Местные бюджеты – система формирования, распределения и использования ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций как собственных, так и делегированных.
Местные бюджеты:
- определяющее звено местных финансов, т.к. в них сосредоточено около 80% ресурсов, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления;
- важный элемент бюджетной системы каждой страны.
Одновременно местные бюджеты можно рассматривать в трех аспектах:
Во-первых, это правовой акт, в соответствии с которым исполнительные органы местной власти получают право самостоятельно распоряжаться определенными фондами денежных средств.
Во-вторых, это план (смета) доходов и расходов соответствующего местного органа власти или самоуправления.
В третьих, это экономическая категория, поскольку бюджет является закономерным экономическим элементом какой-либо самостоятельной территориальной единицы, наделенной правовым статусом.
Местные бюджеты как организационная форма – это балансовые счета доходов и расходов, которые мобилизуются и расходуются на соответствующей территории, соответствуют требованиям составления балансов, т.е. принципу сбалансированности.
Местные бюджеты – это важная финансовая категория, в основе которой находятся финансовые отношения, возникающие в процессе распределения ВВП путем формирования и использования местных бюджетов, а именно:
- отношения между местными бюджетами и хозяйственными структурами, которые функционируют на данной территории;
- отношения между местными бюджетами и населением данной территории, которые складываются в процессе мобилизации и расходования средств местных бюджетов;
- отношения между местными бюджетами разных уровней в процессе перераспределения финансовых ресурсов;
- отношения между местными бюджетами и Государственным бюджетом.
Особенность местных бюджетов в том, что они:
- отражают определенную четко ограниченную часть денежных отношений, складывающихся на данной территории.
- обеспечивают материальную независимость органов местного самоуправления и непосредственно подчинены им;
- все звенья местных бюджетов взаимосвязаны не только между собой, но и с предприятиями всех форм собственности, которые функционируют на территории региона. Эти отношения складываются в процессе перераспределения вновь созданной стоимости путем поступления в бюджет и финансирования из него.
Местные бюджеты как экономическая категория – это денежные отношения, которые возникают между местными органами самоуправления и субъектами распределения созданной стоимости в процессе формирования территориальных денежных фондов, которые используются для социально-экономического развития регионов и улучшения благосостояния населения данной территории.
Местные бюджеты – это план доходов и расходов территориально-административной единицы, через которые перераспределяется 1/5 часть ВВП страны.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, а именно:
- Формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, подведомственных этим органам власти.
В Законе Украины «О местном самоуправлении» (ст. 1, 63) предусмотрено, что местный бюджет состоит:
- из текущего бюджета
- и бюджета развития.
Это разделение вызвано необходимостью решения вопроса о порядке финансирования в условиях дефицита бюджета. В этом случае в первую очередь финансируются расходы, которые включены в текущий бюджет.
Текущий бюджет используется для выполнения как собственных, так и делегированных полномочий. Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и организаций производственной и социальной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований, а также на социальную защиту населения региона.
Формирование бюджета развития зависит:
- от наличия и состояния подготовки инвестиционных и инновационных проектов.
- от определения приоритетов развития территорий.
Особенностью процесса составления бюджета развития является определение сроков и часовых интервалов, на которые планируются программы развития. Реализация программ может осуществляться в течение нескольких лет и в несколько этапов. Это дает возможность:
- накапливать средства на глобальные программы;
- распределять более равномерно расходы на эти программы по периодам на несколько лет.
Основными источниками формирования бюджета развития являются:
1. Дивиденды, начисленные на акции, находящиеся в собственности территориальных органов власти.
2. Средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков не- сельскохозяйственного назначения.
3. Субвенции из других бюджетов, предоставляемые на выполнение инвестиционных проектов.
4. Средства, которые по решению соответствующего Совета передаются из другой части местного бюджета.
5. Средства от возвращенных займов и проценты за пользование ими. Субвенции из Государственного бюджета на выполнение инвестиционных проектов передаются только бюджету АР Крым, областным бюджетам, бюджетам г. Киева и г. Севастополя с правом дальнейшего их распределения для бюджетов органов местного самоуправления (ст. 105 Бюджетного кодекса). Выделяются субвенции только при наличии совместного соглашения между соответствующими органами местного самоуправления (ст. 142, 143 Конституции Украины; ст. 107 Бюджетного кодекса).
Местные бюджеты формируются в соответствии:
- с основными направлениями бюджетной политики на следующий бюджетный год;
- с основными направлениями социально-экономического развития соответствующей территории;
- с прогнозными показателями сводного баланса финансовых ресурсов соответствующей административно-территориальной единицы;
- с планами развития соответствующей территории;
- анализом исполнения соответствующего местного бюджета в текущем бюджетном периоде.
Согласно Бюджетному кодексу, к обязательным показателям и положениям, которые должен содержать решение о местном бюджете, относятся:
- Общая сумма доходов и расходов (с распределением на общий и специальный фонды, а также с распределением расходов на текущие и капитальные);
- Предельный объем годового дефицита (профицита) местного бюджета в следующем бюджете ном периоде и долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления на конец следующего бюджетного периода; полномочия по предоставлению гарантий Автономной Республики публики Крым и местного самоуправления, а также размеры этих гарантий с учетом положений статьи 17 Бюджетного кодекса;
- Бюджетные назначения главным распорядителям средств по бюджетной классификации;
- Доходы бюджета по бюджетной классификации;
- Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;
- Дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.
Исполнение местных бюджетов базируется на следующих принципах:
- Плановости;
- Целевого направления;
- Эффективного и результативного использования средств;
- Оптимального сочетания собственных поступлений бюджетных учреждений, займов и бюджетных средств; соблюдение режима экономии и осуществление постоянного контроля за их использованием.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и выполнении государственного и местных бюджетов и бюджетных целевых фондов.
Бюджетная классификация имеет такие составные части:
- Классификация доходов бюджета;
- Классификация расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) бюджета;
- Классификация финансирования бюджета;
- Классификация долга.
Доходы, в свою очередь, классифицируются по следующим разделам:
- Налоговые поступления;
- Неналоговые поступления;
- Доходы от операций с капиталом;
- Трансферты.
Расходы бюджета классифицируются:
- Функциями, с выполнением которых связанные расходы (функциональная классификация расходов),
- Экономической характеристикой операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
- Признаком главного распорядителя средств (ведомственная классификация расходов);
- За бюджетными программами (программная классификация расходов).
Распределение расходов по этим видам классификации не заменяют, а дополняют друг друга, представляя бюджет в различных разрезах. Функциональная классификация используется для:
- Представление бюджета на рассмотрение совета соответствующего уровня (в будущем эту роль осуществляет программная классификация расходов);
- Формирование показателей сводного бюджета и осуществление международных сравнений расходов по функциям;
- Осуществление макроэкономического анализа и формирования государственной политики в различных отраслях экономики.
Экономическая классификация:
- Основой ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- Инструментом административного контроля использования средств.
- Обеспечивает ведение реестра всех распорядителей бюджетных средств;
- Дает возможность четко распределять ответственность за выполнение функций (в будущем программ) распорядителями бюджетных средств.
Программная классификация необходима для:
- Представление проекта бюджета на рассмотрение соответствующего совета;
- Представление того, какая деятельность будет финансироваться и какие задачи и цели при этом будут относиться;
- Проведение анализа использования средств и достигнутых результатов.