­вия для реализации вывозимых товаров. Соответствующие кредиты, как правило, относятся к категории льготных. Разработка условий до­говора о предоставлении межгосударственного кредита и их согласо­вание с заемщиком обычно входят в компетенцию центробанков заин­тересованных государств. В число этих условий обычно входят:

♦ цель кредита;

♦ его сумма и вид валюты, в котором он предоставляется;

♦ круг товаров и услуг, включаемых в данную кредитную линию;


216______________________________________________________________ Тема 9

♦ проценты по кредиту и срок его погашения;

♦ условия обслуживания;

♦ гарантии со стороны заемщика.

В промышленно развитых странах система государственной под­держки экспортных кредитов получила широкое развитие еще в на­чале 50-х гг. Сегодня на долю пяти ведущих стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) приходится около 75% средне- и дол­госрочных кредитов, предоставленных сообществом стран ОЭСР, причем 70% всех экспортных ссуд предоставляется развивающимся странам.

Начиная с середины 80-х гг. роль государственных кредитов во всем мире заметно снизилась. По группе стран «соцлагеря» это было вызвано центробежными процессами, завершившимися полным демонтажом системы. По группе промышленно развитых держав свертывание рас­сматриваемого вида кредитования связано с другими обстоятельствами. Во-первых, исчезновение с политической арены главных соперников — социалистических стран — открыло новые рынки сбыта, и политика эк­спансии стала реализовываться ими более «дешевыми» методами. Во-вторых, в силу причин некоторые области кредитования, традиционно считавшиеся сферами размещения государственных кредитов, пере­шли в сферу банковского и фирменного кредитования. Наконец, в-третьих, существенно возросла роль Мирового банка в финансиро­вании отдельных национальных проектов. Государственное кредито­вание экспорта сохранило тем не менее существенную значимость, при этом оно стало более жестко регулироваться международными инст­рументами, нормами и соглашениями.

В Англии при министерстве промышленности и торговли функци­онирует специальное управление по обслуживанию экспортных кре­дитов {Export Credit Guarantee Department). Данное управление га­рантирует (путем выдачи поручительства) кредитоспособность английских экспортеров. Государственные гарантии, впрочем, рас­пространяются и на кредиты импортерам английских товаров, полу­ченные в зарубежных филиалах банков Великобритании, поэтому коммерческие банки, финансирующие внешнеторговые операции ан­глийских фирм, работают в условиях низкого кредитного рынка. По­средничество ECGD гарантирует масштабное рефинансирование эк­спортных кредитов, причем в сравнительно сжатые сроки. Данное управление зачастую возмещает курсовую разницу коммерческим банкам, с тем чтобы экспортеры могли получать кредиты по фикси­рованным процентным ставкам (в конечном счете, курсовая разница


Государственный кредит_____________________________________________ 217

покрывается) за счет госбюджета. Начиная с 1978 г., ECGD само за­нимается выдачей экспортных кредитов и их рефинансированием (как правило, по особо крупным сделкам).

В США многие фирмы-экспортеры располагают собственным ка­питалом и широкими связями с разного рода кредитными учрежде­ниями, а поэтому сами финансируют свои экспортные поставки. Го­сударственные экспортные кредиты имеют особое значение для малых и средних предприятий, и именно для их обслуживания был создан экспортно-импортный банк (Эксимбанк) США. Его основная функция сегодня — рефинансирование долгосрочных экспортных кредитов и гарантирование кредитов, выданных под внешнеторговые операции и предоставление прямых кредитов под экспорт (на 30-55% стоимости внешнеторговых сделок). Данный банк может брать на себя поручительство по кредитам, предоставленным коммерчес­кими банками, и осуществлять страхование последних. В тесном со­трудничестве с Эксимбанком США работает фонд частного экспорта (Private Export Funding Co), объединяющий 60 банков и фирм-экспор­теров. Партнером же по страхованию коммерческого и политическо­го риска, связанного с финансированием экспорта, является Ассоци­ация по страхованию коммерческого кредита (Foreign Credit Insurance Association), которая входит в структуру Эксимбанка. Уставной (как и резервный) капитал Эксимбанка образуется за счет бюджетных средств. Однако свои основные кредитные ресурсы данный банк формирует сам, пользуясь, правда, государственными гарантиями и гарантиями Федерального финансового банка. Каждые пять лет кон­грессом США утверждается устав Эксимбанка, равно как и предель­ные суммы кредитования и страхования. Основная масса кредита предоставляется банком для американского экспорта в развивающи­еся страны. С начала 70-х гг. кредиты (или гарантии) шли и в те соци­алистические страны, которые американское правительство надели­ло статусом государств «наибольшего благоприятствования».

Во Франции широкая сеть государственного кредитования, сло­жившаяся в конце 40-х—начале 50-х гг. XX в., в последующие десяти­летия постепенно сворачивалась. Сегодня государство (в лице пред­ставляющего его Французского банка кредитования экспорта) поддерживает лишь долгосрочные экспортные кредиты в развивающи­еся страны и занимается их рефинансированием, остальной экспорт поддерживают коммерческие банки. Французский банк кредитования экспорта обычно привлекает свободные ресурсы национального рынка капитала и сохраняет за собой лишь одну льготную функцию: ком-


218______________________________________________________________ Тема 9

пенсировать (за счет бюджетных средств) превышение ставок ком­ерческих банков, предоставляющих кредиты для французских экс­портеров, над средними ставками экспортных кредитов в странах ОЭСР.

В Германии фирмы-экспортеры также располагают значительным собственным капиталом и традиционно имеют тесные отношения с коммерческими банками, вследствие этого доля государства в креди­товании экспорта никогда не превышала здесь 25% общей суммы эк­спортных кредитов. Учитывая, что значительная часть германского экспорта направляется в развивающиеся страны, эту долю можно считать невысокой.

Особо следует выделить две организации, выполняющие роль госу­дарственного кредитора: Банк реконструкции (KFW), работающий под контролем государственной межотраслевой комиссии и Экспортный банк (DKA).

KFW выдаётдолгосрочные кредиты для отечественных экспортеров и импортеров, а также для зарубежных покупателей немецких това­ров. Часто кредиты предоставляются совместно с коммерческими бан­ками. Экспортные кредиты банка реконструкции играют важную роль в реализации традиционных экспортных товаров Германии в развива­ющихся странах, а также в финансировании зарубежных немецких до­черних фирм.

По своей организационной форме DKA представляет собой бан­ковский синдикат, состоящий из 60 коммерческих банков. Он пред­ставляет экспортные кредиты трех типов: А, В и С. Первый тип кре­дита дается членам синдиката, второй — сторонним контрагентам, но с правом рефинансирования в Бундесбанке Германии. Максималь­ные сроки предоставления кредитов: тип А — 10 лет, тип В — 4 года. Как правило, доля кредита не превышает 70% суммы контракта. Что касается кредитов типа С, то они предоставляются зарубежным по­купателям.

В Японии функционирует государственный Экспортно-импорт­ный банк. Это обстоятельство оказывает существенное влияние, как на формирование уставного капитала, так и на предоставляе­мую государственную поддержку. В 70-80-х гг. Экспортно-импор­тный банк обеспечивал более 50% экспортных кредитов. Спектр форм предоставляемых кредитов весьма широк: прямое кредитова­ние экспорта; рефинансирование фирменных кредитов, направлен­ных зарубежным покупателям; выдача государственных кредитов; рефинансирование кредитов иностранных банков и иностранных


Государственный кредит_____________________________________________ 219

капиталовложений. Обычно кредиты выдаются на срок от двух до десяти лет, причем с фиксированной процентной ставкой. Размер кредита — до 70% суммы контракта. Обязательным условием пре­доставления кредита является предварительное страхование сдел­ки в Управлении страхования экспорта при министерстве внешней торговли и промышленности Японии.

Обобщая опыт промышленно развитых стран в области кредито­вания экспорта, можно констатировать следующее. Во-первых, краткосрочное кредитование экспорта осуществляют главным об­разом коммерческие банки. Они обслуживают преимущественно внутренний рынок, и лишь некоторые крупные банки специализи­руются на финансировании экспортной деятельности. Во-вторых, кредиты, предоставляемые системой коммерческих банков для про­ведения экспортных операций, ограничены и часто оказываются не­достаточными. В-третьих, характерной для развитых стран тенден­цией последних лет является интенсивный рост спроса на средне- и долгосрочные кредиты под экспорт товаров и услуг. В этой связи, в-четвертых, изменения в кредитных запросах фирм и предприятий обусловлены поиском новых решений, связанных с существенной ролью государства.

Наиболее распространенной стала практика создания особого фи­нансового института, специализированного на кредитовании экспор­та. Он может быть чисто государственной структурой, находиться в смешанной собственности или быть наделенным статусом уполномо­ченного правительством, но в любом случае контролируется государ­ством. Во многих странах именно такой финансовый институт выдает кредиты экспортерам, занимается рефинансированием экс­портных кредитов, кредитованием импортеров. Через эту структуру реализуются различные государственные льготы для экспортеров и импортеров.

Выводы

Государственный кредит представляет собой отношения перераспре­деления внутреннего валового продукта и частично национального бо­гатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юри­дических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в распоряжение государства, превращаясь в его дополнительные финансовые ресурсы. Эти денежные средства, как правило, используются на покрытие бюджетного дефицита.


220______________________________________________________________ Тема 9

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции, а где есть движение денежных средств, обя­зательно осуществляется контроль как функция управления.

Выступая как кредитор государство предоставляет ссуды на усло­виях платности и возвратности.

Государственный кредит функционирует в двух формах:

♦ государственные займы, имеющие разветвленную структуру по
множеству классификационных признаков;

♦ государственные гарантии, представленные бюджетными ссуда­
ми, товарными кредитами, льготными кредитами и инвестицион­
ным налоговым кредитом.

С понятием «государственные займы» тесно связано понятие «го­сударственный долг». Государственные займы — это завтрашние на­логи. Внешний государственный долг ложится на страну наиболь­шим бременем. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа стано­вится трудно.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. На достижение эффективности государственного кредита на­правлены конверсия, консолидация, унификация займов, обмен обли­гаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, но­вация, аннулирование государственного долга.

Образовавшийся госдолг РФ является отражением кризисных яв­лений в экономике страны. В ближайшие 6 лет Россия должна вып­латить по внешнему долгу более $95 млрд, из которых примерно по­ловину составят выплаты процентов по долгу. Пик платежей приходится на 2003 г., когда, по мнению ряда экспертов, может на­ступить очередной долговой кризис, и правительство РФ прилагает немалые усилия для предотвращения его возникновения.

Государственное кредитование экспорта в настоящее время бо­лее жестко регулируется международными институтами, нормами и соглашениями. На долю пяти ведущих стран — США, Англии, Франции, Германии и Японии приходится около 75% средне- и дол­госрочных кредитов, предоставляемых сообществом стран ОЭСР, причем 70% всех экспортных ссуд предоставляется развивающимся странам.


Государственный кредит_____________________________________________ 221

Материалыдля самостоятельной работы по теме 9

Вопросы для самоконтроля

1. Чем предопределяется возможность и необходимость использо­
вания государственного кредита?

2. Чем отличается государственный кредит от банковского и товар­
ного?

3. Какова классификация государственных займов?

4. Что вы понимаете под управлением государственным долгом?

5. Какую сумму в 2001 г. Россия должна выплатить по своим вне­
шним обязательствам?

6. Назовите институты государственного кредитования в Герма­
нии.

Литература к теме 9

Головачев Д. Л. Государственный долг. Теория, российская и миро­вая практика. — М.: ЧеРО, 1998.

Романовский М. В., Врублевская О. Д., Иванова Н. Г. Основы теории и практики государственных финансов. Учеб. пособие. — СПб: СПбГУЭФ, 1998.

Самсонов Н. Ф., Баранникова Н. П., Строкова Н. И. Финансы на мак­роуровне. — М.: Высшая школа, 1998.

Федякина Л. Н. Мировая внешняя задолженность: теория и практи­ка урегулирования. — М.: Дело и Сервис, 1998.

Финансы и кредит / Под ред. Казака А. Ю. — Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994.

Финансы / Под ред. Родионовой В. М. — М.: Финансы и статистика, 1995.

Хакамада И. М. Государственный долг: структура и управление// Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 27.

Химичева Н. И. Финансовое право. — М.: Бек, 1997.

Ходский Л. В. Основы государственного хозяйства. Пособие по фи­нансовому праву. — СПб, 1894.

Ссылки, используемые в тексте

Х.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1979, т. 2, с. 189.


222__________________________________________________________________________ Тема 9

2. Ходский Л. В. Основы государственного хозяйства. Пособие по
финансовому праву. - СПб, 1894. С. 424.

3. Приложение 35 Федерального закона «О федеральном бюджете
на 2001 год».

4. Хейфец Б. А. Внешние долговые активы россии. 2001. С. 115.

5. Ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений

в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» от 24.03.01 г. № 34-Ф3.

6. Внешние и внутренние источники финансирования экономики:
мировой опыт и российская действительность. — М., 1999. С. 1.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.