Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Економічна суть та форми державного кредиту.



Государственный кредит представляет собой специфическое звено сферы государственных финансов. По экономическому содержанию он не вписывается в сферу государственных финансов, поскольку не имеет ни отдельного фонда денежных средств, ни отдельного органа управления. Вместе государственный кредит представляет особую форму финансовых отношений государства, что обусловливает необходимость его выделения в отдельное звено.

Государственный кредит служит средством мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для удовлетворения таких потребностей государства:

- Финансирование дефицита государственного бюджета;

- Поддержка платежного баланса и пополнения валютных резервов;

- Мобилизация денежных средств для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий государства, установленных законом Украины в каждом конкретном случае.

По форме привлечения денежных средств государственный кредит делится на государственные заимствования и гарантии.

Государственные заимствования - это привлечение государством в лице Кабинета Министров Украины через Министерство финансов Украины денежных средств, иного имущества и имущественных прав, что предполагает принятие обязательств по денежным средствам на условиях возвратности, срочности и платности.

Государственная гарантия - это обязательство государства в лице Кабинета Министров Украины, который действует через Министерство финансов Украины, полностью или частично выполнить платежи в пользу кредитора в случае неисполнения заемщиком, другим, чем государство Украина, обязательства по возврату денежных средств на условиях срочности и платности.

Основными способами реализации государственных гарантий и займов могут быть:

- Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг;

- Заключение соглашений о займе и гарантийных соглашений;

- Другие способы, предусмотренные законодательством Украины.

Государственный кредит отражает отношения между государством как заемщиком или гарантом и населением, субъектами хозяйствования и субъектами других государств или государства - кредитодателя. Финансовые ресурсы для государственного кредита привлекаются на добровольной основе, на определенный срок и за определенную плату в форме процента.

Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны государства могут выступать такие органы и учреждения:

- Кабинет Министров Украины;

- Органы власти Автономной Республики Крым;

- Органы местного самоуправления;

- Министерство финансов Украины.

Государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Полученные через государственные займы денежные средства поступают в распоряжение субъектов государственно-кредитных отношений со стороны государства, которые превращают их в дополнительные финансовые ресурсы. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают денежные средства Государственного бюджета. Вместе государственный кредит основывается на принципах возвратности, срочности и платности. Это во многом предопределяет его кредитный характер. Использование денежных средств государственного кредита на финансирование производственных программ, создание новых рабочих мест, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей во многом объединяет его с банковским кредитом.

По экономическому содержанию государственный кредит является формой перераспределения валового внутреннего продукта. Его источником выступают свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов. Использование государственного кредита для покрытия дефицита государственного бюджета оправдывается тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита бюджета за счет денежной эмиссии.

Государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции. Суть распределительной функции государственного кредита заключается в том, что он является формой перераспределения ВВП, доходов и накоплений, часть которых перераспределяется через бюджетную систему в виде налогов, сборов и платежей, а другая - может выступать как ссуда государстве. Перераспределительный характер государственного кредита проявляется при уплате доходов кредиторам за счет Государственного бюджета, который более чем на 70% составляют налоги, полученные от юридических и физических лиц.

С помощью распределительной функции государственного кредита, обеспечивается формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов государства. Как заемщики субъекты государственно-кредитных отношений со стороны государства мобилизуют дополнительные денежные средства для финансирования своих расходов.

Используя регулирующую функцию государственного кредита, государство может осуществлять соответствующее влияние на денежное обращение и уровень процентных ставок на финансовом рынке путем купли-продажи государственных ценных бумаг, а также на развитие производительных сил и занятость, инвестируя финансовые ресурсы в производственную сферу и научно-технический прогресс.

Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое использование финансовых ресурсов, своевременность возврата долговых обязательств и уплаты по ним процентов.

Наличие государственного кредита приводит к государственному долгу. Всего государственный долг состоит из двух частей:

а) всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств в форме облигаций и казначейских обязательств;

б) непогашенных внутренних и внешних долговых обязательств государства. Они включают гарантии, выданные местным органам власти и хозяйствующим субъектам за полученные кредиты в иностранных заемщиков.

Объем государственного долга в значительной степени характеризует состояние экономики и финансов государства и отражает эффективность деятельности правительственных структур государства. Поскольку источником покрытия государственного долга являются доходы бюджета, более 70% составляют налоговые поступления, то вполне справедливо, что величина долга - это авансом полученные у населения налоги.

Государственный внутренний долг Украины гарантируется всеми активами общегосударственной собственности.

Общий объем долга Украины состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины. В его долговых обязательств относятся выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства в денежной форме, гарантированные правительством Украины, и полученные им кредиты. В состав долговых обязательств правительства Украины включается также часть долговых обязательств правительства бывшего Советского Союза, взятых на себя Украиной.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.