Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Класифікація фінансування бюджету.



Бюджетное финансирование - это безвозвратное, безвозмездное выделение средств из бюджета. Суть бюджетного финансирования заключается в том, что с помощью этого механизма налаживаются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами - с другой, с точки зрения направления и использования денежных средств централизованного фонда на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни, удовлетворения общественных потребностей и обеспечения других непосредственных государственных мероприятий. Объем, своевременность и полнота финансирования значительной мере зависят от уровня централизации финансовых ресурсов и мобилизации средств в бюджет, а это в свою очередь зависит от соблюдения финансовой дисциплины отдельными налогоплательщиками, от уровня выполнения доходной части бюджета.

Роль бюджетного финансирования определяется прежде всего тем, что является основным методом обеспечения прогрессивных сдвигов в экономической структуре. Только за счет бюджетного финансирования создаются условия и обеспечивается развитие новых отраслей производства.

Система бюджетного финансирования включает в себя принципы, формы и методы предоставления бюджетных ассигнований субъектам хозяйствования. Независимо от источников покрытия финансирования осуществляется на основе следующих принципов:

- плановости;

- целевого направления средств: необратимости и безоплатности;

- эффективного использования средств;

- оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников: соблюдение режима экономии и осуществление постоянного контроля за их использованием.

Принцип плановости означает, что расходы государственного бюджета определяются законом о государственном бюджете Украины на каждый год. Объем расходов и целевое направление средств местных бюджетов принимаются решением сессий соответствующих местных советов народных депутатов. Расходы по децентрализованных фондов денежных средств отражаются в финансовых планах и сметах расходов учреждений, балансах доходов и расходов предприятий, объединений, министерств и ведомств.

Принцип целевого направления средств заключается в том, что средства планируются, отпускаются и используются на строго определенные цели и мероприятия согласно утвержденных финансовых планов.

Принцип необратимости и безоплатности финансирования государственных расходов - это предоставление средств без прямого их возмещения (косвенное же возмещение состоит в материальном приросте основных фондов для производственной и непроизводственной сферы, перспективная подготовка кадров для общества и т.д.).

Принцип эффективного использования средств имеет целью получение общественно необходимого результата при минимальных затратах финансовых ресурсов. Практическое осуществление этого принципа сопровождается совершенствованием форм и методов оперативного управления производственной и финансовой деятельностью, разработкой дополнительных рычагов и стимулов, направленных на сокращение расходов и интенсификации производства.

Принцип сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников заключается в том, что при определении объема финансирования как государство, так и вышестоящие органы учитывают наличие собственных средств, возможности получения банковского кредита и только тогда, когда невозможно покрыть расходы из указанных источников, решается вопрос о бюджетном или ведомственное финансирование. Этот принцип осуществляется как за покрытие текущих расходов, так и по финансированию капитальных вложений.

Классификация финансирования бюджета определяет источника получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшиеся в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга).

Принцип осуществления постоянного контроля имеющийся за всех производственных, хозяйственных и финансовых операций в финансировании государственных расходов. Контроль выполнения дает возможность разоблачить недостатки и ошибки в финансовой деятельности, принять меры к их устранению, а также предоставляет встречную информацию для перспективного и текущего планирования государственных расходов как при определении целевого направления средств, так и при определении их объема.

Бюджетные средства расходуются только по целевому назначению и в пределах, утвержденных соответствующим правовым актом - законом о государственном бюджете или решением местного совета народных депутатов. В правовые акты о бюджете не могут участвовать статьи расходов, не предусмотренных действующим законодательством.

Сейчас используются следующие формы бюджетного финансирования:

- сметное;

- государственное финансирование инвестиций;

- ссуды из бюджета государственным предприятиям;

- государственные дотации.

Сметное финансирование - обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций социально-культурной сферы, обороны, органов государственного управления.

Они получают средства на свое содержание из бюджета на основании финансовых документов - смет. Так финансируется почти вся непроизводственная так называемая бюджетная сфера. Учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.

К бюджетной сфере относятся социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Украины, содержание законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное финансирование инвестиций. Согласно бюджетной классификации расходов финансирования строительства объединены в одну группу вместе с архитектурой и содержит в себе государственные инвестиции в основные объекты экономического и социального развития Украины в рыночных условиях.

При наличии различных форм собственности и различных организационно-правовых структур, объединений предприятий и организаций правовое регулирование финансирования инвестиций в условиях рынка является сложным.

Финансирование капитальных вложений из бюджета в условиях рынка в отличие от плановой системы имеет свои особенности: оно не является устойчивым, государство также вмешивается в финансово-кредитного обеспечения капитальных вложений государственных предприятий.

Займы из бюджета государственным предприятиям - это финансовая поддержка государственных и других предприятий, в которых более 50% имущества является государственной собственностью. Осуществляется она с бюджетных ассигнований, как правило, на возвратной основе под утвержденные проекты использования средств, предоставляемых как государственная поддержка. Финансовую поддержку как бюджетный заем предоставляет Министерство финансов на договорных началах.

Государственные дотации. Это форма бюджетного финансирования, которая применяется при финансировании планово-убыточных предприятий, организации и учреждения, оказывающие услуги или производят необходимые товары, затраты на производство которых превышает цену продажи.

Формы бюджетного финансирования определяются экономическими условиями, с изменениями которых меняются как формы бюджетного финансирования, так и их применения. Сейчас, при переходе к рыночным отношениям, назрела потребность в совершенствовании форм бюджетного финансирования.

Цели могут быть разделены на общие и специальные. Общие воплощаются с помощью тех форм финансирования, которые соответствуют системе управления экономикой в ​​целом.

Специальные связанные с особыми условиями хозяйствования, согласно задачами экономической политики государства на соответствующем этапе развития.

Формы бюджетного финансирования, которые обусловлены общими целями, в дальнейшем должны совершенствоваться, чтобы полнее отвечать потребностям развития рыночной экономики, их усовершенствование, с одной стороны, должно осуществляться в направлении усиления стимулирующих факторов определенных форм финансирования, а с другой - в направлении введения новых условий предоставления бюджетных средств.

Сейчас применяются два метода бюджетного финансирования:

1. Метод единого казначейского счета. Этот метод используется для финансирования мероприятий из государственного бюджета Украины. Это система бюджетных счетов органов государственного казначейства, открытых в учреждениях банков по соответствующим балансовым счетам, из которых органами Государственного казначейства осуществляются платежи непосредственно субъектам деятельности;

2. Метод перечисления бюджетных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств. Суть его заключается в том, что согласно бюджетной росписи финансовые органы перечисляют средства бюджета главным распорядителям в порядке финансирования, на их счета согласно смете.

Классификация финансирования бюджета осуществляется за такими признаками:

- финансирование за типом кредитора - по категориям кредиторов или собственников долговых обязательств;

- финансирование по типу долгового обязательства - за средствами, которые используются для финансирования дефицита или профицита.

15. Зміст та основні етапи бюджетного процесу.

К задачам бюджетного процесса, можно отнести:

- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов с целью создания сбалансированного рынка,

- определение доходов бюджета по отдельным налогам и обязательным платежам, а также общего объема согласно прогнозов и целевых программ социально-экономического развития,

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение стабильности национальной денежной единицы,

- осуществление бюджетного регулирования с целью сбалансирования бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними и сферой хозяйства, экономическими регионами,

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников, усиление контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Бюджетный кодекс определяет бюджетный процесс как регламентированную нормами права деятельность, связанную с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за выполнением, рассмотрением отчетов о выполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины.

Стадия бюджетного процесса представляет собой этап деятельности государства или местного органа, в результате которого бюджет приобретает новые качества. Как правило, этот этап заканчивается принятием правового акта. Бюджетный кодекс (ст. 19) выделяет четыре стадии бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и принятие Закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;

3) выполнения бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в Закон о Государственном бюджете Украины, решения про местные бюджеты;

4) подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятие решения по нему.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств. Все стадии бюджетного процесса основываются на правовых принципах, которые должны гарантировать четкое планирование, соблюдение бюджетной дисциплины и постоянный контроль выполнения всех расходов.

Все стадии бюджетного процесса основаны на единых принципах организации бюджетной деятельности и имеют соответствующую правовую регламентацию. Основными принципами являются:

- Принцип распределения полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления. Этот принцип означает, что каждому органу, который принимает участие в бюджетном процессе, принадлежит определенная компетенция, за пределы которой он не может выходить. Вмешательство других органов и организаций в процесс составления, утверждения и исполнения бюджета не допускается, кроме случаев, указанных в законодательстве.

- Принцип реальности включение показателей доходов и расходов. Доходы должны включаться в бюджет по источникам, расходы - по целевому назначению.
- Принцип гласности. Он заключается в том, что показатели бюджета (в том числе и сводного) и отчета о его исполнении могут и должны публиковаться в средствах массовой информации.

- Принцип наглядности, который означает, что отображение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями в Украине и за ее пределами происходит путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

- Принцип сравнимости заключается в систематизации доходов и расходов бюджета по определенным признакам, которые дают возможность осуществить общегосударственное и международное сопоставление бюджетных данных.

- Принцип полноты объема в бюджете означает, что к каждому бюджета включаются все средства, направляемые с приходно-расходной части.
- Принцип применения балансового метода направлен на установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями.

С направлением бюджетного процесса связано и понятие бюджетного цикла. Бюджетный цикл охватывает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления:

- разработка и составление проекта акта о бюджете,

- рассмотрение и утверждение, исполнение,

- составление, рассмотрение и утверждение отчетности об исполнении соответствующего бюджета, то есть бюджетный цикл охватывает все стадии бюджетного процесса, в том числе бюджетный период и продолжается более двух лет.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.