Исходя из Закона РФ от 10 июля 19У2 г. № 3266-1 "Об образовании", "под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника" (п. 2 ст. 32). В 2003 и 2006 гг. в ст. 32 Закона "Об образовании" были внесены следующие изменения: "Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Дистанционное обучение — это преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при его взаимодействии с педагогом на расстоянии с использованием информационно-образовательной среды, включающей информационно-телекоммуникационные технологии и их технические средства.
Дистанционное обучение не противопоставляется существующей в России системе образования и не является самостоятельной формой обучения, а предусматривает внедрение в образовательную практику новых информационно-коммуникационных технологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательного процесса.
Целью использования дистанционного обучения образовательным учреждением является предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства.
Основными принципами дистанционного обучения являются установление интерактивного общения между учащимся и педагогом без их непосредственной встречи, формирование учащимся своей индивидуальной образовательной траектории из модульных компонентов курсов, самостоятельное освоение определенного объема знаний, умений и навыков по выбранному курсу с использованием информационных технологий.
Среди различий между традиционным и дистанционным обучением можно выделить: пространственную разделенность обучающего и обучаемого, усиление активной роли учащегося в образовательном процессе, в постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения, в подборе материалов.
Потенциальные возможности технологии дистанционного обучения по своей эффективностизначительно превосходят традиционные формы, поскольку включают сочетание различных форм и средств обучения, воздействующих на различные сферы деятельности личности обучаемых. Дистанционные технологии способствуют своевременному усвоению большого объема информации за счет большого арсенала средств, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучаемых.
В связи с этим требуется пересмотр методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Ошибочным является мнение, что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного обучения.
В организации дистанционного обучения используется ряд компонентов:
1. Содержание курса (лекции, инструкции для обучаемых,источники, глоссарии).
4.Средства коммуникаций для индивидуального и группового обучения (электронная почта, Всемирная сеть (www), интернет-сервисы для обмена мгновенными сообщениями, ICQ, блоги, форумы, онлайн-энциклопедии («Википедия»), теле- и видеоконференции, чаты и др.).
5. Контроль знаний (текущий - тесты, контрольные работы, резюме, статьи, ситуационный и сравнительный анализы, онлайн-консультации, и итоговый — проектные работы, зачеты, экзамены, итоговое тестирование, «круглые столы»).