Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Операции Минфина России на внешнем рынке





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве основных целей, поставленных в Долговой стратегии на 2003-2005 гг. в области государственного внешнего долга, были установлены следующие приоритеты:

· активное управление этими долговыми обязательствами с целью сокращения стоимости их обслуживания, а также сглаживание имевшихся пиков платежей;

· сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;

· увеличение доли рыночной части государственного внешнего долга;

· получение Российской Федерацией инвестиционных рейтингов от крупнейших рейтинговых агентств.

Политика управления государственным внешним долгом в 2003-2004 гг. строилась в соответствии с указанными целями. Основными её результатами стало:

· уменьшение общей суммы задолженности в результате планового и досрочного погашения;

· реструктуризация значительной части ранее неурегулированной задолженности по кредитам, привлеченным бывшим СССР на сумму около 2,1 млрд. долл.США;

· присвоение Российской Федерации в 2003-2004 гг. инвестиционных рейтингов двумя из трех крупнейших мировых рейтинговых агентств - Fitch-Ratings и Moody's Investors Service;

· снижение спредов между доходностью валютных облигаций Российской Федерации и доходностью казначейских облигаций США до минимальных уровней за всю историю существования рынка российских еврооблигаций.

В 2003 году был успешно преодолен максимальный пик платежей по внешним обязательствам, составлявший 491,5 млрд. рублей (15,96 млрд. долл. США): 315,7 млрд. рублей (10,26 млрд. долл. США) - погашение долговых обязательств и 175,8 млрд. рублей (5,70 млрд. долл. США) - расходы на обслуживание.

Всего за 2003-2004 гг. в счет погашения и обслуживания государственного внешнего долга было выплачено 918,4 млрд. рублей (30,83 млрд. долл. США). Особо следует отметить, что указанные платежи были осуществлены в условиях, когда Минфин России не размещал облигации новых внешних облигационных займов и не проводил рефинансирование ранее осуществленных выпусков.

В результате проводимой политики государственный внешний долг сократился за 2003-2004 год с 35,88 % к ВВП до 18,88 % к ВВП.

Достигнутые к началу 2005 года значения показателей долговой устойчивости, рассчитанные в соответствии с международной методикой, позволили России "войти" в группу стран с низким уровнем задолженности (отношения приведенной стоимости внешнего долга страны к объемам ВВП и экспорта составили 33,6% и 100,5% соответственно), несмотря на резкий рост внешних заимствований, предпринятый негосударственным сектором экономики.

Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны. Так, если к началу 2003 года долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов соответствовал "среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами", то к началу 2005 года все три ведущие международные рейтинговые агентства перевели Россию в инвестиционную категорию суверенного кредитного рейтинга. В октябре 2003 года и ноябре 2004 года такие решения были приняты Moody's и Fitch Rating соответственно, а в январе 2005 года - и наиболее консервативным Standard & Poor's.

Последовательно развиваются и улучшаются отношения с внешними кредиторами. В части международных финансовых организаций (МФО) за прошедший период принимались активные меры, направленные на минимизацию заимствований у МФО и выходу с этими кредиторами на качественно новый уровень отношений в формате "акционер-организация". Новые кредиты привлекались только для решения задач общегосударственного значения. Как следствие, за 2003-2004 гг., то есть к началу 2005 года в данной сфере удалось достичь следующих результатов:

· сократилось количество заимствований; если в предыдущие годы в программу государственных внешних заимствований России включалось по 4-5 новых займов МФО ежегодно, то Программой внешних заимствований на 2005 год предусмотрено привлечение только одного нового кредита;

· завершена реализация 14 проектов на общую сумму 1,15 млрд. долларов США;

· обеспечено ускорение темпов завершения ряда действующих проектов, для чего были существенно увеличены лимиты использования средств по имеющимся соглашениям с МФО;

· сокращен объем использования средств по ряду неэффективно реализуемых проектов на общую сумму 215,4 млн. долларов США;

· возросла российская доля софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета, что позволило снизить бюджетные расходы, связанные с обслуживанием и сопровождением займов МФО, а также способствовало повышению эффективности реализации проектов, соответствующих приоритетам социально-экономического развития России.

В течение 2003-2004 гг. удалось существенно сократить объем неурегулированных категорий внешней задолженности России. В результате проведения двух этапов обмена задолженности перед МИБ и МВЭС, а также достижения договоренностей о реструктуризации долга перед Венгрией, Оманом, Южной Кореей и Таиландом неурегулированный остаток долга бывшего СССР сократился с 6,2 млрд. долл. США на начало 2003 года до 4,1 млрд. долл. США на март 2005 года. Кроме того, в результате предпринятых в прошедший период мер, направленных на скорейшее достижение взаимоприемлемых договоренностей со странами-кредиторами, созданы реальные предпосылки для урегулирования уже в 2005 году задолженности бывшего СССР перед Китаем, Объединенными Арабскими Эмиратами, государствами бывшей СФРЮ и Кувейтом, а также для проведения второго транша обмена коммерческой задолженности бывшего СССР. Последнее позволит нормализовать отношения с несколькими сотнями фирм-кредиторов.

С тремя государствами СНГ - Белоруссией, Грузией и Киргизией - была урегулирована проблема внутреннего валютного долга бывшего СССР.

Мониторинг и регулирование заимствований субъектов Российской Федерации

Одним из направлений долговой политики государства является государственное регулирование и мониторинг заимствований субъектов Российской Федерации.Действующее бюджетное законодательство, на основании которого осуществляет свою деятельность Минфин России, устанавливает ограничения на величину дефицита региональных и местных бюджетов, предельный размер долга и расходов на его обслуживание, которые должны быть соблюдены в целях осуществления субнациональных заимствований.

В соответствии с долговой стратегией на 2003-2005 годы политика в сфере регулирования и мониторинга субнациональных заимствований строилась на основе:

· поддержки со стороны федеральных властей внутренних заимствований субъектов Российской Федерации, имеющих положительную кредитную историю и выполняющих необходимые нормативы, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации;

· соблюдения ограничений, предписанных законодательством Российской Федерации в отношении внешних заимствований субъектов. Российской Федерации, при сохранении за федеральным центром приоритета осуществления внешних заимствований.

Итоги проведения вышеуказанной политики характеризуются следующими данными.

В части внешних заимствований субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ было введены ограничения на внешние заимствования субъектов Российской Федерации, обусловленные необходимостью стабилизировать долговую ситуацию в стране. Законодательством предусмотрено, что субъекты Российской Федерации, имеющие внешний долг на дату введения в действие данного закона, могут осуществлять внешние заимствования при условии, что их объем в текущем финансовом году не превышает объем обязательств субъекта Российской Федерации по погашению основной суммы его внешнего долга в том же году.

В этой связи Минфин России последовательно добивался того, чтобы сумма внешних заимствований субъекта Российской Федерации не превышала объем обязательств по погашению основной суммы его внешнего долга, учитывая при этом, что федеральное законодательство допускает такое превышение при условии, что осуществляемые внешние заимствования направляются исключительно

· на сокращение объема внешнего долга субъекта Российской Федерации;

· на обеспечение сокращения расходов на обслуживание долга;

· на отнесение сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.

Таким образом, субъектам Российской Федерации дана возможность рефинансировать и реструктуризировать существующий внешний долг без дальнейшего наращивания его объемов. Реализация Минфином России предписанных федеральным законодательством ограничений на внешние заимствования субъектов Российской Федерации привела к последовательному снижению государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2003 г. его суммарный объем составил 43,65 млрд. рублей (17,22 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), на 1 января 2004 г. - 41,64 млрд. рублей (14,77 %), а на начало 2005 года - 38,39 млрд. рублей (12,16%). За 2003 год объем долговых обязательств субъектов Российской Федерации в иностранной валюте уменьшился на 2 млрд. рублей.или на 4,6 процента, за 2004 год - на 3,2 млрд. рублей или на 7,79 процента (таблица 7).

Таблица 7.

Динамика государственного долга и государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации в 2003-2004 гг., млрд. рублей.

 

Дата Совокупный государственный долг субъектов Российской Федерации В том числе внешний долг субъектов Российской Федерации
01.01.03 г. 253,54   43,65
01.01.04 г. 281,96   41,64
01.01.05 г. 315,64   38,39

 

 

С учетом того, что преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам, приоритет при осуществлении государственных заимствований и в дальнейшем должен быть отдан внутренним заимствованиям.

Таким образом, в 2005 году политика в отношении внешних заимствований субъектов Российской Федерации, по мнению Минфина России, должна базироваться на принципах сохранения ограничений заимствований субъектов Российской Федерации на внешних рынках.

В части внутренних заимствований субъектов Российской Федерации.

В последние три года имеет место тенденция к устойчивому росту внутреннего долга субъектов Российской Федерации. Если по состоянию на 1 января 2003 года его общий объем составил 209,89 млрд. рублей (82,79 % от общей суммы совокупного государственного долга субъектов), то на 1 января 2004 года -240,32 млрд. рублей (85,23 %), а на начало 2005 года - 277,25 млрд. рублей (87,84 %). Таким образом, в 2003-2004 гг. прирост внутреннего долга субъектов Российской Федерации составил 67,36 млрд. рублей. Объемы внутреннего долга субъектов Российской Федерации за 2002-2004 годы в общей сумме совокупного государственного долга субъектов за указанные периоды времени составили (таблица 8):

Таблица 8.

Динамика государственного долга и государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации в 2003-2004 гг, млрд, рублей.

Дата Совокупный государственный долг субъектов Российской Федерации В том числе внутренний долг субъектов Российской Федерации
01.01.03 г. 253,54   209,89
01.01.04 г. 281,96   240,32
01.01.05 г. 315,64   277,25

 

Таким образом, за 2003-2004 годы наблюдается уменьшение удельного веса внешнего долга и рост удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга субъектов Российской Федерации.

Суммарный объем государственного долга субъектов Российской Федерации составил на начало 2003 года 253,54 млрд. рублей, на начало 2004 г. - 281,96 млрд. рублей, на начало текущего года - 315,64 млрд. рублей.

В течение 2002-2005 гг. наблюдается тенденция роста доли государственных ценных бумаг в долге субъектов Российской Федерации: в начале 2002 года - 12,11%, 2003 года -14,96 %, 2004 года- 27,17 %, 2005 года - 37,8 %. В последнее время значительный объем задолженности субъектов Российской Федерации образовывается за счет осуществления рыночных заимствований путем размещения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2000 г. до 31 декабря 2004 г. Минфином России была осуществлена государственная регистрация 207 условий эмиссии и обращения ценных бумаг 37-и субъектов Российской Федерации и 14-и муниципальных образований. За 2000 - 2004 годы количество эмитентов государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, условия эмиссии и обращения которых прошли государственную регистрацию в Минфине России, выросло с 9-ти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2000 году до 24-х в 2004 году (таблица 9).

По итогам завершенного финансового года объемы привлечения по ценным бумагам указанными эмитентами составили:

в 2000 году - 8,6 млрд. рублей без муниципальных образований и 8,7 млрд. рублей с муниципальными образованиями соответственно;

· в 2001 году - 14,2 и 14,4 млрд. рублей;

· в 2002 году - 28,1 и 28,9 млрд. рублей;

· в 2003 году - 59,0 и 61,7 млрд. рублей;

· в 2004 году - 74,5 и 78,9 млрд. рублей.

Таблица 9.

Количество субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, условия эмиссии и обращения ценных бумаг которых зарегистрированы Минфином России.

 

Год Количество эмитентов - органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
всего в том числе
Субъекты Федерации Муниципальные образования

 

 

Минфин России осуществляет постоянный мониторинг долговой ситуации в субъектах Российской Федерации с точки зрения соблюдения установленных бюджетным законодательством предельных значений долга субъекта Российской Федерации, расходов на его обслуживание и других показателей. Анализ соответствия бюджетов субъектов Российской Федерации нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделанный в 2003-2004 гг. на базе данных об исполнении бюджетов субъектов за год, показал следующее:

· по состоянию на 1 января 2003 г. требованиям Бюджетного кодекса по объему долга не удовлетворяли 15 субъектов;

· по состоянию на 1 января 2004 г. - 11 субъектов;

· по состоянию на 1 января 2005 г. (на основе предварительных данных отчетов об исполнении бюджетов за финансовый год) - только 4 субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время подавляющее число субъектов Российской Федерации выдерживают указанные нормативы, что подтверждается анализом соответствия их бюджетов нормам бюджетного законодательства.

Минфин России в целях решения данной проблемы предпринимает меры по усовершенствованию централизованного учета долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляемой федеральным органам исполнительной власти, а также осуществляет подготовку соответствующих законодательных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Выводы по разделу 1

1) Консервативная заемная политика позволила значительно удлинить сроки государственных внутренних заимствований и оптимизировать платежный график по государственному внутреннему долгу в части недопущения возникновения пиков платежей при увеличении объемов заимствований. Долгосрочный сегмент рынка государственных ценных бумаг составил на 1 января 2005 года 57,3 процента от общего объема торгуемого рынка,

2) В рамках политики замещения внешнего долга внутренним заимствованиями Минфин России в 2003-2004 гг. привлек за счет размещения государственных облигаций на внутреннем рынке 308,55 млрд. рублей при погашении рублевых государственных ценных бумаг на сумму 186,45 млрд. рублей (без операций переоформления портфеля Банка России) при сохранении уровня процентных ставок. В результате доля государственного внутреннего долга в совокупном государственном долге Российской Федерации на конец 2004 года составила 19,73 процента.

3) Объем рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, вырос в течение 2003-2004 гг. на 156,93 процента.

4) В течение 2004 года были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 года № 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" и утверждены новые Условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. № 68н). В результате приняты основные нормативные акты, регулирующие рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) и в 2005 году появится новый сегмент рынка государственных ценных бумаг, ориентированный на "пассивных" инвесторов - Пенсионный фонд Российской Федерации, управляющие компании, осуществляющие инвестирование пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации.

5) В течение 2003-2004 гг. скоординированы действия Минфина России и Банка России в денежно-кредитной политике путем проведения согласованных действий на внутреннем рынке. Благодаря новому портфелю государственных облигаций, Банк России активизировал свои операции на открытом рынке путем проведения операций прямого и обратного РЕПО, размещения части своего портфеля на рыночных условиях. Кроме того, Банк России в 2004 году возобновил размещение своих облигаций на рынке. В результате разделения полномочий Минфин России отвечает за формирование и развитие средне- и долгосрочного сегментов рынка, за короткий сектор и формирование краткосрочных ставок – Банк России.

6) В 2003-2004 гг. значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет (www. Minfin.ru) .

7) В результате замещения государственного внешнего долга внутренними заимствованиями, государственный внешний долг Российской Федерации сократился в 2003-2004 гг. на 713,7 млрд. рублей или на 17,0 % от ВВП.

8) В течение 2003-2004 гг. два рейтинговых агентства - Fitch-Ratings и Moody's Investors Service - присвоили Российской Федерации инвестиционные рейтинги.

9) Предоставление в 2003-2004 годах государственных гарантий Российской Федерации на цели развития ипотечного жилищного кредитования и малого бизнеса позволило начать реализацию значимых для экономики проектов без прямого выделения средств в течение этого периода. Вместе с тем, возможное исполнение таких гарантий, предоставленных без права регрессного требования, в будущем периоде означает невосполнимые расходы федерального бюджета на сумму 10,0 млрд. рублей.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.