Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Современные образовательные технологии в ДОУ



Современные педагогические технологии в ДОУ

Опытные педагоги отмечают, что работать с каждым годом становится все труднее, сил на подготовку к занятиям уходит все больше.

А удовлетворенность педагогической деятельностью заметно снижается, потому что, несмотря на все старания, возникают все более сложные воспитательные проблемы, причем такие, с которыми прежде образовательные учреждения прежде не сталкивались. Анализ показывает, что усталость, порой неудовлетворенность работой чаще всего связана с неадекватностью затрат при подготовке к проведению занятий и общим результатом после проведения.

По исследованиям современных ученых основная причина кроется в рассогласованности между требованиями, предъявляемыми современным обществом к образованию и ограниченными возможностями их реализации в ДОУ и школах.

Академик Д. И. Фельдштейн в своем выступлении на 15 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблеме преемственности в образовании, отмечал, что проблема детства стоит в настоящее время как никогда остро:

Идет отстранение мира взрослых от мира детей.

Дети находятся в потоке огромного знаииевого процесса. (получение знаний извне. Взрослый больше не является источником знаний.

Взрослые не отмечают ценность периода детства

Усилились городские связи. Продолжается процесс урбанизации.

В 90-е годы 26 млн. детей проживало в городе, сейчас – 40 млн.

Как результат в среде детей процветают грубость, жестокость, цинизм.

У многих детей комплексы, неуверенность в себе.

Произошли глубокие изменения в личности детей. Это напрямую связано с ориентацией общества на потребление.

Неравный доступ к образованию.

Дети ярко демонстрируют свои асоциальные взгляды. (движения эмо, готы и т. п.)

Резко снизилась когнитивность мышления.

Снизилось развитие познавательной сферы. (произошло снижение умения планировать, удерживать в памяти план действий снижение на 90%

У современных детей резко снижена любознательность

Не развита мелкая моторика, снижен фонематический слух

Страдает социально-личностное развитие (дети не умеют контактировать со сверстниками, не развита эмоциональная сфера, дети не умеют выражать свои чувства)

Дети зависимы от телевизора, компьютера. У современных детей развито так называемое клиповое мышление.

Идет регрессивное изменение коры головного мозга

Снижение мышечной массы тела.

Проблемное течение психического развития. (20% детей с ММД. Половина детей с пограничным состоянием. Нарушения психики у 26% детей)

Сдвинулись сроки кризисов с .6-7 лет до 7-8лет;

Выросло количество одаренных детей

У детей преобладает ориентация на получение знаний, выросло значение здорового образа жизни. Однако значение нравственности стоит у детей на последнем месте. Выросло Q до 115 баллов.

Однако большинство педагогов продолжают работать по-старому, относясь к детям также как и прежде. В воспитательно-образовательном процессе необходимо ориентироваться на те изменения, которые происходят в современном детстве.

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, интенсифицирующая развитие детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях.

Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Сущность объяснительно-иллюстративной технологии.

Это педагогика принуждения, подавления внутренней свободы ребенка. При реализации данной технологии педагог находится над ребенком. Он единственный источник знаний. Он знает все, ребенок должен внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Данная система была предложена Я. А. Коменским еще в 15 веке.

Дети при реализации данной технологии оказываются в роли слушателей

Педагог реализует три основные функции:

- информирующую; (изложение готовой информации с привлечением иллюстративного материала)

- контролирующую: (непрерывное наблюдение за усвоением преподносимого материала)

-оценивающую (фиксация процесса усвоения полученной информации)

При деятельностно-практическом способе обучения меняются позиции обучаемого и обучающего, они постоянно взаимодействуют.

Основные функции педагога:

- создание условий для включения детей в самостоятельную познавательную деятельность

- создание общего позитивного эмоционального фона (это интересно узнать)

-совместное подведение результата проведенной работы

1 объяснительно-иллюстративная технология:

Педагог все знает. Он передает знания детям.

«Ребенок – пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями».

Задействована в основном механическая память.

Прямолинейное воздействие вызывает негативную реакцию детей.

2 современные образовательные технологии:

Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем.

Занятие проводится чаще всего в виде проблемного диалога.

«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь»

Проблемно-диалогическая технология

основана на развитии у ребенка восприятия, мышления.

Занятия строятся на основе познавательно-поисковой деятельности.

Вначале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.

(Пример)

Затем выстраивается цепочка вопросов и и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

- вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений)

- вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?. )

- вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком)

- вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?

- проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть)

- вопросы-шутки (На каком дереве сидид ворона во время дождя)

-риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)

- вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор)

- вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал)

Условия проведения занятий поискового характера.

-создание для каждого ребенка ситуации успеха

- проведение элементарных опытов

-ответы жестами и мимикой. Ответы шепотом (на ухо педагогу)

-работа по индивидуальным карточкам

-работа в парах (учитель-ученик)

-проверка задания друг у друга

-поиск ошибок у педагога

-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку, при помощи передачи «волшебного предмета»

-«логический фиксатор» (выделение узловых моментов занятия)

-задания на время

-модуляции голосом педагога

Начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания

Обязательно говорить о предстоящей перспективе

Проведение анализа занятия

Что нового вы сегодня узнали?

Чьи ответы вам понравились больше всего и почему?

Что вам показалось трудным?

Что интересного вы узнали?

Что у вас получилось очень хорошо, а что не очень?

О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.