Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие и право внутренних государственных заимствований





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный или муниципальный заем (заимствование) определяется в Бюджетном Кодексе РФ как передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Государственные заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов).

Государственные заимствования субъектов Федерации и муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Государственными внутренними заимствованиями РФпризнаются займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации (рублях).

Внутренние заимствования должны предусматриваться соответствующими программами, которые представляют собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общему объему заимствований, направляемых на покрытие бюджетного дефицита и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения их обязательств в виде обособленного имущества соответствующая программа должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением в течение срока заимствования.

В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований представляются соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетные учреждения по общему правилу не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других юридических и физических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в соответствующем финансовом органе. Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности государственных и муниципальных унитарных предприятий согласно ст. 118 Бюджетного Кодекса.

Согласно Бюджетному Кодексу (ст. 106) предельные объемы государственных заимствований и государственного долга на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на его обслуживание в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете.

В законе о федеральном бюджете на 2003 г. (ст. 106) верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2004 г. установлен по долговым обязательствам РФ в размере 842,1 млрд. руб.

Заемные средства РФ мобилизует в основном следующими путями: размещением долговых ценных бумаг, получением кредитов у специализированных финансово- кредитных институтов, а также путем получения бюджетных ссуд и кредитов.

Соответственно, в объем государственного внутреннего долга включаются:

- основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

- объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- бумагам;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Среди внутренних заимствований наибольшее распространение получили заимствования в форме займов, мобилизуемых на финансовом рынке, через эмиссию государственных ценных бумаг.

Государственные займы, их виды и классификация

 

Государственные займы считаются одной из наиболее цивилизованных форм покрытия бюджетного дефицита. Реальным источником возвращения государственных займов и процентов по нему являются налоги. Поэтому займы называют антиципированными налогами, т.е. налогами, взятыми вперед. По своей экономической природе государственные займы, не представляя доход государства, служат той же цели, что и доходы государства.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам.

В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подраз­деляются на федеральные и региональные (субфедеральные) зай­мы. Наряду с государственными займами существуют муници­пальные займы, которые эмитируются органами местного само­управления.

Что касается субъектов РФ, то боль­шинство из них уже реализовало свое право на эмиссию субфеде­ральных займов, но выходы регионов на финансовый рынок не столь масштабны и не всегда успешны.

По признаку держателей государственных ценных бумаг займы делят­ся науниверсальные и специальные.

Универсальные долговые обяза­тельства распространяются как среди физических, так и юридиче­ских лиц.

Специальные займы реализуются либо только среди насе­ления, либо только среди организаций. Выпуск специальных зай­мов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его орга­низациями.

Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широко­го круга потенциальных покупателей государственных бумаг.

В зависимости от источника заимствований или места реали­зации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся навнутренние и внешние.

По отношению к вторичному рынку займы делятся на рыноч­ные и нерыночные.

Рыночные займы свободно продаются и поку­паются на первичном и вторичном рынках, таких займов — боль­шинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами.

Нерыночные зай­мы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов опре­деленных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцент­ные (целевые),беспроигрышные, дисконтные, процентно-дис­контные, твердодоходные.

Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисле­ния процентов к номиналу без промежуточных выплат.

По выиг­рышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выпла­чивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попа­ли в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов преду­сматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.

Беспроцентные выпуски займов гарантиру­ют получение соответствующего товара, строительство в опреде­ленной местности моста, дороги, социально-культурного объек­та, но не предусматривают выплату доходов инвесторам.

Беспро­игрышные займы предусматривают выплату выигрыша по каждой облигации в течение срока их обращения.

По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (прода­жи) и ценой покупки облигаций. Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.

По твердодоходному займу доход устанав­ливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее в условиях каждого отдельного выпуска займа. По облигациям с фиксированным купонным доходом раз­мер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого ку­пона. Процентный доход по займам с переменным купонным до­ходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доход­ность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда ус­тановление твердого купонного дохода может привести к повы­шенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к сни­жению доходности государственных заимствований) или отпуг­нуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

В зависимости от принятых на себя государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций займы делятся на займы с правом досрочного погашения, без права досрочного пога­шения, рентные.

Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. Однако при нестабильном рынке государственного долга, когда есть вероятность сущест­венного понижения процента, государство может выпустить об­лигации с правом их досрочного погашения.

По рентным займам государство принимает на себя обязательст­во в конкретные сроки выплачивать определенный доход на затра­ченный капитал без обязательства когда-либо погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте не назначается срок для прекращения выплаты дохода. Срочной рен­той предусматривается выплата дохода в течение определенного промежутка времени, по окончании которого обязательства госу­дарства считаются выполненными. При пожизненной ренте госу­дарство выплачивает инвестору доход в течение его жизни. В Рос­сии рентные займы выпускались в дореволюционный период.

По срокам погашения займы делятся накраткосрочные (до 1 года),среднесрочные (до 5 лет),долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных зай­мов ограничен 30 годами.

По методам размещения займы подразделяются на:доброволь­ные, принудительные, добровольно-принудительные.

Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принуди­тельные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона.

Добровольно-принудительные займы фор­мально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.

По форме выпуска займы бывают документарными и бездоку­ментарными.

Документарные займы сопровождаются выпуском в обращение облигаций и других ценных бумаг, выполненных на бумажных носителях. Бездокументарные ценные бумаги государ­ства существуют в виде записей на электронных счетах.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.