Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Бюджетная политика, ее роль в регулировании экономических процессов.



Бюджетная политика определяется как совокупность целей, задач, принимаемых решений и мер, осуществляемых органами власти в сфере бюджетных отношений.

Бюджетная политика является одной из главных составных частей финансовой политики, т.к. она, в том числе, определяет социально-экономический курс развития государства. Концепция бюджетной политики формирует налоговую и инвестиционную политику государства. Направления бюджетной политики отражаются в бюджетном послании Президента РФ, подготовленном в соответствии со ст. 170 БК РФ, на очередной финансовый (бюджетный) год.

Т.е. бюджетная политика выступает комплексной организационно-финансовой категорией управления бюд­жетными отношениями на основе научно обоснованной концепции. Концепция бюджетной политики – это система представлений о стратегических целях и приоритетах бюджетной политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Структура концепции бюджетной политики:

Ø оценка сложившегося состояния бюджетной сферы территории и предпосылки ее развития;

Ø совокупность приоритетов бюджетной политики в рассматриваемой перспективе;

Ø цели бюджетной политики территории.

 

С учетом вышесказанного бюд­жетная политика как организационно-финансовая категория пред­ставляет собой систему мер и действий органов власти в области управ ления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенно­го на данном этапе экономического и социального эффекта.

Бюджетная политика имеет субъекты и объект. Субъектами бюджетной политики являются го­сударственные (муниципальные) законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие на практике принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уров­ней власти по доходам и расходам (налогоплательщики — физические и юридические лица, распорядители бюджетных кредитов и бюджето­получатели).

Объектом бюджетной политики является бюджетный процесс, вклю­чающий в себя бюджетно-нало­говое законодательство, бюджетную систему и бюджетный механизм.

На всех этапах экономического развития стратеги­ческая цель бюджетной политики — это обеспечение финансовой и соци­альной стабильности в государстве. Бюджет­ная политика будет действенным средством управления бюджетными и межбюджетными отношениями, если она будет базироваться на таких основных принципах, как:

Ø принцип объективности. Означает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе.

Ø принцип преемственности. Предусматривает формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода.

Ø принцип обязательности.

Ø принцип гласности. Гласность бюджетной политики означает ее открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса.

Классификация видов бюджетной политики

Доходный тип бюджетной политики характеризуется тем, что в управлении бюджетным процессом планирование, организация и исполнение бюджетов ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи. В налоговой политике подобный подход проявляется в приоритете максимально возможного увеличения любыми средствами доходов бюджета в текущем плане в ущерб стратегическим интересам экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика высоких налогов, с присущими ей высокими ставками и минимумом налоговых льгот.

Расходный тип бюджетной политики основан на подчинении дохо­дов бюджета его расходам. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуа­ции в стране и перспектив ее развития. Эффективность бюджетной политики расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу.

Контрольный тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.), зачастую в ущерб основному предназначению бюджета и цели бюджетной политики — мак­симальному (на конкретном этапе) обеспечению общества коллективны­ми услугами высокого качества на основе поступательного развития рыночной экономики.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.