Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные общенаучные исследовательские методы



Все методы современной науки можно разделить на теоретические и эмпирические. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в уме образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний и т. д. Таким образом, теоретическое исследование совершается «в уме». Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения (от общего к частному), разработанными еще Аристотелем.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических умозаключений. Исследователь взаимодействует с самим объектом. Экспериментатор работает с помощью методов индукции (от частного к общему). Математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода. К общенаучным эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, измерение. Наблюдение часто является единственным методом для ряда естественных наук (классический пример – астрономия, где все исследования ведутся с помощью этого метода, а открытия сделаны на основе совершенствования техники наблюдения).

Наблюдение играет большую роль в науках, связанных с поведением (в частности, в этологии). Наблюдение связано с идеографическим подходом к исследованию реальности. Сторонники этого подхода считают его единственно возможным при изучении уникальных объектов. Идеографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Он широко применяется в исторических дисциплинах.

Идеографическому подходу противостоит подход номотетический – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. Наблюдение является методом, на основе которого можно реализовать и идеографический, и номотетический подходы к познанию реальности.

Таким образом, наблюдение – это целенаправленное, организованное и особым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Ограниченность метода наблюдения заключается в том, что исследователь не может познать характеристики объекта, скрытые от непосредственного восприятия. Для этого применяются эксперимент и измерение.Эксперимент — это особый вид исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез – предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная, ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.

Эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние.

Измерение проводится как в естественных, так и в искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь не стремится воздействовать на объект, но регистрирует его характеристики такими, какими они являются «объективно». В отличие от наблюдения измерение приборно опосредовано. При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследование.

Таким образом, измерение – это эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительным прибором. Психологическое измерение – весьма непростая задача для исследователя. Достаточно редко в качестве измерительного инструмента выступает прибор (хроноскоп и т. п.), чаще это измерительная методика (тест) или другой человек (эксперт).

Метод моделирования отличается как от теоретического метода, дающего обобщенное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий (умозаключением от частного к частному). Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта (Вселенная, Солнечная система, человек как объект первоначальных медицинских или фармакологических исследований и т. п.). Для изучения элементарных форм научения (условно-рефлекторное, оперантное) используются биологические модели – крысы, кролики, обезьяны. Различают физическое и знаково-символическое моделирование. «Физическая» модель исследуется экспериментально, знаково-символическая, как правило, реализуется в виде компьютерной программы.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.