Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организация интегрированного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта средствами дополнительного образования.

Под дополнительным образованием понимается организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Система дополнительного образования в ОУ реализуется по спортивно-оздоровительному (спортивные секции, лечебная физкультура), декоративно-прикладному (кружки ИЗО, лепки) и художественно-эстетическому (танцевальные, хоровые, театральные кружки) направлениям.

Основные цели дополнительного образования:

– осуществление социальной интеграции учащихся с особенностями развития;

– приобщение к нравственным и культурным ценностям;

– компенсация ограниченных возможностей детей в условиях общеобразовательной школы;

– развитие творческих способностей;

– осуществление физического и эстетического воспитания учащихся.

Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей определяются направления коррекционного воздействия в коллективах дополнительного образования.

Спортивно-оздоровительное, декоративно-прикладное, художественно-эстетическое направления дополнительного образования представлены различными объединениями учащихся:

– класс – группа учащихся, занимающихся под руководством определенного педагога и усваивающих одну из дисциплин дополнительного образования (фольклорные классы, музыкальные классы, спортивные классы);

– секция – учебное подразделение в составе образовательного учреждения с определенной специализацией (секции акробатики, баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики);

– студия – школа для подготовки специалистов в различных областях искусства. Студия создается с целью развития художественных и творческих способностей учащихся (музыкальная студия, студия народно-прикладного творчества);

– ансамбль – группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

Цели, задачи и содержание деятельности объединений дополнительного образования определяются программами, разработанными и одобренными Министерством образования РФ, а также авторскими программами, утвержденными педсоветом и директором учреждения. Объединения системы дополнительного образования в ОУ создаются для учащихся как одного возраста, так и разных возрастов. Численный состав учащихся объединения определяется в зависимости от их возраста, года обучения, специфики направления дополнительного образования.

Зачисление детей с особенностями развития в класс, секцию, ансамбль или студию происходит с учетом личных желаний и интересов учащихся и родителей (законных представителей), а также индивидуальных возможностей детей. При приеме в спортивные и хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей учеников, допустимой нагрузки учащихся. Для младших школьников продолжительность одного занятия составляет 20–50 мин, для школьников среднего и старшего возрастов – 1 ч 30 мин (2 урока).

Образовательная программа реализуется педагогом посредством выполнения календарного учебного плана занятий в течение учебного года.

Права и обязанности обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих), работников определяются уставом ОУ и иными предусмотренными уставом актами.

Групповые и индивидуальные занятия по усвоению программ дополнительного образования проводятся в специально оборудованных кабинетах: театральная мастерская, кабинет ритмики и танцев, кабинет музыки, спортивный и тренажерный залы, кабинет лепки.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов системы дополнительного образования в ОУ являются:

– бюджетные и внебюджетные средства;

– средства родителей (или лиц, их заменяющих);

– добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

– средства, полученные от предоставления дополнительных платных образовательных услуг.

19.Базовые ориентиры к построению индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Назовем базовые ориентиры, которые нужно учитывать при разработке программ воспитания и обучения детей с неярко выраженными отклонениями в развитии, поскольку специфические особенности этих детей вносят свои коррективы в задачи их обучения и воспитания.Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста: смена ведущих мотивов; развитие общих движений; развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов; формирование системы сенсорных эталонов; развитие наглядно-образного мышления; формирование представлений об окружающем; расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи; овладение диалогической речью; овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи; овладение коммуникативными навыками; становление сюжетно-ролевой игры; развитие навыков социального поведения и социальной компетентности; становление продуктивных видов деятельности; развитие самосознания.Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста: совершенствование общей моторики; развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации; формирование произвольного внимания; развитие сферы образов-представлений; становление ориентировки в пространстве; совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления; формирование связной речи и речевого общения; формирование элементов трудовой деятельности; расширение познавательной активности; становление адекватных норм поведения.Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики.Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с этими принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Поэтому важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы с детьми является преодоление социальной депривации. Л.С. Выготский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи.Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие прежде всего целостность, гармоничность психического развития:-физическое воспитание; - социальное развитие; - познавательное развитие; - формирование коммуникативных способностей и развитие речи; - формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), свойственных определенному периоду детства; - эстетическое развитие.В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. В то же время каждый и видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что независимо от вида нарушений развития все проблемные дети имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные непосредственно со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений.Содержание базовых направлений работы в программах воспитания и обучения должно разрабатываться с точки зрения системного подхода к решению общеразвивающих и коррекционных задач. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на обучение их навыкам взаимодействия со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками. В некоторых случаях (при сенсорных, двигательных нарушениях) в содержание программ включаются специфические коррекционные разделы: «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для слабослышащих), «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушением зрения), «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и др. Особую значимость приобретает соответствие содержания и методов коррекционной работы виду, степени выраженности и структуре отклоняющегося развития, а также возрасту ребенка. При этом предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, различные виды деятельности в условиях дошкольного учреждения и в семье.Тенденции развития коррекционной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов на разработку индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстает в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников через сопровождающего их взрослого. В целом это ведет к необходимости пересмотра содержания и организации образовательного процесса в массовых дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Но главное, это требует от педагога новых психологических установок и настроя на формирование у детей с разным уровнем эмоционального, умственного, двигательного и сенсорного развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. При этом гибкое сочетание индивидуального и дифференцированного подходов будет способствовать тому, что все дети смогут проявить свои сильные стороны и принять участие в жизни коллектива с позиции полноправного и значимого его члена.

 

20. Выбор содержания, методов, приемов и средств, обеспечивающих успешную интеграцию детей с нарушением интеллекта в общеобразовательном учреждении.В образовательном учреждении, осуществляющих интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями, с целью организации их комплексного изучения рекомендуется создавать психолого-медико-педагогический консилиум. Психолого-медико-педагогический консилиум — организационнаяформа взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения учащегося или групп детей. Участники консилиума разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком или группой детей, индивидуальный образовательный план. В разрабатываемый специалистами ОУ Индивидуальную Образовательную Программу должно входить: разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста, подбор конкретных коррекционных программ, технологий сопровождения и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников. Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ вобразовательном учреждении понимается система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Индивидуальный образовательный план — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в рамках школы. При его разработке команда учителей и специалистов решают следующие задачи:1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех илииных материально-технических ресурсах. 2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания вшколе, общей учебной и внеучебной нагрузки.3. Определение объема, содержания — основных направлений, форморганизации психолого педагогического сопровождения ребенка и егосемьи. 4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся.5. Определение необходимости адаптации или разработки учебныхпособий и дидактических материалов.6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительногообразования, внеурочных и внеклассных мероприятий.Индивидуальная образовательная программа содержит: пояснительную записку, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, индивидуальный учебный план, содержание программы, мониторинг достижений обучающегося, заключение и рекомендации.При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебнымпланом его продолжительность может быть изменена образовательнойорганизацией с учетом особенностей и образовательных потребностейконкретного учащегося. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Организации образовательного процесса для умственно отсталых детей осуществляется исходя из индивидуальных, эмоционально-волевых особенностей умственно отсталых учащихся и структуры интеллектуального нарушения: - в рамках внутриклассной дифференциации (когда умственно отсталый ребёнок не выводится из обычного класса, а его обучение происходит на основе индивидуальных заданий, разработанных на учебном материале, определяемом программой специальной коррекционной школы 8-го вида); - в случаях, когда интеллектуальные нарушения умственно отсталого ребёнка значительны, ребёнок характеризуется меньшей самостоятельностью в выполнении всех видов работ, нуждается в организующей и активизирующей помощи учителя, то для такого ученика (или учеников) целесообразно проводить отдельные занятия вне класса, после уроков по определённым предметам учебной программы и по индивидуальному коррекционно-развивающему расписанию; - при наличии достаточного количества учащихся одной параллели с олигофреническим дефектом (8-10 чел.) целесообразнее открыть специальный класс, в котором содержание всех учебных дисциплин определяется программой специальной коррекционной школы 8-го вида.

21. Формирование положительного взаимодействия детей с умственной недостаточностью со сверстниками в условиях интегрированного образования.Основное значение в развитии отношений со сверстниками отводится формированию гуманности детских взаимоотношений. Заслуживают особого внимания приемы формирования эмоциональной идентификации детей со сверстниками в интерактивной деятельности:- смена интегрального поощрения на парциальное: сначала награждаются все дети, участвующие в интерактивной игровой деятельности и стремящиеся к единой цели, затем - в случае достижения группой детей общей цели награждался один из участников; данный прием помогает достичь децентрации ребенка в сфере отношений и отнестись к другому, как к себе самому;- смена социальной позиции, достигаемой при помощи перемены роли ребенка с поощряемого на поощряющего, что приводит к возникновению ответственности за благополучие сверстника и появлению мотива деятельности - действия ради другого ребенка, ставшего равно значимым; - создание общности переживаний детей за достижение сверстником цели и за его благополучие, что способствует установлению отношений взаимности и равноправности в группе, актуализирует явление коллективистской идентификации.Очень важно обращать внимание на развитие представлений ребенка о состоянии эмоционального дискомфорта другого человека, на формирование гуманного поведения в этой ситуации, умения решать проблемные ситуации, на развитие самоконтроля. Формировать направленность дошкольника на коллектив сверстников, развивать у ребенка представления о себе как о субъекте, значимом для детского сообщества. Особенно важны такие приемы, как: предоставление детям возможности научить правилам игры других детей, создание проблемных ситуаций, решение которых требует приложения общих усилий, демонстрация полученного продукта как результата общего дела, взаимовыручки детей.Значима программа коммуникативного и личностного развития дошкольников, разработанная А.П.Вороновой, О.В.Защиринской, Т.А.Ниловой, Л.М.Шипицыной (1995), ориентированная на обучение детей пониманию себя и других людей, на развитие у дошкольников навыков использования различных речевых и выразительных средств общения, на выработку положительных черт характера, умения следовать ненасильственной модели поведения, навыков адекватной самооценки и самоконтроля, умений проявлять собственную креативность и активность в ходе коммуникативного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В программе предлагаются методы работы: этюды, импровизации, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные музыкальные игры с правилами, сюжетно-ролевые творческие игры и игры-драматизации и др.Вопрос о формировании взаимоотношений со сверстниками у детей с проблемами интеллектуального развития неоднократно поднимался специалистами в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Согласно психолого-педагогической концепции деятельностного опосредствования внутригрупповых отношений, взаимоотношения детей формируются в их совместной деятельности. В то же время, без участия взрослого у детей с разными формами интеллектуального недоразвития формирование основных видов деятельности затруднено или практически невозможно. Поэтому, в первую очередь, ученые обращают внимание на необходимость предварительного развития взаимодействия взрослого с ребенком и обучение ребенка способам осуществления различных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.