Развитие менеджмента туризма можно проследить на примере России. На первом этапе (до 1890 г.) здесь превалировали просветительские концепции. В эти годы туризм характеризуется отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях школьного образования, сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому неслучайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои интеллигенции России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется в нашей стране и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма других стран Европы и США.
На втором этапе (1890-1927 гг.) на передний план вышли предпринимательские концепции. С начала быстрого развития капитализма в России еще более быстрыми темпами развивается туристская инфраструктура - рестораны, доходные дома и гостиницы, транспортная сеть. Начинает формироваться туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и рекреационно-экскурсионный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая всех ресурсов для военных целей, не оставила никаких шансов развитию наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Третий этап развития российского туризма (1927-1969 гг.) ознаменовался полной победой и монополией организационно-централизованной концепции. Этот этап характеризуется доминированием идеологических функций туризма и экскурсий над хозяйственными. Надо сказать, что не только большевики впервые идеологизировали туризм: социальные и воспитательные функции туризма отмечены в программных документах практически всех демократических партий накануне революции - эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Другое дело, что большевики проводили их в жизнь более последовательно. Параллельно с социализацией, политизацией и идеологизацией туризма аналогичные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и т. п. С возникновением Общества пролетарского туризма (1929-1936 гг.) происходит его окончательная монополизация. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов (1936 г.) организационно оформило исключительно социальный характер туризма в СССР. При этом развитие туризма идет чрезвычайно быстро, но экстенсивно, за счет включения все новых рекреационных ресурсов и территорий, но при исключительно низком его материально-техническом обеспечении и качестве обслуживания. Так формируется в мире самая крупная, массовая, но и дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма. К концу этого периода начинают обостряться противоречия из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких, в том числе дотационных, цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой концепции организации туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Четвертый этап (1969-1990 гг.) характеризуется приоритетом административно-нормативной концепции развития туризма. Эта концепция обеспечивала быстрые темпы роста социального туризма, но не могла обеспечить роста качества туристского обслуживания, которое именно в эти годы значительно отстало и продолжало отставать от признанных зарубежных стандартов. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обостряли имеющиеся противоречия:
- между объективным ростом потребностей населения в туристско-экскурсионных услугах и слабым использованием имеющейся материальной базы туризма. Так, уровень удовлетворения потребностей в 1985 г. составлял лишь 8 %. В то же время материальная база загружалась только на 53 % в год;
- между массовым характером туристского обслуживания и индивидуализированным характером туристских потребностей и мотиваций. Ориентация туристских организаций на массовое обслуживание препятствовала их специализации на программном и тематическом обслуживании;
- между структурами свободного времени и туристского предложения. Так, структура туристского предложения была сориентирована главным образом на обслуживание туристов в отпускное время, которое в бюджете свободного времени занимает всего 8 %. Неразвитость так называемых уикэндных форм рекреации приводила к тому, что отпускной туризм выполнял исключительно реабилитационную функцию, а функция развития оставалась "за кадром"отечественного туризма;
- между административно-командным характером планирования туризма, способным обеспечить лишь экстенсивный путь его развития, и требованием интенсификации туристско-экскурсионного обслуживания за счет внедрения передовых технологий и методов, обеспечения роста качества услуг;
- отсутствовала базовая и непрерывная система подготовки туристско-экскурсионных кадров, способных выполнить комплекс инноваций в туризме;
- низкий уровень хозяйственной самостоятельности туристских предприятий и отсутствие на этом фоне заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности.
Сложившаяся система противоречий уже в начале 1980-х годов требовала коренной перестройки не
только хозяйственного механизма, но и всей системы производственных отношений в туризме.
К позитивным итогам этого периода следует отнести:
- возросший интерес к туризму со стороны науки;
- создание системы рекреационного проектирования крупных туристских комплексов (особенно в связи с проведением в 1980 г. в Москве Олимпийских игр);
- начало формирования профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров для туристско-экскурсионной сферы.
Пятый этап развития менеджмента туризма – переходный (начиная с 1990 г.). В нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
- изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
- переход от монопольной к многоукладной экономике туризма;
- активное развитие предпринимательского сектора в туризме (малые и средние туристские предприятия);
- переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений и механизмов;
- создание и развитие государственных организационных структур по управлению туристской отраслью, региональных и местных структур управления туристской сферой;
- развитие негосударственных общественных объединений в туризме;
- принятие концепций, целевых программ и стратегий развития туризма в РФ, а также на уровне субъектов федерации (регионов) и муниципальных образований;
- переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения туристской отрасли.
К основным факторам, обусловившим появление противоречий в переходном периоде, следует отнести:
- быстрый организационный развал туризма в постсоветской России;
- отсутствие центростремительных сил и тенденций для формирования необходимых единых коммуникаций (телекоммуникационные системы; система маршрутов; централизованные системы информации потребителя);
- отсутствие единой государственной политики в области протекционирования туризма как эффективной сферы экономики, в развитии которой остро нуждается Россия именно в период кризиса;
- "теневой", иногда криминальный подтекст складывающихся экономических отношений между турфирмами, банками, авиакомпаниями, зарубежными партнерами.
Эти и другие, проявившиеся в последние годы противоречия, резко обозначили негативные моменты современного туризма:
- цены на отдых значительно выросли, а возможности дотаций практически исчерпаны, что создало новую, асоциальную ситуацию в среде потребителей, которые привыкли к доступному и дешевому отдыху и к тем гарантиям, которые в прошлом им предоставляли в этом профсоюзы;
- большинство туристских предприятий, куда невозможно было достать путевку в прошлые годы, сейчас фактически обанкротилось. И хотя развитие предприятий непроизводственной сферы необходимо для вывода экономики из кризиса (структурная перестройка хозяйственного комплекса страны в пользу непроизводственного сектора экономики, конверсия и т. п.), механизмы их инвестиционной и протекционистской поддержки не используются;
- резко упал спрос на туризм, поскольку население не имеет необходимых средств на отдых, хотя потребности в нем остались. Россияне до сих пор осознают отдых как важную часть социальных завоеваний и свобод, что создает массовую социальную базу для конфронтации и противостояния различного уровня и характера;
на фоне резкого сокращения внутреннего туризма быстро растет выездной туризм российских граждан, который сопровождается значительным вывозом капитала за рубеж. Эти средства инвестируют развитие туризма в других странах. Объективно ситуация такова, что именно российские инвестиции создают новые рабочие места не в России, а в Греции, Турции, Китае, Таиланде, на Кипре и даже в США.
Основными сдерживающими факторами для развития внутреннего и въездного туризма являются:
- значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время ;
- недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
- постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;
- обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;
- дефицит квалифицированных профессиональных кадров;
- низкое качество туристских услуг, сервисных технологий, недостаточный уровень комфорта. Несоответствие качества стоимости обслуживания.
- избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;
- недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.
Препятствием на пути развития массового туризма является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Состоятельных туристов, которые могут себе позволить высококлассное размещение, меньшинство. А для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежь - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос.
Реальное содержание концепции современного туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода экономической и политической реформы, осознания властными структурами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фактора развития всей сферы услуг в России.