Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правовая основа бюджетного устройства РФ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетные правоотношения - регулируемые бюджетным законодательством отношения, возникающие в бюджетном процессе меж­ду его участниками, а также между субъектами этих правоотношений в ходе функционирования бюджет­ной системы страны.

Б.п. относятся к области публич­ного права; они определяют бюджетные права каж­дого из субъектов этих правоотношений. Нормы граж­данского права в сфере Б.п. не действуют.

 

Многообразие Б.п. и одновременно их специфика, обусловленная сферой возникновения, предопределя­ют деление Б.п. на две группы:

к первой относятся Б.п., возникающие в связи с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением гос. и муницип. заимствований, регулированием гос. и муницип. долга;

ко второй- Б.п.,. возникающие между участниками бюджетного процесса на всех его этапах, т.е. в ходе составления исполнит, органами власти и органами местного самоуправления проектов бюджетов всех видов и уровней, их рассмотрения законодат. (пред­ставительными) органами власти и местного самоуп­равления, утверждения и исполнения бюджетов, а так­же контроля за их исполнением.

Б.з. Российской Федерации - это иерархическая сис­тема нормативных правовых актов.

Иерархия нормативных актов действующего Б.з. реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с ними все нормативные правовые акты РФ подразделяются по четырем уровням:

основу 1-го уровня составляет Бюджетный кодекс РФ;

2-й уровень представлен федеральными и субфедеральными законами, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления

Федеральные - ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, ФЗ «О бюджетной классификации» от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ

Областные – Закон «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» от 30 ноября 2005 г. N 2738/499-III-ОЗ, Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области» от 1 сентября 2005 г. N 2552/463-III-ОЗ, Закон об областном бюджете на соответствующий год

Местные – Решения о бюджете г.Оренбурга на соответствующий год;

3-й уровень - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления

Постановление Правительства РФ «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы» 2005 года;

4-й - правовыми актами Министерства финансов РФ и др. федеральных ведомств, касающихся бюджетной сферы, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня

Приказ Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 243 "О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений".

Основные характеристики системы бюджетного законодательства:

1) Иерархически построенное Б.з. РФ устанавливает соотвест. приоритеты, если нормы одних законодательных актов противоречат другим.Так, федеральные и субфедеральные законы, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые соответственно на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае их противоречия приоритетными являются правовые нормы Бюджетного кодекса РФ.

Во многих странах Б.з. построено аналогично россий­скому: между нормативными правовыми актами раз­ного уровня установлена определенная иерархия, по­зволяющая увязать их в единую систему. В отличие от такого характера взаимоотношений между правовы­ми актами разного уровня в США на федеральном уровне и в штатах действуют автономные бюджетные акты, правовые нормы к-рых нуждаются в гармони­зации. Это порождает проблему «нестыковки» Б.з. федерального и штатного уровня.

Если правила, установленные международным до­говором Российской Федерации, отличаются от правил, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, регу­лируемым Бюджетным кодексом РФ, непосредствен­но, за исключением случаев, когда из международно­го договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

2) Часть Б.з. РФ (напр., Бюджетный кодекс РФ, Феде­ральный закон «О финансовых основах местного са­моуправления в Российской Федерации» (1997) и др.) имеет долгосрочный характер, другая - действует толь­ко в пределах одного года (напр., федеральные зако­ны о федеральном бюджете на соответств. год, зако­ны субъектов РФ об их бюджетах на соответств. год, решения представительных органов местного самоуп­равления о местных бюджетах на соответств. год). Так, федеральный закон о федеральном бюджете принима­ется на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания; при этом он подлежит немедленному опуб­ликованию.

3) Акты бюджетного законодательства РФ не имеют об­ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотре­но Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом.

Бюджетный кодекс - кодифицированный акт, регули­рующий бюджетные правоотношения и устанавлива­ющий механизм правовой ответственности за бюд­жетные правонарушения.

Не все страны мира имеют Б.к., многие ограничиваются принятием законов по разл. вопросам бюдж. правонарушений.

Необходи­мость принятия кодекса в РФ была обусловлена ря­дом причин:

а) большая часть положений и норм в действующем бюджетном законодательстве России к сер. 90-х гг. XX в. значительно устарели и переста­ли соответствовать действующей Конституции РФ;

б) практически полностью отсутствовали нормы, рег­ламентирующие процесс исполнения бюджета, конт­роля за его исполнением, а концепция казначейской системы исполнения бюджета не имела законодатель­ного закрепления;

в) ежегодно меняющиеся принци­пы организации взаимоотношений между федер. бюд­жетом и бюджетами субъектов РФ при составлении и утверждении федер. бюджета требовали законода­тельного закрепления основ межбюдж. отношений в постоянно действующем акте;

г) необходимо было ус­тановить ответственность участников бюджетного процесса за неполное и несвоеврем. финансирование, нецелевое использование бюдж. средств, невозврат бюджетных ссуд, поскольку нормы, законодательно регулирующие ответственность участников бюджет­ного процесса, либо отсутствовали, либо содержались в подзаконных актах.

Отсутствие систематизир. пра­вового акта в России способствовало:

- хроническому неисполнению законов о бюджете;

- недофинансированию отд. видов расходов и задержкам в их финан­сировании;

- нецелевому использованию бюджетных средств и финансированию расходов, не предусмотр.законом о бюджете;

- неполному отражению доходов, получаемых бюджетными учреждениями, органами гос. власти, гос. пр-тиями от использования гос. соб­ственности, в бюджете.

Значение Б.к. РФ характе­ризуется тем, что он:

вводит осн. понятия и термины бюдж. законодательства, бюдж. правоотношений,

оп­ределяет гл. принципы построения бюджетной сис­темы страны;

законодательно регламентирует раз­граничение и распределение доходов и расходов между уровнями бюдж. системы,

определяет полно­мочия органов законодат. и исполнит, власти всех уровней по формированию доходов, расходов и де­фицита соотв. бюджетов;

вводит систему управления гос. долгом и государственными заимствованиями, регулирования долга иностр. гос-в перед РФ;

опре­деляет возможные источники финансирования и пре­дельные размеры дефицита бюджетов всех уровней, условия и порядок эмиссии гос. (муницип.) ценных бумаг;

формирует принципы и порядок регулирова­ния межбюдж. отношений, определяет процедуры передачи расходов и доходов с одного уровня бюдж. системы на др., формы и условия предоставления финанс. помощи из федер. бюджета и бюджетов субъектов Федерации, права федер. органов власти и органов власти субъектов РФ при предоставлении финанс. помощи;

устанавливает участников бюдж. процесса и их полномочия;

регламентирует все ста­дии бюджетного процесса, детализируя нормы для федерального бюджета;

раскрывает методологию концепции казначейской системы исполнения бюдже­та с зачислением всех доходов на единый счет Феде­рального казначейства РФ и финансирования всех расходов с единого счета Казначейства, что позволя­ет представителям Казначейства проверять расходо­вание средств бюджета на соответствие закону о бюджете и сводной бюджетной росписи;

предусмат­ривает финансовый контроль за исполнением бюд­жета, осуществляемый в форме парламентского или административного контроля, и определяет объем контрольных полномочий органов исполнит, и зако­нодат. (представит.) власти, а также правовые послед­ствия отклонения соотв. органами власти отчета об исполнении бюджета;

предусматривает систему ад­министративной и имущественной ответственности за нарушение бюдж. законодательства.

Бюджетные полномочия - совокупность предметов ведения, прав и обязаннос­тей органов государственной власти (федеральных и субфедеральных) и органов местного самоуправления по принятию правовых актов, относящихся к бюджет­ной сфере, регулированию бюджетных отношений, а также осуществлению бюджетного процесса на всех его стадиях.

В состав органов, обладающих Б.п., вхо­дят: органы законодательной (представительной) и ис­полнительной власти, включая Президента РФ и со­ответствующих руководителей субъектов РФ, финан­совые органы, органы денежно-кредитного регулиро­вания, органы государственного и муниципального финансового контроля. Каждый из этих органов име­ет собственные задачи и действует в пределах закреп­ленных за ним полномочий.

Поскольку Б.п. обладают субъекты публичной влас­ти всех уровней, возникает необходимость разграни­чения полномочий между ними. Основанием для такого разграничения служит четкое разделение пред­метов ведения между органами государственной вла­сти (федеральными и региональными) и местного самоуправления, зафиксированное в Конституции страны.

Под предметом ведения понимаются виды, направления и сферы деятельности, регламентацией и регулированием к-рых занимается соответств. орган гос. власти или местного самоуправления.

Многогранные Б.п. федеральных органов государ­ственной власти России зафиксированы в Бюджетном кодексе РФ. К ведению федеральных органов от­носится:

- установление общих принципов организации и фун­кционирования бюджетной системы Российской Фе­дерации, разграничение расходных полномочий и адекватных им доходных источников между уровня­ми бюджетной системы страны, распределение средств между бюджетами разных уровней в порядке межбюд­жетного регулирования доходов от федеральных на­логов и др. доходов федерального бюджета;

- установление порядка и последовательности осуще­ствления бюджетных процедур, определяющих осно­вы организации бюджетного процесса (на всех его ста­диях, включая контроль за исполнением бюджетов и утверждение отчетов об исполнении бюджетов) на всех уровнях управления; утверждение бюджетной клас­сификации Российской Федерации; установление еди­ных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российс­кой Федерации; установление основ формирования доходов и осуществления расходов из бюджетов всех уровней; определение основ и установление порядка осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ и порядка управления государственным и муниципальным долгом;

- установление порядка осуществления бюджетного процесса на федеральном уровне, включая проведение контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление порядка формирования доходов и осу­ществления расходов федерального бюджета и бюд­жетов гос. внебюджетных фондов; установление по­рядка и условий предоставления финансовой помощи из федерального бюджета нижесто­ящим бюджетам (бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам), а также фактическое выделение финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам; установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; установление оснований и порядка привлечения к ответственности нарушителей бюджетного законода­тельства Российской Федерации;

- организация и осуществление бюджетного процесса на федеральном уровне; проведение контроля за исполнением федерального бюджета и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществление Россией государственных заимствований и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации; и др.

Б.п. органов государственной власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям, установленным для федеральных органов государственной власти, но с учетом специфики, характерной для среднего (регионального) уровня государственного управления. Эта специфика приводит к тому, что субъекты Федерации:

- устанавливают совместно с органами гос. власти Российской Федерации порядок и условия предоставления финансовой помощи субъектам Федерации;

- производят разграничение расходных полномочий между своим (региональным) бюджетом и местными бюджетами;

- осуществляют распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов Федерации между своим (региональным) бюджетом и местными бюджетами;

- определяют порядок направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Федерации, иных доходов регионального бюджета;

- определяют порядок и условия предоставления финансовой помощи из своего бюджета местным бюджетам, а также осуществляют фактическое выделение средств из регионального бюджета нижестоящим (местным) бюджетам;

- устанавливают порядок осуществления бюджетно­го процесса (включая контроль за исполнением бюд­жета и составление отчетности об его исполнении) на региональном уровне;

-осуществляют бюджетный процесс на региональном уровне, т.е. составляют и рассматривают проекты бюджетов субъектов Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, утверждают и испол­няют свои бюджеты, осуществляют контроль за их исполнением и утверждают отчеты об исполнении бюджетов субъектов Федерации и бюджетов террито­риальных государственных внебюджетных фондов;

- устанавливают порядок и условия предоставления бюджетных кредитов за счет средств регионального бюджета, определяют перечень и порядок осуществ­ления субфедеральных внутренних и внешних заим­ствований, управляют своим (региональным) государ­ственным долгом, осуществляют др. полномочия в бюджетной сфере.

Б.п. органов местного самоуправления ограничены рамками бюджетных прав и обязанностей, закреплен­ных за органами местного самоуправления и муници­пальных образований. К их ведению относятся:

- определение порядка направления в местные бюд­жеты доходов от использования муниципальной соб­ственности, местных налогов и сборов, а также иных доходов;

- установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов, а также фактич. выделение средств в про­цессе исполнения местных бюджетов;

- определение порядка и фактич. осуществление му­ниципальных заимствований, а также управление му­ниципальным долгом;

- установление порядка осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне, а также факти­ческое его проведение на всех стадиях, включая конт­роль за исполнением местного бюджета и утвержде­ние отчета о его исполнении.

Четкое разграничение Б.п. между федеральными и ре­гиональными органами государственной власти и органами местного самоуправления позволяет опре­делить тот уровень бюджетной системы, за счет к-рого должно происходить финансирование соответств. ме­роприятий.

Определенная часть Б.п. относится к предметам совме­стного ведения органов власти разного уровня. Напр., полномочия в части государственной поддержки отд. отраслей народного хозяйства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.) отнесены по Конституции Российской Федерации к предметам со­вместного ведения федеральных и субфедеральных органов власти. Поэтому финансирование мероприя­тий, связанных с осуществлением названных полно­мочий, контроль за ними и т.п. находится в компетенции органов власти сразу двух уровней - федерально­го и регионального. Соответственно и финансирование этих полномочий должно осуществляться из федераль­ного и субфедерального (регионального) бюджетов.

Часть Б.п. органы государственной власти одного уров­ня могут передавать на другой уровень. Так, руковод­ствуясь статьей 78 Конституции Российской Федерации, федеральные органы по соглашению с органами ис­полнительной власти субъектов Федерации могут пе­редавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с федеральными органами могут пе­редавать последним часть своих Б.п. Передача Б.п. может осуществляться также от феде­ральных и субфедеральных органов государственной власти к органам местного самоуправления. В этом случае основанием для подобной передачи Б.п. слу­жат государственные полномочия, передаваемые муни­ципальным образованиям. При передаче Б.п. одновре­менно должны решаться вопросы об источниках финансирования полномочий, передаваемых как вверх, так и вниз по бюджетной системе Российской Федерации.

Выполнение муни­ципальными образованиями отд. государственных полномочий является отражением взаимодействия госу­дарственных органов с органами местного самоуправ­ления. Подобное взаимодействие очень важно и государ­ственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой - демократизирует процесс осуществления государствен­ных функций.

Передача государственных полномочий органам мес­тного самоуправления осуществляется только в отно­шении нек-рых государственных полномочий, а пото­му имеет свои пределы, ограниченные той ролью, к-рую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.

По своему содержанию государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления под­разделяются на след. группы:

Наделение органов местного самоуправления отд. государственными полномочиями может осуществляться либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям. Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна производиться лишь при обязательном соблюдении 3-х условий:

а)передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием Российской Федерации, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ;

б) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий;

в) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, к-рые призвано защищать это вмешательство.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.