Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Причини виникнення, соціально-економічні наслідки дефіциту бюджету.



Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроэкономических показателей, который характеризует устойчивость экономической системы. Страны, которые создали эффективные функциональные экономические системы, которые способны регулировать соотношение доходов и расходов государства, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

В Украине на протяжении последних лет сохраняется дефицит государственного бюджета. Он обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и избыточными (относительно доходов) расходами на поддержание неэффективных отраслей, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д..

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу нецелесообразно, поскольку может вызвать ее полное разрушение, снижение жизненного уровня беднейших слоев населения, а это будет иметь негативные политические последствия. Поэтому важны поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрение налога на недвижимость, полной уплаты налогов субъектами предпринимательской деятельности, а также за счет продажи части государственного имущества. Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

- Дополнительная эмиссия наличных денег;

- Продажа государственных ценных бумаг;

- Государственные займы;

- Усиление налогообложения.

Политика правительства Украины направлена ​​на то, чтобы избежать неконтролируемой кредитной эмиссии и покрыть значительную долю бюджетного дефицита за счет выпуска и размещения государственных ценных бумаг. Накопление сумм бюджетного дефицита формируют государственный долг. Государственный долг имеет негативные экономические последствия:

- Усиливает дифференциацию доходов населения;

- Снижает стимулы развития производства;

- Способствует передаче созданного продукта за границу

- Снижает международный авторитет страны;

- Усиливает неуверенность населения относительно будущего;

- Угрожает экономической безопасности страны.

Внешний долг государства - это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства - это обязательства перед банками-кредиторами, держателями государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсий и других выплат гражданам.

Государственный долг - объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, возложенных на нее.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможна, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, хранить и накапливать валютные резервы, которые являются источником финансирования экономического роста.

При этом важно управлять государственным долгом. Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность государственных мероприятий, связанных с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определением ставок процентов и выплатой дохода по государственным ценным бумагам, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Исследуя механизм управления государственным долгом, отметим, что угрозу экономике составляет не столько государственный долг как таковой, особенно если он не очень отклоняется по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Минимизация стоимости обслуживания государственного долга является стратегической задачей всей бюджетно-налоговой политики. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочным улучшением благосостояния населения, ведь экономия текущих затрат на обслуживание долга снижает налоговое бремя для будущих поколений. Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга с учетом стоимости и сроках погашения облигационных сертификатов, а также стремятся придерживаться "золотого правила" государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга - это комплекс мероприятий по погашению займов, выплате процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов. Обслуживанием долга занимаются эмиссионные банки стран, выступающих финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов. Управление государственным долгом предусматривает эффективное использование средств заимствования, поиск средств для выплаты долга, нейтрализацию негативных последствий государственного долга.

Методами управления государственным долгом является конверсия, рефинансирования или консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займа. В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита.

Экономические изменения в странах с переходной экономикой сопровождались быстрым ростом бюджетных дефицитов. Изменение целевых ориентиров макроэкономической политики, эволюция экономических функций правительства и центрального банка обусловливают необходимость расширения источников бюджетного финансирования. Поэтому при разработке стратегии бюджетно-налоговой политики в переходных экономиках следует оценивать возможные результаты учитывая динамику уровня инфляции, величину "эффекта вытеснения" и состояния платежного баланса при сравнении таких вариантов финансирования бюджетного дефицита: кредитно-денежной эмиссии (монетизации) базового финансирования (внутреннего и внешнего), увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

В случае монетизации дефицита (внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньорам - доход государства от печатания денег. Он является следствием превышения темпами роста денежной массы темпов роста реального валового внутреннего продукта, что приводит к повышению среднего уровня цен.

В условиях повышения уровня инфляции возникает «эффект Танзи» - сознательное просрочки налогоплательщиками налоговых отчислений в государственный бюджет. За время такого затягивания деньги обесцениваются, в результате чего выигрывает налогоплательщик, а дефицит государственного бюджета растет.

Монетаризация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов Центрального банка предприятиям по льготным ставкам или в форме отсрочки платежей.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, различные финансовые активы, что приводит к росту цен и уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризация дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, исчерпанных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита предполагает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы. Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вложения денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита значительно уменьшатся независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае собственники средств покупать не облигации, а товары, вкладывать средства за рубежом. Этот способ финансирования бюджетного дефицита не устраняет угрозы роста инфляции, а лишь откладывает ее.

В условиях переходной экономики внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с незначительными затратами в случаях, когда внутреннее предложение финансовых ресурсов относительно эластичная, внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено, инфляция достигла высоких темпов или неизбежна.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с длительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако, если макроэкономическая политика направлена ​​на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внешнее финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем монетаризация, поскольку внешние займы способствуют расширению импорта, активизируют предложение товаров на внутреннем рынке. Так, привлечение средств иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может быть эффективным при условиях: организации концессионного финансирования; дефицита капитала на внутреннем рынке при высокой внутренней норме прибыли; незначительных первоначальных размеров внешнего долга, благоприятных перспектив расширения рынка и нормального торгового баланса.

В разных странах с переходной экономикой возможности выбора способов финансирования бюджетного дефицита неодинаковы и ограничены.

Кеннет Джозеф Эрроу (США) - получил Нобелевскую премию в 1972 г. совместно с Дж. Хиксон. Исследовал связи благополучия с групповыми и индивидуальными предпочтениями людей. К. Эрроу является автором теоремы, согласно которой способ построения функции общественного выбора на основе индивидуальных предпочтений приводит к диктатуре. Основной труд "Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951).

Джон Ричард Хикс (Великобритания) - награжден Нобелевской премией в 1972 г. за работы по теории общего экономического равновесия и экономики благосостояния. Он совместил два графика, характеризующие состояние равновесия на товарном и денежном рынках и получил их пересечения ("Крест Хикса"). Применил понятие "потребительской корзины" в теории государственных финансов. Доказал, что акцизы наносят больше ущерба их реальным плательщикам, чем эквивалентная сумма прямого подоходного налога. Развил теорию оптимального поведения потребителей. Основной труд "Стоимость и капитал" (1939).

Франко Модильяни (США) - американский экономист итальянского происхождения. Нобелевская премия за 1985 г. присуждена за разработку основ теории сбережений и фундаментальные исследования динамики накопления и финансовых рынков. Ученый выдвинул гипотезу «жизненного цикла сбережений", согласно которой экономическое поведение индивидов меняется с возрастом: молодые экономят, старые тратят. Модильяни считают создателем школы "рациональных ожиданий" в макроэкономике. Тема докторской диссертации: "Преимущества ликвидности и теория процента и денег".




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.