Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности восприятия и памяти умственно отсталых детей

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

10. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха Снижение слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи. Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального Коррекционного обучения. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в Минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако Наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного Обучения. Успешность овладения любым предметом, изучаемым в школе, зависит от уровня Развития речи.По уровню речевого развития всех детей с нарушенным слухом можно разделить На три группы, в зависимости от особенностей произносительной, грамматической и Лексической сторон речи:

Дети первой группы (с незначительным понижением слуха):

● неправильно произносят отдельные звуки в спонтанной речи;

● искажают звуко-слоговую структуру слова;

● допускают аграмматизм, который переносится в письмо;

● имеют достаточно объемный словарный запас;

● испытывают незначительные затруднения при составлении текста;

● испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи и шепота, что Нередко вызывает трудности в усвоении программного материала; Ко второй группе относятся глухие и слабослышащие дети, включенные в Коррекционную работу с раннего возраста, которые: ● произносят звуки смазанно или искаженно;

● затрудняются в интонационном оформлении речи;

● допускают стойкий аграмматизм в устной и письменной речи;

● испытывают трудности при продуцировании связного высказывания;

● читают достаточно быстро;

● имеют сниженный, по сравнению со слышащими, объем словарного запаса;

● испытывают определенные специфические трудности при восприятии речи, что Вызывает выраженные проблемы в овладении программным материалом. Третья группа – это слабослышащие и глухие дети с грубым системным Нарушением речи, которые, как правило, обучаются в специальных коррекционных Образовательных учреждениях.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.