Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Уошо принимается за дело





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, Гарднеры фиксировали внимание Уошо на ее руках,
стремясь показать, что ими можно пользоваться и как инстру-
ментом для манипуляций с окружающими предметами, и как
средством для составления слов. Все эти усилия учителей не
пропали даром; стоило Уошо выучить восемь знаков, и она
уже самостоятельно стала их комбинировать. Еще в начале
обучения Уошо продемонстрировала понимание выученных
знаков: она их относила не только к конкретным предметам,
i спользуемым в процессе обучения, но и к другим, обладающим
теми же свойствами. Она безошибочно идентифицировала дете-
нышей различных животных, узнавала собаку на картинке не
хуже живой и т. д. Наручные часы она называла словом «слу-
шать», но этот же знак она применяла и для обозначения соот-
ветствующего действия, о чем говорит следующий случай: что-


бы привлечь внимание собеседника к лающей собаке, Уошо
подала знаки, обозначающие «слушать собака».

Гарднеры могли просто обучить Уошо словам, но полное
овладение ими и понимание их смысла и способов применения
было ее собственной заслугой. Пути, которыми шла Уошо,
чтобы усвоить амслен и сделать его частью своего существова-
ния, убедительно свидетельствуют о ее языковых способнос-
тях. Гарднеры понимали, что их роль заключалась в том, чтобы
дать выход этим способностям Уошо, направив их на усвоение
языка жестов. Будучи однажды стимулированы, ее способ-
ности стали развиваться гораздо быстрее, чем Гарднеры могли
их контролировать. Большинство открытий и новшеств в пове-
дении Уошо возникали стихийно, а это усиливало ощущение
того, что Гарднеры лишь помогают выявлению природных спо-
собностей, а не занимаются мучительным вытягиванием Уошо
из глубин ее скрытого интеллекта.

Некоторые изобретения Уошо показали, что она обладала
непредвиденными возможностями, оценить которые Гарднеры
еще не были готовы. Гарднеры называли такие неожиданные
подарки словом «lagniappe» — креольское выражение, озна-
чающее дополнительный товар, который продавец преподносит
покупателю в качестве приза. Подобное сравнение возникло
впервые, когда Уошо сама стала придумывать знаки. Иногда
Гарднеры были вынуждены приспосабливать известные им зна-
ки амслена, чтобы обозначить предметы, для которых в их рас-
поряжении не было готового жеста. Одним из таких предметов
был детский нагрудник, для обозначения которого Гарднеры
воспользовались существующим в амслене знаком «полотенце».
Он выглядит так; вы проводите всеми пятью пальцами по губам,
имитируя жест вытирания. Однажды Уошо попросили назвать
этот нагрудник, и она, не запомнив еще знака «полотенце»,
очертила на груди то место, куда он надевается. Гарднеры приз-
нали, что знак, предложенный Уошо, был ничем не хуже их
собственного; однако их целью было не самим заучивать язык,
который придумает маленькая шимпанзе, а обучить Уошо че-
ловеческому языку, и они настояли, чтобы Уошо пользовалась
жестом «полотенце». Позднее они выяснили, что «нагрудник»
Уошо был помимо всего прочего еще и правильным знаком,
действительно существующим в амслене.

В первые месяцы Уошо придумала и свой вариант знака
«прятать» (позже она изобретала и многие другие знаки). Прят-
ки были одной из самых любимых ее игр, которая, помимо всего
прочего, способствовала непосредственному, свободному прояв-
лению ее познаний в амслене. Чтобы начать игру, партнер
Уошо должен был сделать жест, означающий «прятать»: одну
руку сжимают в кулак так, чтобы большой палец оставался
снаружи, касаются им губ и затем подносят торчащий большой
палец снизу к другой руке, которую со сведенными вместе
пальцами держат ладонью вниз. Игра начиналась, когда все


участники закрывали глаза руками, и именно этот жест лучше
всего говорил Уошо, о какой игре шла речь. Когда Уошо хоте-
ла играть, она изображала не «прятать», а «ку-ку» (так назы-
вался ее вариант жеста) или же «мы ку-ку скорее». Однако,
поскольку этот жест не был законным знаком амслена, Гард-
неры не включили его в «словарь Уошо». Были и другие слу-
чаи, когда Уошо пользовалась амсленом столь же нестандарт-
ным образом.

Пока мы ехали, Роджер припомнил эпизод, в котором Уошо
прибегла к языку, чтобы отомстить за обиду. Надо сказать, что
самцы и самки шимпанзе, когда рассердятся, ведут себя со-
вершенно по-разному. Самец обычно старается довести себя до
неистовства, а добившись этого, честно оповещает всех вокруг,
что он в ярости, тогда как самка выражает свой гнев способом,
который принято называть «ударом из-за угла»,— внезапно
накидывается на обидчика и колотит его без предупреждения.
В один прекрасный день в Неваде после нескольких мелких
ссор с Уошо Роджер вдруг увидел, что она стоит прямо против
него по другую сторону его письменного стола. Уошо всеми спо-
собами старалась показать, будто она давно забыла, что у нее
были какие-то причины сердиться. Она обольстительно просиг-
налила: «Подойди Роджер». Футс обошел стол. Как только он
оказался в пределах досягаемости, Уошо выложила свои пре-
тензии, дав ему тумака. Пока Футс описывал этот инцидент,
произошедший пять лет назад, Уошо все время невозмутимо раз-
глядывала окрестности. Можно было подумать, что она на-
слаждается рассказом об этом давнем случае проявления ее ко-
варства.

Сбор данных

Почти все, что Уошо сказала за пять лет, проведенных ею
в Рино, было запротоколировано в специальном журнале пли
зарегистрировано каким-либо другим способом. Гарднеры сор-
тировали ее высказывания по степени достоверности — в за-
висимости от того, был ли требуемый жест сделан самостоятель-
но или с некоторой подсказкой. Для полной достоверности было
необходимо, чтобы слово употреблялось нужным образом и
самостоятельно по крайней мере раз в день на протяжении пят-
надцати дней подряд. К концу третьего года Уошо уверенно
знала восемьдесят пять знаков и регулярно пользовалась ком-
бинациями из трех и более слов.

Помимо записей каждодневной «болтовни» Уошо наблюдате-
ли с магнитофонами должны были все время шепотом вести ре-
портаж о том, какие сигналы она подавала в особых случаях,
например во время еды или игр. Разумеется, во время еды Уошо
чаще пользовалась словами, означающими различные виды пи-
щи, а во время игры — словами «щекотать», «иди», «ку-ку».


Такими местоимениями, как «ты» и «я», она тоже гораздо чаще
пользовалась во время игры, чем за едой. Дети знают, как важ-
но во время игры точно условиться, кто и что должен делать.
Очевидно, Уошо тоже это знала.

Способ тестирования и регистрации, который, по-видимому,
был для Уошо наиболее интересным, включал в себя набор
методик с дополнительным контролем, использовавшихся для
стандартного анализа ее словаря. Первый из этих тестов прово-
дился следующим образом: Уошо усаживали перед ящиком, и
один из сотрудников время от времени открывал этот ящик и
спрашивал ее, что там находится. Быть может, Уошо и удивля-
лась, что человек не может сам заглянуть в ящик, чтобы уз-
нать, что в нем, тем не менее послушно отвечала, и наблюдатель
каждый раз записывал первый знак, который она делала при
этом. Основная трудность этой процедуры заключалась в том,
чтобы помешать сотруднику, ведущему запись, неумышленно
подсказать Уошо, какой предмет кладут в ящик. Поэтому пред-
меты клал другой сотрудник, который не мог видеть ни обезья-
ны, ни записывающего. Уошо, видимо, была не против того,
чтобы без конца называть своему тупице-компаньону то, что и
так очевидно. Во всяком случае, она подолгу ждала, пока сме-
нят предмет. Правда, если в ящике оказывалась кока-кола,
она могла внезапно прервать игру, заграбастать бутылку и
удрать с нею на дерево.

Гарднеры учли развивающуюся у Уошо неприязнь к описан-
ной процедуре и предложили методику, которая в большей сте-
пени удовлетворяла желанию шимпанзе увидеть, что же нахо-
дится в ящике. Кроме того, они решили пресечь воровские на-
клонности Уошо и начали показывать вместо самих предметов
диапозитивы с их изображением. В результате Уошо очутилась
перед камерой для рассматривания диапозитивов размером
95х52х65 сантиметров. Один из сотрудников, присев возле
камеры, регистрировал ответы, а другой, находившийся за
пределами помещения, где шло испытание, наблюдал за проис-
ходящим сквозь окошко с односторонней видимостью. Уошо
принималась за дело, открывая дверцу камеры, а когда, на-
смотревшись, отпускала ее и та захлопывалась, диапозитив
менялся. Таким способом Гарднеры убедились, что знаки, ко-
торые Уошо делала во время классического тестирования, были
реакцией на увиденные ею предметы, а не на подсказку наблю-
дателя и нпкак не могли быть результатом запоминания после-
довательности тестов (поскольку порядок предметов был слу-
чайным).

Хотя вначале Уошо иногда и ошибалась, тем не менее она
справлялась с заданием удивительно хорошо. Гарднеры рас-
сказывали, что, даже когда она ошибалась, неверный ответ в
большинстве случаев относился к близкому кругу понятий.
К примеру, Уошо могла спутать такие предметы, как щетка и
расческа, но даже ошибочный ответ тем не менее означал пред-


мет, тоже применяющийся для причесывания. Иногда она пу-
iana изображения животных; так, кошку она однажды назвала
Роджером.

С другой стороны, Уошо правильно идентифицировала
предметы даже в тех ситуациях, когда условия проведения эк-
сперимента могли способствовать ошибке. Например, она де-
лала различие между детенышем п взрослым животным или че-
ловеком, даже когда видела маленькое изображение на диапо-
зитиве. По мере проведения тренировок ее умение все возраста-
ло.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.