До начала Первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны.
Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Однако, представители монополий, а также немонополизированного сектора такое вмешательство рассматривали как временное, переходящее явление, несмотря на то что государственное регулирование в экономическом отношении было очень выгодным и обеспечивало монополиям огромные прибыли. Только глубочайший экономический кризис 1929-1933 гг., вызвавший паралич всей экономической системы капитализма и обострение межимпериалистических противоречий, достоверно доказал, что рыночные механизмы свободной конкуренции не позволяют экономике самонастраиваться и саморегулироваться в зависимости от рыночной конъюнктуры. Стала очевидной необходимость дополнительных регуляторов рынка, а функция регулирования была закреплена за государством.
Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики посредством государственных финансов стал
английский экономист Дж. Кейнс. Экономическая теория Дж. Кейнса возникла в эпоху наибольшего обострения всех противоречий капиталистического производства, когда процесс обобществления производства, происходящий быстрыми темпами, пришел в несоответствие с узким и неорганизованным капиталистическим рынком сбыта. Она знаменовала новую ступень в теории государственных финансов капитализма.
Дж. Кейнс предложил активизировать государственную политику в руководстве капиталистической экономикой. Он считал, что наблюдение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. В этом проявляется реакция правительства в форме конкретного управленческого воздействия на тот или иной сегмент рынка. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей общества, заботиться об инвалидах и детях, стариках и малоимущих, регулировать рынок труда, решать задачи внешней политики, регулировать платежный баланс, курс валюты и т. д.
«Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живем являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов».4
В этих условиях достижение стабилизации по теории Дж. Кейнса возлагается на государство, так как только оно способно влиять на объем национального производства и занятость, контролируя совокупный общественный спрос, зависящий от склонности общества к потреблению, предельной эффективности капитала (ожидаемая норма прибыли) и нормы процента. Так, например, при высоком проценте на ссудный капитал у предпринимателя есть желание держать свой капитал в денежной форме. Следовательно, чтобы повысить у него стимул к инвестициям, нужен низкий ссудный процент. Отсюда главная задача финансовой политики государства — это управление совокупным спросом («эффективный спрос») через государственный бюджет — основной инструмент проведения этой политики и стабилизирующий фактор воспроизводства. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство способно целенаправленно влиять на объем совокупного спроса и через него и на величину предложения. «Эффективный спрос» выражает равновесие между потреблением и производством, между доходом и занятостью.
Теории государственных финансов___________________________________ 233
«Эффективный спрос», выраженный в денежной оценке, позволил вновь вернуться к «макроэкономике», которая призвана выяснить, как функционирует система в целом через такие агрегатные показатели как совокупный общественный продукт и национальный доход, от которых, по существу, отказались все послерикардовские школы. Возврат к этим величинам улучшил технику экономико-статического анализа и способствовал введению математических методов в экономические исследования.
Таким образом, исходным моментом анализа Дж. Кейнса является не предложение, а спрос. Для того чтобы добиться равновесия спроса и предложения, государство должно поддерживать «эффективный спрос», а он, по мнению Дж. Кейнса, является определяющей целью государственной политики в борьбе с экономическими кризисами и безработицей. Государственные же инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг, более того, рост задолженности государства и местных властей неизбежен при достижении «эффективного спроса». Таким образом, рынок ссудных капиталов используется для достижения «эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета — один из способов регулирования экономики — это принцип так называемого «дефицитного финансирования».
Со времен Дж. Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов бюджетным доходам рассматривается как анахронизм, боязнь государственного долга — как вредный предрассудок. Кризисы перепроизводства Дж. Кейнс связывал с «чрезмерным сбережением» отдельных лиц, что ведет к «неэффективному спросу». Дж. Кейнс, используя категорию «мультипликатор» при исследовании влияния инвестиций на совокупный спрос, вывел закономерность: приращение совокупного спроса равно приращению инвестиций, помноженному на мультипликатор, который определяет предельную склонность к потреблению. Концепция «мультипликатора» позволила использовать количественную зависимость между рынком государственных расходов, налогов и государственного долга, между движением фондов накопления, потребления и занятости населения. Таким образом, правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, по мнению Дж. Кейнса, оживляет предпринимательскую деятельность, ведет к росту национального дохода, темпы которого зависят от величины «мультипликатора». Правительственные затраты дают толчок для расширения первичного спроса, первичный спрос вызывает вторичный и т. п. Своими выводами Дж. Кейнс заложил основы антициклической теории государственных расходов. Государство, поднимая уровень своих расходов, воздействует на основ-
ные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление, и только соответствующая налоговая политика может привести в соответствие спрос и предложение. Налоговая политика должна быть направлена на изъятие излишних сбережений, так как их рост имеет тенденцию сокращать национальный доход и тем самым обуслаоливает уменьшение спроса и занятости.
В период экономического подъема налоги сдерживают бум, так как большая часть доходов идет на уплату налогов и задерживает рост инвестиций. И наоборот, в период кризиса падение доходов приводит к сокращению налогов и большая часть доходов будет направлена на производственное и личное потребление. Эти положения получили дальнейшее развитие в работах Э. Хансена, Р. Харрода, П. Самуэльсо-на, Г. Хеллера и других и были оформлены в виде теории «встроенного бюджетного стабилизатора». По их мнению, государственный бюджет объединяет группу стабилизаторов — прежде всего налоги и государственные расходы, которые одновременно воздействуют на экономический цикл. Э. Хансен считал, что именно соотношение расходов и поступлений образуют механизм встроенных стабилизаторов, с помощью которых амортизируется спад и ограничивается подъем.
Краеугольным камнем кейнсианской теории финансовой политики, ее новой версией стала концепция лауреатов Нобелевской премии английского экономиста Дж. Хикса и американского П. Самуэльсона. В этом «неоклассическом синтезе» соединились кейнсианские идеи фискал изма с концепцией неоклассиков, предусматривающих регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики. По мнению П. Самуэльсона, регулирование спроса должно осуществляться не только на основе изменений в области государственных расходов или налогов, но и посредством манипулирования величиной учетной ставки процента и проведением соответствующих операций на открытом рынке.
«Неоклассический синтез» — попытка переоценить «старые ценности». П. Самуэльсон объединил макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, дополнив кейнсианский подход к изучению роста национального дохода анализом движения цен, заработной платы, прибыли. Он предпринял попытку создать новую теорию государственного монополистического регулирования, в которой особое внимание уделил вопросам распределения национального продукта, а отсюда — и разработке системы трансфертных выплат населению и росту государственных расходов, связанных с его социальными функциями.
П. Самуэльсон известен как автор «чистой теории государственных расходов», которая является развитием концепции «государственных
Теории государственных финансов___________________________________ 235
услуг», созданной в ХIХ-начале XX в. представителями маржиналис-тской школы. Он ввел в оборот термин «общественный товар», под которым понимает товары и услуги, сочетающие три свойства: они неделимы среди членов общества, доступны всем и предоставляются государством. Отличие «общественного товара» от частного состоит в том, что потребление каким-то одним членом общества не уменьшает потребительные свойства товара, например таким товаром является информация. Теория «государственных услуг» поставила вопрос о распределении финансовых ресурсов общества между государственным и частным секторами экономики. Государство должно финансировать экономическую и социальную инфраструктуру, неприбыльную или низкоприбыльную для частного сектора. Задача финансовой политики в области «общественных товаров» состоит в регулировании их предложения, а основная цель вмешательства — в достижении оптимальности государственных расходов. Достижение же оптимальности в государственном вмешательстве возможно только при наличии у правительства информации о степени общественного благосостояния и о сфере предпочтений каждого члена общества. Подобного рода информация вряд ли приемлема для определения объема и состава государственных расходов.
«Чистая теория государственных расходов», разработанная в основных чертах П. Самуэльсоном, была развита Р. Масгрейвом. Он дополнил абстрактную модель «процесса принятия политических решений» и увязал государственные расходы с налоговым механизмом. «Расход-но-налоговый механизм нужен для того, чтобы выделить определенные ресурсы для общественных потребностей и в то же время возложить стоимость этих услуг на индивидуальных лиц, которые хотят, чтобы их потребности были удовлетворены. Поэтому обеспечение общественными товарами должно осуществляться через бюджет».5
По Масгрейву в общественных товарах одинаково заинтересованы все члены общества, в действительности же — это противоречие, так как, например, в увеличении военных расходов заинтересованы лишь крупнейшие монополисты. Согласно теории Р. Масгрейва, налогоплательщики добровольно накладывают на себя бремя. Р. Масгрейв определил различие между фискальными мерами и мерами, которые необходимо осуществлять правительству для достижения полной занятости, а также автоматических и дискреционных мер в достижении полной занятости.
Неолиберальное направление западной экономической мысли объединило концепции «смешанной экономики» и «государства всеобщего
благоденствия», представители которых пытаются соединить принципы эффективного капиталистического производства со справедливостью в распределении доходов. Они считают, что наиболее эффективной должна быть экономика «смешанного» типа, когда основные отрасли хозяйства принадлежат частному капиталу, а в государственной собственности сосредотачивается экономическая и социальная инфраструктура. Кроме того, в распределении национального дохода большую роль должны играть государственные финансы, которые должны способствовать «выравниванию в доходах».
Американский вариант неолиберализма разработан Дж. Гэлбрейтом. Он признает кейнсианскую идею о необходимости воздействия государства на совокупный спрос общества, государственное вмешательство рассматривает как органическое требование индустриальной системы. Практически Дж. Гэлбрейт приходит к выводу, согласно которому развитие производительных сил требует внедрения планового начала в хозяйстве. Важную роль в регулировании спроса он отводит налоговой системе, считая налоги инструментом «антициклической политики». «Это регулирование будет ощутимо только тогда, когда налоги составят значительную часть совокупного общественного продукта.»6
Рост налогов Дж. Гэлбрейт связывает с необходимостью финансирования расходов как средства регулирования спроса. Он развил концепцию неоклассиков о «вложениях в человеческий капитал», которые во многом определяют темпы экономического роста. В отличие от неокейнсианцев, он ярый противник бюджетного дефицита, так как это не согласуется с его идеей «балансируемой экономики». Он и против инфляции, ибо она усиливает бедность. Дж. Гэлбрейт за сохранение военных расходов, так как они поглощают часть прироста налоговых доходов. Он считает, что сократить высокий уровень доходов капиталистов можно путем отмены налоговых льгот и ликвидации «лазеек» в налоговых законах.
Однако теория Дж. Кейнса и его последователей, достаточно эффективно действовавшая в 40-60 гг. XX в. во многих западных странах, в условиях слабомонополизированных конкурентных рынков, имела ряд противоречий.
1. Государство не создает новый спрос, а только преобразовывает одни его формы в другие. При росте государственных расходов спрос может переместиться из частного сектора в правительственный. Государство может оплатить свои покупки только за счет налогов или займов. Следовательно, если государство расширяет свой спрос, то соответственно снижается покупательная
Теории государственных финансов___________________________________ 237
способность населения, а это еще больше обостряет проблему реализации совокупного общественного продукта.
2. Рост инвестиций, финансируемый за счет налогов и займов, спо собствует расширению производственной деятельности, увели чению национального дохода. Но те же государственные инвес тиции одновременно повышают органическое строение капитала, в результате растет безработица.
3. Финансирование государственных расходов за счет займов ведет к усилению масштабов перераспределения национального дохо да, так как погашение долгов и выплаты по ним процентов произ водятся за счет налогов. Размещение части государственных зай мов в эмиссионных и коммерческих банках усиливает инфляцию.
К концу 70-х гг. XX в. наблюдался глубокий кризис кейнсианской бюджетной политики стабилизации экономики и стимулирования роста путем регулирования уровня спроса в экономике. Следует выделить следующие главные факторы, подорвавшие систему регулирования экономики на кейнсианской основе:
♦ рост цен на топливные и сырьевые ресурсы осложнил условия воспроизводственного процесса;
♦ углубление международного разделения труда расширило «от крытость» национальных экономик;
♦ поощрение спроса вызвало инфляцию, проведение инфляцион ной политики отрицательно воздействовало на спрос и занятость;
♦ расширение государственного вмешательства в экономику при вело к разрастанию государственного аппарата управления, рос ту расходов на его содержание.
Все эти обстоятельства, сложившиеся в экономике развитых западных стран 78-80 гг. XX в., привели к активным поискам среди экономистов-ученых новых методов оздоровления экономики. Так появляется другой методологический подход к регулированию рыночной экономики развитых стран: консервативные доктрины невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Эти идеи возникли под влиянием углубления экономических кризисов, которые переплелись со структурным, сырьевым и энергетическим кризисами и обострением инфляционного процесса. Построение неоконсерваторами новой финансовой доктрины в значительной степени было основано на введении противоположных кейнсианской теории положений, а разработка финансовой политики — на контрмероприятиях.
Если кейнсианцы главным средством достижения экономического равновесия считали эффективный спрос, то неоконсерваторы — предложение, если кейнсианцы выступали за расширение сферы государственных финансов, то неоконсерваторы — за ее сокращение, если, по мнению кейнсианцев, государственные расходы можно финансировать выпуском займов, то неоконсерваторы поставили задачу сбалансирования доходов и расходов государственного бюджета. Теория «экономики предложения» рассматривает в качестве исходного отправного пункта экономического роста поведение людей. Не «эффективный спрос», как утверждают кейнсианцы, а человек с его потребностями и стремлениями определяет в конечном итоге развитие производства. Неоконсерваторы возлагают на государство и его финансовую систему ряд задач по структурной перестройке хозяйства и стимулированию научно-технического прогресса. В методиках государственного регулирования неоконсерваторы приоритет отдают денежно-кредитному маневрированию, т. е. монетарной (денежной) политике, направленной на регулирование темпов роста денежной массы в обращении.
Наиболее крупным и влиятельным представителем современного монетаризма является американский экономист М. Фридмен. По мнению М. Фридмена, фискальная политика кейнсианцев ухудшила состояие капиталистической экономики, особенно денежного обращения. Он считает, что денежная масса в обращении должна ежегодно возрастать на 3-5% в соответствии с вековой тенденцией изменения этого показателя, поэтому автоматизм в денежной политике способствует саморегулированию экономики. М. Фридмен утверждает, что денежная политика не может предотвратить кратковременные спады деловой активности, а ее умеренные спады даже полезны, так как они приводят к ликвидации низкорентабельных, неконкурентных хозяйств. М. Фридмен критикует финансовую политику «точной настройки», предложенную кейнсианцами. Эта политика зависит от конъюнктурных обстоятельств и изменяется в каждой фазе цикла. Однако на практике правительственные меры всегда запаздывали и рассчитанные, например на кризисную фазу, они проводились в жизнь в фазе подъема, или наоборот. А это все усиливало отрицательные социально-экономические последствия кризисов, увеличивало колебания в объеме национального дохода и занятости, затрудняло возможности экономики «саморегулироваться», «самонастраиваться».
Лозунг неоконсерваторов «меньше государства и больше рынка» подразумевает не свертывание государственного вмешательства, а установление новых границ между государством и рынком. Крайне нра-
Теории государственных финансов___________________________________ 239
вые экономисты предполагают свести роль государства к функциям «ночного сторожа и полицейского». Более реалистические теоретики неоконсерватизма предлагают освободить капиталистическую систему хозяйства от чрезмерных государственных затрат, носящих непроизводительный характер. На практике принцип сокращения государственных расходов производится за счет социальных статей, в то время как военные расходы остаются довольно значительными.
Неоконсерваторы считают, что общий уровень социальных расходов необходимо сократить, так как государственные пенсии и пособия действуют на общество разлагающе: ослабляют стимулы к труду, развивают иждивенчество и даже добровольную безработицу, подавляют побудительные мотивы к внедрению нового, препятствуют накоплению капитала. Неоконсерваторы выдвигают принцип «здоровых финансов», критикуя кейнсианскую концепцию «дефицитного финансирования». Они рассматривают дефицитность государственного бюджета как фактор роста государственных долгов и инфляции и считают, что дисбалансы в бюджете приводят к сокращению сбережений частных предпринимателей в инвестиции, а повышение спроса на денежный капитал вызывает рост ссудного процента.
Одним из новых постулатов «экономики предложения» является уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. При этом особая роль отводится государственным финансам, в частности предусматривается сокращение налогов, сокращение государственных расходов, уменьшение количества денег в обращении. С этой целью следует установить определенный прирост денег в обращении, который должен соответствовать среднему росту национального дохода, занятости, цен и сальдо платежного баланса. Это осуществляется в соответствии с рекомендациями монетаристской школы. Предложение должно опережать спрос. Авторами новой налоговой теории (Р. Хол, Г. Талок, Й. Броузон, М. Ротбот, А. Лэффер) сформулированы два «нравственных» вывода:
♦ насколько увеличивается налог, настолько он увеличивает стрем ление отдельного индивида к вложению труда в сферы деятель ности, не подлежащие обложению налогами;
♦ налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.
Таким образом, «нравственные» выводы теории «экономики предложений» ярко продемонстрировали, что одним из главных способов регулирования экономического подъема является уменьшение налогов.
Теория «экономики предложения» посредством одновременного сокращения налогов и государственных расходов предполагала решить главную задачу — уменьшить государственное вмешательство в экономику, замедлить инфляцию и увеличить темпы экономического роста.
Однако смена в 80-х гг. экономических доктрин — «экономика спроса» на «экономику предложения» — не привела развитые капиталистические страны к стабильности государственных финансов. Экономическое развитие по-прежнему носит циклический характер, в результате чего возникает необходимость антициклического регулирования. А в условиях постоянного роста государственных расходов, увеличения их доли в ВВП нет оснований утверждать об уменьшении вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь современного общества. То есть приходится снова использовать кейнсианские методы, но в модернизированном виде с учетом накопленного опыта и условий развития каждой отдельно взятой страны.
Выводы
1. Зарождение финансовой науки большинство исследователей от носят к XV-XVI вв.
Меркантилисты в лице Ж. Бодена сделали первую попытку определения финансового хозяйства как хозяйства, состоящего из государственных доходов и расходов.
Немецкие камералисты заложили фундамент финансовой науки (Л. фон Секендорф, Ф. Юсти и Н. Зонненфельс). Ученые-физиократы к концу XVIII в. в теоретическом плане обосновали разработку многих практических финансовых вопросов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо).
2. Главная заслуга А. Смита состоит в том, что он развил экономи ческую основу финансового хозяйства. В отличие от своих пред шественников А. Смит включает в народное богатство не один, а три источника — землю, труд, капитал, которые обеспечивают го сударственное хозяйство финансовыми ресурсами. Благодаря исследованиям А. Смита было преодолено преувеличенное зна чение практики, господствовавшее в финансовом хозяйстве.
3. Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX- начало XX в. В теории российские экономисты были привержен цами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетво рения коллективных потребностей». Вот плеяда замечательных имен того периода: И. Янжул, И. Озеров, И. Кулишер, Л. Ходский,
Теории государственных финансов___________________________________ 241
В. Лебедев, С. Витте, А. Буковецкий, М. Боголепов, П. Гензель, Ф. Меньков, В. Твердохлебов и др.
4. В XIX в. большая заслуга в дальнейшей теоретической разработ ке и в анализе новых задач, какие поставила финансовая практи ка и сложная социальная жизнь, принадлежит немецким ученым- экономистам (А. Вагнер).
5. Конец XIX и начало XX в. характеризуются распространением теории предельной полезности, как реакции на марксистское уче ние. Ее представители выступили против трудовой теории сто имости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей.
6. Кризис 1929-1933 г. был свидетельством тому, что рыночные ме ханизмы свободной конкуренции не позволяют экономике само настраиваться и саморегулироваться, функция регулирования была закреплена за государством (Дж. Кейнс).
Построение неоконсерваторами новой финансовой доктрины в значительной степени было основано на введении противоположных кейн-сианской теории положений, а разработка финансовой политики — на контрмероприятиях (А. Лэффер).
Смена в 80-х гг. экономических доктрин не привела страны с развитой рыночной экономикой к стабильности государственных финансов, и есть необходимость в настоящее время вновь осуществлять государственное регулирование, т. е. использовать кейнсианские методы, но в модернизированном виде с учетом накопленного опыта и условий развития каждой отдельно взятой страны.