Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тренировочные упражнения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

 

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

 

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1. Они работали как самые отъявленные специалисты.

2. Наши воины совершили много геройских подвигов.

3. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4. Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

 

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4. Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5. Вся публика была уже в триумфе.

6. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

9. наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

10. Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

 

Тестовые задания

 

Вариант 1

 

1. Паронимами не являются слова

а) идеалистический – идеалистичный

б) умственный – интеллектуальный

в) романтический – романтичный

г) криминальный – криминогенный

2. Правильно построены словосочетания

а) продвигать кого-либо по должности

б) повышать в должности

в) ввести деятельность

г) убедиться о достоинствах работы

3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова

а) нестерпимый

б) удачливый

в) терпеливый

г) терпимый

4. Правильно построено словосочетание

а) свободная вакансия

б) монументальный памятник

в) хронометраж времени

г) обыкновенное чудо

5. Правильно построено предложение

а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.

в) Они сыграли главную роль в этой истории.

г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.

6. Правильно построены предложения

а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

в) Мы получили неожиданные результаты.

г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

7. Правильно построены предложения

а) Определить рейтинг политика непросто.

б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.

г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.

8. Правильными являются сочетания слов

а) самоотверженный проступок

б) главный приоритет

в) презентовать ценный подарок

г) тактический ход

 

9. Правильными являются сочетания слов

а) дельный взор

б) деловой вид

в) националистический бюджет

г) сатиричное произведение

10. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) шумовой

б) экономичный

в) шумный

г) громкий

 

 

Вариант 2

 

1. Лишним в синонимическом ряду является слово

а) неуч

б) невежа

в) профан

г) невежда

2. Синоним к слову плеоназм

а) избыточность

б) тавтология

в) образность

г) красочность

3. Правильно построены словосочетания

а) прыгать с парашюта

б) предпринять меры

в) заслужил известность

г) приобрел известность

4. Сочетаются с одушевленными существительными слова

а) маломощный

б) экономичный

в) экономный

г) задушевный

5. Правильно построено словосочетания

а) выдающийся виртуоз

б) высокий рейтинг

в) одеть пальто

г) заразная инфекция

6. Правильно построено предложение

а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

в) Это не играет никакого значения.

г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

 

7. Правильно построены предложения

а) Нам не удалось предвосхитить эти события.

б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.

в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г) Командированные шумели в кабинете администратора

8. Правильными являются сочетания слов

а) главная суть

б) очевидный факт

в) памятный сувенир

г) тактическое обращение

9. Правильно построены словосочетания

а) гостиничный номер

б) лесистая река

в) предварительный аванс

г) практический цвет

10. Правильно построены словосочетания

а) скоропостижное решение

б) уменьшение стоимости

в) прыгать с парашюта

г) подорожание цен

 

Раздел 3. Фразеологизмы

Блок информации

 

В русском языке существуют два вида словосочетаний: свободные и несвободные (устойчивые). Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами, а раздел лингвистики, изучающий их, называется фразеологией. В отличие от свободных словосочетаний у фразеологизмов лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом, поэтому в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. Одной из характерных черт фразеологических единиц, отличающих их от свободных сочетаний слов, является переносный смысл. Фразеологизмы могут иметь омонимы, синонимы, антонимы, различаются стилистической окраской, различны по происхождению. В частности, много фразеологизмов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий: попасть в тон, играть первую скрипку – из речи музыкантов; разделать под орех, без сучка, без задоринки – из речи столяров; позолотить пилюлю, через час по чайной ложке, в здоровом теле здоровый дух – из речи медработников.

В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты русской истории: отложить дело в долгий ящик, кричать во всю ивановскую.

Происхождение других фразеологизмов связано с легендами и фактами античной истории: со щитом или на щите, прокрустово ложе, вычистить авгиевы конюшни. Часть перешла к нам из религиозных книг: беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение.

Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:

- замена компонентов (перебирать из пустого в порожнее, львиная часть);

- сокращение или расширение состава фразеологического оборота (оставлять желать много лучшего – вместо оставлять желать лучшего; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку)

- незнание значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);

- грамматическое видоизменение (ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.