Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Анализ состояния проблемы формирования экологической культуры школьников



 

Двадцатый век принес человечеству много достижений, но вместе с ними и много трудностей. Главная из них состоит в том, что человечество приобрело возможность самоуничтожения! Катастрофы можно избежать, если мы научимся по новому мыслить, нужна общепланетарная определенная стратегия преодоления противоречий между природой и обществом. Н.Н.Моисеев обращает внимание на то, что «человек должен быть способным видеть множество альтернатив своего поведения, согласных с законами природы и делать выбор, обеспечивающий свою будущность».

В настоящее время сохранение человечества как вида требует новых стратегий цивилизационного развития. В.С.Степин выделяет два подхода в разработке новых стратегий цивилизационного развития. Первая из них ориентирована на сохранение человечества и нахождение баланса его отношений с природной средой. Он связан с идеями новой этики (Л.Атфильд, Б.Колликотт, О.Леопольд и др.), основными положениями которой являются ответственность перед природой, отрицание превосходства перед животными и растениями, потому что человек - это часть биосферы. Второй подход - это старая стратегия изменения мира, нацеленность на постоянное обновление окружающей среды. Она получила широкое распространение. При этом главная проблема остается. Она заключается в решении вопроса возможностей совмещения экологической этики и нового отношения к природе с тенденциями научно - технического прогресса. Одна из сторон данной проблемы - это степень допустимости вмешательства человека в природу. Это один из вечных вопросов существования человека на Земле.

В основу данного исследования положены идеи диалектико-материалистического положения, распространенного на человеческое общество и историю его развития, суть которых, согласно К. Марксу, сводится к следующему: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

С.А.Степанов отмечает, что «экология - это не столько проблемы политики и технологии, сколько проблемы мышления. Экологическая парадигма или ноосферный или коэволюционный (по В.И.Вернадскому и Н. Н. Моисееву) подход во взаимоотношениях человека - природы - общества должны составлять основу современного мировоззрения, этики поведения (культуру), нового образа жизни человека». Формирование экологической культуры, разработка экологических принципов управления современной цивилизацией и внедрение их в жизнь - вот основные задачи, стоящие перед обществом. Экологическое мышление, экологический и системный подход - эти слова получили широкое распространение во второй половине двадцатого века. Так, в 1970-е годы начала свою активную деятельность долгосрочная межправительственная программа «Человек и биосфера». Эта программа проводилась по плану деятельности ЮНЕСКО и включала в себя экологические проблемы, подлежащие решению на уровне мирового сообщества. Данная программа хорошо отражает основные тенденции в области охраны природы второй половины двадцатого века и показывает главные проблемы, требующие решения на строгом фундаменте научных знаний.

Л. П. Буева отмечает, что важнейшими средствами в решении этих проблем являются культура, образование, наука, искусство и философия. Но для этого они сами должны пройти «искус изменения» своего самосознания, сблизив предметное содержание научно-образовательной деятельности с аксиологической направленностью, введя антропогуманистические критерии в оценке результатов своей деятельности и положив ее ценностное основание принципы ненасилия. В целом этот процесс предполагает изменение самосознания общества и активизацию защитных функций культуры и образования по отношению к духовному и физическому здоровью общества, к «экологии человека». Н.Ф.Реймерс сформулировал систему законов, которые в полной мере объясняют происходящие процессы, а именно:

- Правило социально-экологического равновесия гласит, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением» на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем;

- Принцип культурного управления развитием говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком;

- Правило социально-экологической замены содержит мысль о возможных изменениях социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены характерными особенностями природной среды и которые не нее влияют;

- Закон исторической социально-экологической необратимости содержит мысль об исторической необратимости процесса развития общества;

- В качестве пятого закона приведен закон Вернадского, в соответствии с которым биосфера неизбежно переходит в ноосферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы «человек - природа».

Предотвращение экологического кризиса - одна из самых значимых проблем нашего общества. Можно назвать несколько причин способствующих ее обострению. Одна из них - стихийность развития цивилизации и увеличение масштабов деятельности человека. Стихийная и неконтролируемая деятельность человека по своей сути является антикультурной. Она имеет антигуманный, механический характер, поскольку ее развитие определяется материальными и техническими факторами. Различные аспекты экологических проблем в своих исследованиях рассматривают Л.И.Губарева, В.А.Зубаков, О.С.Колбасов, В.В.Крючков, В.Лупандин, Г.Николаев, Н.Ф.Реймерс, М.Розанов, А.М.Рябчиков, Б.С.Хорев, А.В.Яблоков и другие. Сущность всех экологических проблем можно свести к соизмерению своих действий с возможностями природы. Преодоление рассогласования между ними, по мнению Н.Н.Моисеева, должно идти по двум путям:

- целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента;

- ограничение характера производительных сил.

В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые могли бы самостоятельно регулировать и активно развивать свои способности, деятельность и поведение. Формирование подобных качеств возможно только при согласованном стремлении людей к такому образу жизни, при котором экологическая культура являлась бы приоритетом.

Говоря об экологической культуре, следует отметить, что она опирается на понимание личностью природы как величайшей ценности, как всеобщего условия выживаемости человечества в целом и каждого отдельного его представителя. Историческим началом экологической культуры было скорее всего то, что противоположно культуре, которая привела мир на грань экологической катастрофы. С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в двадцатом веке и особенно в последнее время. Современная цивилизация не только не устранила негативные тенденции прошлого, но и создала еще более изощренные формы опасности для жизни человека, снижающие ее ценность. А.Нейфах отметил огромную дисгармонию в развитии интеллектуальной и нравственной культуры человека, подчеркнув, что, вступая в двадцать первый век более или менее интеллектуально подготовленными, в нравственном отношении человек остается на уровне кроманьонца.

Сейчас попытка изменить отношения общества и природы сталкивается с непреодолимой трудностью. Она заключается в том, что человечество не может отказаться от жизненной необходимости использовать энергию и вещество окружающего мира. Своей целенаправленной деятельностью человек значительно изменил лик природы. На протяжении веков антропогенные источники загрязнения не оказывали заметного воздействия на окружающую среду, хотя некоторые отрасли индустрии, например, обработка металлов, были распространены еще до нашей эры. В средние века начался процесс ускоренного развития химии. Переход от феодальной раздробленности к образованию единых государств с централизованной властью способствовал дальнейшему прогрессу металлообрабатывающей промышленности и химической технологии. Однако объемы промышленных выбросов еще уступали выбросам от канализации и печного отопления. Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда IV (1273г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

Интенсивное загрязнение окружающей среды начинается с развитием капитализма. С развитием черной металлургии и химической промышленности, возникновением железных дорог, изобретением двигателя внутреннего сгорания качественный состав загрязнителей существенно изменился. Капитализм был опьянен победами над природой, когда раздались пророческие слова Ф.Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очереди совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Определение общего содержания процесса формирования экологической культуры предполагает рассмотрение самого понятия «культура». Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех проявлениях.

Первоначально термин «культура» обозначал возделывание земли человеком. В широком смысле он был впервые употреблен древнеримским оратором и философом Цицероном, который подразумевал под культурой возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. В дальнейшем понятие «культура» распространилось на все созданное человеком. В общефилософском подходе под культурой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим себе. Мир культуры - мир материальных и духовных ценностей, взятых в его отношении к человеку.

Она отражает степень развития человека как общественного существа. Мы абсолютно согласны с мнением В.Д.Лихачева, о том, что «живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупностикроме обычаев и навыков явно вредных для окружающих».

Начиная с восемнадцатого века термин «культура» стал широко использоваться в научных кругах. Он начинает рассматриваться как важный аспект существования человеческого общества, который отличает человека от животных. Возникает несколько направлений в разработке проблематики культуры. Одно из них (французские просветители) рассматривало культуру как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, которые противостоят дикости и варварству первобытного человека. Другое направление (немецкий классический идеализм) - Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг; немецкое Просвещение (Гердер, Лессинг) подразумевает под культурой историческое развитие человеческой духовности - эволюцию морального, эстетического, религиозного, философского, научного, политического, правового сознания, которое обеспечивает прогресс человечества. Третье направление (Вебер, Кассирер, Риккерт) акцентировало свое внимание на особенностях культуры различных типов общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, которые определяют тип социальной организации. Работу в этом направлении продолжили Данилевский, Сорокин, Тойнби, Шпенглер.

Культура рубежа конца девятнадцатого - начала двадцатого века представляла собой грандиозный социокультурный перекресток. Многообразие методов и стилей, творческих индивидуальностей, культурных, философских, эстетических открытий переполняло смысловое пространство культурной жизни. При изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнологии, теории систем, семиотики, теории информации (структурная антропология и структурализм - Барт, Леви-Стросс, Фуко; культурная антропология - Боас, Кребер, Рэдфилд, Тэйлор; соцальная антропология и структурный функционализм - Малиновский, Мертон, Парсонс, Радклифф-Браун и др.). Собственная природа человека оказалась сверхприродной. Начав с подражания природе в целом, с почитания ее животворящих сил, он не ограничился этим и перешел к почитанию сверхприродных объектов.

Развитие русской культуры в послеоктябрьский период оставалось во власти противоборствующих тенденций синтеза «всеединства» и раздвоения, распада. У самых истоков большевизма как идейного течения в России находилась ленинская идея использования культуры в качестве «служанки политики», инструмента воздействия на людей, на их сознание и поведение. М. Горький точно определил, что «культура создается энергиею народа». Причину разрушения он видел не в индивидуализации, идущем от интеллигенции и личной культуры, а, наоборот, в коллективизме. В первые десятилетия советской власти теория пролетарской культуры и социалистической культурной революции имели скорее политико-прикладное нежели методологическое значение (А.А.Богданов, А.М.Горький, Н.К.Крупская, В.И.Ленин, А.В.Луначарский, и другие). Одновременно велись серьезные исследования психологических аспектов культурной обусловленности личности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А. Н. Леонтьев и другие). В 1960-е годы в условиях ослабления идеологического диктата над наукой ряд ученых перешел к социально-научным методам исследования культуры (Ю.Н.Давыдов Ю.А.Жданов, Э.С.Маркарян и другие). А.Я.Флиер отмечает, что наука в СССР развивалась под большим влиянием идей о «духовном производстве», культуре как творчестве, преобразовании социального бытия по эстетическим канонам.

В настоящее время сложились и продолжают формироваться несколько научных направлений: теория культурной политики и деятельности культурных институтов (И.А.Бутенко, И.Е.Дискин, В.С.Жидков, К.Э.Разлогов, Т.М.Томко и другие), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование (В.Л.Глазычев, Э.А.Орлова, В.М.Розин, П.Г.Щедровицкий и другие), культурологизация образования в России (Л.П.Буева, Г.И.Зверева, Т.Ф.Кузнецова, А.Я.Флиер и другие), социализация и инкультурация личности (Л.Д.Гудков, Б.В.Дубин, С.Н.Иконникова, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Стрельцов и другие), культуролого-экологическое направление (Б. В. Адрианов, Э. С. Кульпин, И. И. Крунник и другие), культуролого-психологическое направление (А.Г.Асмолов, С.Н.Иконникова, А.П.Назаретян, В.Ф.Петренко, Л.Б.Филонов и другие), культуролого-социологическое направление (А.С.Ахиезер, Ю.Н.Давыдов, Л.Г.Ионин, Л.Н.Коган З.И.Файнбург и другие), культурно-типологическое направление (Л.Н.Гумилев, Б.С.Ерасов, Л.И.Новикова, Л.И.Рейснер, Е.Б.Черняк и другие), социальная и культурная антропология (С.Н.Артановский, В.Е.Давидович, Э.А.Орлова Э.В.Соколов и другие), краеведение (С.Б.Филимонов, С.О.Шмидт и другие).

Взаимодействие общества с природой составляет важную главу современной истории культуры. Сегодня можно говорить о том, что сформировался новый тип сознания - экологическое сознание. Экологическое сознание - часть общественного и индивидуального сознания, совокупность знаний, убеждений и навыков человека в деле взаимодействия его с природой. Оно оказало и оказывает громадное влияние на мышление биологов, географов, экономистов, историков, социологов. Можно сказать, что применение этого способа мысли позволяет выработать специфическую совокупность ценностных и методологических ориентации, по другому взглянуть на ряд проблем, касающихся взаимоотношений человека и природы, определить место человека в природе, создать новые понятийные средства и единицы теоретического анализа. Экологическое сознание означает следующее:

- осознание сущности экологических законов и правил;

- понимание причин противоречий в системе «общество - природа» как несоответствие социальных закономерностей природным законам;

- осознание опасности глобальной экокатастрофы и локальных экокризисов;

- моральный выбор способа целесообразной деятельности, которая согласуется с экологическим императивом;

- познание себя и отношение к себе и окружающему миру как части самого себя;

- становление «Эко-Я», а не «Эго-Я». Защита природы как самого себя; не человек мера всех вещей, а природа.

В прошлом формирование экологической культуры происходило стихийно, однако, если внимательно проанализировать историю, то можно увидеть постепенное нарастание сознательного начала. В настоящее время видимо наступает качественный перелом. По мнению А.Е.Чучин-Русова «в 1970-е годы начал формироваться новый культурный ландшафт - переходный между тысячелетиями культурной истории. Системные представления об экологии, которые стали складываться на пике культурно-цивилизационного кризиса, уже привели к таким сдвигам менталитета, которые в середине двадцатого века казались бы немыслимыми». Экологическая культура не может возникнуть сама по себе. Она должна быть сознательно создана усилиями ученых, прежде всего тех, кто занимается проблемами экологии человека и культуры. Еще Платон в IV веке до н.э. выдвинул идею формирования гармоничного человека основываясь на том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, каковы физические и нравственные качества его граждан.

Как отметил А.Е.Чучин-Русов, основное содержание новоцивилизационной мысли в своих культурно-исторических вариантах доминировало на протяжении тысячелетий культурной истории. Так, экологическое сознание и общекультурное системное мышление были присущи и архаике, и античности, и средневековью. Достаточно вспомнить Овидиевы «Метаморфозы» или «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Аристотель, будучи страстным и увлеченным натуралистом, любя природу, осмысливая отношение человека к ней, выводя их на уровень философских обобщений, закладывал основы природосообразности образования.

Известный исследователь П. Г.Олдак все проблемы с которыми сталкивается современное общество условно ил на три группы: экологические, экономические и социальные. Он считает, что «генеральная экологическая задача - это достижение положения, при котором совокупная нагрузка на природные системы не будет превышать их самовосстановительного потенциала». Мы полностью поддерживаем его мнение о том, что одной из программ первого ранга дерева целей является обеспечение социального развития, в том числе обеспечение развития образования, культуры и оптимизация процессов формирования личности. И.В.Конева отмечает, что в настоящее время происходит слияние глобального образования и экологических знаний. Она считает, что «экология человека направлена на синтез идей, воплощающих новое мышление, ориентированных на реализацию концепции устойчивого развития, предполагает паритетное положение Природы и Человека, при котором здоровье того или другого взаимообусловлены».

Современное человечество уже стало воздействовать на существование жизни на всей планете, однако человек все еще не понимает своей новой роли и своего места в изменившемся мире. Основная проблема современности, считает А.Печчеи, заключается в самом человеке, а не вне его. Современный человек все еще слепо доверяет науке и технике, полагая, что именно они смогут разрешить все противоречия современной эпохи. Однако научно-технический прогресс не ведет к устранению кризиса человечества, который вызван другими причинами и в первую очередь тем, что современный человек не способен принять на себя ответственность, вытекающую из его новой роли. Воспитание в человеке необходимых качеств - вот новая задача. Переориентация образования на человека, его воспитание и развитие является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Идея гуманизации, являющаяся следствием применения асксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философское, антропологическое, социальное и политическое значение, потому что от этого зависит стратегия общественного движения, которая может или тормозить развитие человека, цивилизации, или способствовать ему.

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры. Как считает Л. П. Буева, «коэволюция природных, социальных и культурных систем должна сменить парадигму «господства» человека над природой, обществом и самим собой. Между людьми должна возобладать культура диалога и согласия, согласования разнообразных интересов, терпимости к плюрализму ценностей, но не всеядности и нравственного хаоса». Реализация этого в предметном содержании и аксиологическом обеспечении образования представляет собой сложный, трудный и длительный процесс.

Нравственность - понятие широкое, а мораль больше относится к личностному поведению человека. Процесс их становления длителен и прежде всего связан с деятельностью. Н. Н. Моисеев решающую роль здесь отводит институту «Учитель», под которым понимает всю систему воздействия на человеческое сознание, его психику, воздействия, которые оказывает на него семья, школа, общественная среда, в которой протекает жизнь индивидуума, церковь и, конечно, характер его трудовой деятельности. В системе «Учитель» центральной фигурой является сам учитель. В эпоху ноосферы его личность станет играть решающую роль.

Педагогическая наука составляет неотъемлемую часть общественной системы и отражает в себе черты того или иного конкретно-исторического периода ее развития. Конец двадцатого и начало двадцать первого века - это период инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни. Известный в России ученый И. В.Бестужев-Лада отмечает, что «на протяжении последней четверти двадцатого века произошли разом три социальные катастрофы, которые полностью изменили ситуацию в стране вообще и в области образования, в частности. Во-первых, потерпела катастрофу семья старого типа, да можно сказать и семья вообще. Ныне она давно уже находиться в состоянии мучительной агонии, разложения заживо. Во-вторых, рухнуло традиционное вековое патриархальное мировоззрение, на котором тысячу лет держалась Русь и которое давало людям силу переносить тяготы войн, ужасы террора, бесконечные бедствия. Наконец, в третьих, рухнула реализованная утопия казарменного социализма».

Все это побуждает к глубокому анализу создавшейся ситуации с последующим созданием защитных механизмов не только от разрушительных сил природы, но и от социальных катастроф и культурного одичания. Кризис образовательной системы, который в данной ситуации серьезно обострился, требует пересмотра всех систем общественного устройства и ответа на вопрос: какое образование нужно человеку двадцать первого века?

В Законе Российской Федерации об образовании основным принципом государственной политики стал гуманистический характер образования, где приоритетными являются общечеловеческие ценности в развитии личности. В статье 14 вышеуказанного Закона отмечается, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, и должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры, интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

Система образования России содержит огромный потенциал развития, который целесообразно использовать как можно полнее. Важнейшее направление реформы образования - изменение системы гражданского воспитания учащихся в духе идеалов и ценностей демократического общества, обновление содержания воспитательной работы. Воспитание предполагается рассматривать как специально организованный процесс формирования и принятия гуманных, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.

Решить поставленные задачи можно только если обеспечить целостный воспитательно-образовательный процесс, как в рамках школы, так и за ее пределами. Воспитание детей предполагает органическую взаимосвязь жизни и деятельности учащихся, подростков, молодежи в семье, школе, учебно-производственном комбинате и других социокультурных институтах. Современная школа не может работать изолировано, не согласуя свою деятельность с другими муниципальными, общественными и государственными социальными институтами. Безусловно, процесс становления личности школьника определяется тем обществом, в котором оно формируется: экономическими, социально-политическими, культурными и другими условиями. Важнейшей задачей образования является формирование у школьников представлений об основных ценностях демократического общества: добре, зле, социальной ответственности, свободе, равенстве, справедливости. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве основы для построения такой воспитательно-образовательной системы. Ценность жизни, бытия лежит в основе экологической культуры, формирование которой является одной из целей образования.

По мнению А.Г.Горшкова наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности является формирование мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, к самосовершенствованию, к экологически чистым формам жизни. Очевидно, что борьба за здоровье современного человека -это не только попытка изменения экологической обстановки. Он считает, что здоровый образ жизни невозможен без глубокой перестройки поведения людей, их привычек и установок. Мы полностью согласны с его точкой зрения о том, что сознание человека необходимо подчинить экологическому императиву, его жестким законам.

Мы полностью согласны с мнением Н.В.Добрецовой, что пришла пора воспитывать детей не в вековой традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. При этом она отмечает, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание.

Сегодня мы выступаем за интеграцию экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет, а то и с самого раннего детства, но, как отмечает Л.А.Коханова, у Атистотеля это уже было. Идея воспитания гармоничного человека восходит к античности, где, по мнению Л.Кузнецовой, вся система воспитания определялась понятием «калокагатиа» (еаиов – «красота», agathos – «добрый»), обозначавшим соединение красоты внешней и внутренней, гармоничного соответствия нравственного и эстетического в характеристике прекрасного, совершенного человека.

Психологами давно отмечено (Рубинштейн), что личность - это результат побудительных и исполнительных компонентов педагогического воздействия в их единстве. Л.С.Выготский, автор культурно-исторической теории развития высших психических функций, отмечает, что развитие есть процесс социокультурный. Основной закон культурного развития Л.С.Выготского гласит: «... всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом -психологическом.». Э.В.Ильенков утверждает, что любой объект окружающего мира (да и сама природа) дан субъекту только и исключительно через призму человеческой деятельности, либо его собственной, либо опредмеченной в этом объекте. Любая вещь или предмет есть не что иное, как «форма деятельности человека, зафиксированная как вещь». Он обращает внимание на тот факт, что ребенок становится мыслящим субъектом только через овладение культурой. Н.Н.Вересов подчеркивает, что сознание и культура есть единая реальность, один мир, одна система.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Вопрос об определении содержания понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание» остается дискуссионным и в настоящее время.

В проекте Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации, разработанном коллективом ученых под руководством С.А.Степанова, под экологической культурой общества понимают относительно самостоятельную часть общечеловеческой культуры, систему национальных и общечеловеческих ценностей, выражающую и определяющую характер отношений межу обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способ включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рачительное использование природных ресурсов. При этом развитие экологической культуры общества с их точки зрения должно реализовываться через систему экологического образования, воспитания и информирования.

Экологическое воспитание - это часть экологической культуры, процесс непрерывного систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Экологическое образование - целенаправленный непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек - общество - природа». Этот термин введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы в 1970 году. Первыми исследователями, которые уделили значительное внимание разработке содержания экологического образования в нашей стране, были Я.И.Габаев, Б.Г.Иоганзен, А.П.Момотова, И.Н.Пономарева и другие. Они имели существенные отличия от современных принципов и подходов. Например, экологическое образование И.Н.Пономарева рассматривала как систему экологических понятий, которая является важной составной частью общей системы биологических понятий школьного предмета и обусловлена спецификой его содержания в каждом отдельном курсе и связана с возрастными особенностями учащихся.

Концепция формирования экологической культуры, разработанная Б.Т.Лихачевым, Н.С.Дежниковой, И.В.Цветковой и рядом других ученых, под экологической культурой понимает систему специальных знаний и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой. Такая культура строиться на эмоциональной отзывчивости и чувстве ответственности за состояние окружающей среды, стремлении жить в созвучии с нею, строгом соблюдении им правовых законов.

Сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. Экологическая этика - учение о должном в отношениях человека, его хозяйственной деятельности и природы, основанное на внутренних самоочевидных нравственных принципах. Ф.Т.Михайлов отмечает, что «образовательное пространство - это пространство реально-идеальной культуры и имеет цель - сохранение и трансляция и в пространстве, и времени, и совершенствование культуры.» Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности, по его мнению, служит «не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто, так или иначе, включается в пространство образовательной деятельности».

А. А. Смятских считает, что образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирование образа мира и человека в нем. Он предполагает, что целевая предметно-гуманитарная основа антропоцентрической парадигмы образования подразумевает введение обязательного цикла дисциплин «Человеку о человеке», включающего курсы теоретико-практических занятий, куда включены практика самопознания, психологическая самозащита, помощь другим в защите окружающей среды и т.д..

Обращаясь к роли образования в формировании экологической культуры школьников мы имеем в виду, конечно, не только пропаганду соблюдения определенных правил, транслируемых через различные нормы культуры. Следует отметить, что в современной педагогической литературе недостаточно четко определены подходы в определении места экологической культуры в системе образования. Л.И.Грехова утверждает, что экологическая культура личности формируется в процессе экологического и общего образования. При этом она отмечает, что «эффективность процесса находится в прямой зависимости от его непрерывности. Только в этом случае можно ожидать поступательного развития экологической культуры: наращивания слоя знаний по экологии, повышение компетентности в общении с природой, развития ответственного гражданского отношения и высоконравственного поведения в природе, особенно в конкретной местности своего проживания и в трудовой деятельности». В.И.Коваленко, А.И.Костин, Н.Н.Моисеев, С.А.Степанов предлагают собственную Концепцию эколого-политологического образования. Н.Ф.Реймерс предлагает создание Всемирной Академии экологии. Исследованием различных аспектов экологического образования и воспитания занимаются Т.В.Бочкарева, А.Н.Головкин, Ю.П.Козлов, Э.О.Фриденберг. В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев и ряд других исследователей считают, что важную роль в этом процессе должна сыграть образовательная область «Технология». Проблемы воспитания учащихся в процессе труда отражены в работах Л.К.Балясной, А.Г.Дубова, Н.В.Кухарева, Л.А.Леонова, Ю.А.Лобейко, А.С.Лында, Т.Н.Мальковской, Л.В.Мельниковой, Т.В.Сорокиной, А.М.Саховский, Л.Филатовой, А.А.Шибанова.

Наш подход связан с пониманием «экологической культуры» как части общечеловеческой культуры, определяющей характер отношений в системе «человек - окружающая среда» в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, выражающей степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и использование природных ресурсов как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях ее организации. В связи с этим, экологическая культура рассматривается в нашем исследовании как компонент начального профессионального образования, который ориентирует школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств не только в настоящий момент, но и в будущей профессиональной деятельности.

В докладе Международной комиссии по образованию XXI века, представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить. Шкатулла В.И. отмечает, что «образование пытается научить, как организовывать совместную жизнь в «планетарной деревне» в условиях, когда мы не способны уложиться в рамках естественных сообществ: нации, регионы, города, деревни, просто с соседом».

Очень часто пользуются сочетанием «экологическое образование и воспитание», что, по мнению Е.В.Хохловой, неверно. Она считает, что экологическое образование и экологическое воспитание являются частными направлениями более общих процессов образование и воспитания, при этом первое правомерно связывать с формированием системы экологических знаний, умений и навыков, т. е. с интеллектуальным, познавательным развитием, а второе - с формированием экологических потребностей, интересов, убеждений, правил, принципиальных установок, т.е. экологических ориентаций. Экологическое воспитание является фундаментом, на котором формируется экологическая культура личности.

Следует отметить, что, не смотря на обилие педагогических новаций, новых форм и методов обучения и воспитания, уровень экологической культуры подрастающего поколения продолжает неуклонно падать, что не может оставаться незамеченным.

В настоящее время кризис образовательной системы появляется очень сильно. Образовательные системы, в основе которых находятся модели высокой культуры, вступили в жесткое противоречие с декультурацией среды повседневного бытия образцами «масскульта». Л.П.Буева отмечает, что «образование и жизнь стали осуществляться как бы в разных плоскостях и нести в себе противоположные тенденции». Коммерциализация образования еще больше углубляет социальный раскол. Сегодня «рынок» в России активно не востребует нравственные и правовые нормы, равно как и высокую культуру, но это не значит, что нужно ориентироваться на этот «стихийный регулятор», превращающий свободу выбора в «беспредел». Количество и качество преподаваемых школьникам дисциплин оставляет желать лучшего. Многие предметы преподаются без учета интеллектуальных и физических возможностей учащихся и как следствие информационные перегрузки ведут к ухудшению здоровья, возрастает количество нервных расстройств, стрессов.

Еще одним важным на наш взгляд моментом в повышении эффективности процесса формирования экологической культуры мы считаем готовность педагогов к осуществлению деятельности такого рода.

Н. С.Дежникова отмечает, что «сами учителя свою готовность к воспитанию вообще и к экологическому в частности оценивают очень низко. Экокультурная несостоятельность учителя - серьезный тормоз в формировании у воспитанников понимания «экологии» как способа нового видения мира, места и роли человека в нем».

Безусловно, образование стремиться к формированию нового образа мышления, нового образа жизни, направленного на сохранение человека и всего того, что его окружает. Однако, в последнее время наметились негативные тенденции свертывания экологического образования в нашей стране. Начиная с 1997 года предмет «Экология» был переведен из базового в региональный компонент общеобразовательного стандарта, а в новой доктрине 12-летнего общего образования вообще исключен. В 1995-1998 годах был разработан, принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный Закон «О государственном регулировании образования в области экологии», но, не смотря на то, что он на Межпарламентской ассамблее стран СНГ признан в качестве модельного и распространен в странах Содружества, указанный проект был отклонен Президентом Российской Федерации.

Даже проект Федеральной целевой программы экологического образования населения России в 1997-2010 годах, разработанный рядом министерств и ведомств с участием Межпарламентской комиссии, не был утвержден Правительством Российской Федерации. Наконец, с опозданием на целое десятилетие под эгидой Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды был разработан проект Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации под руководством С.А.Степанова коллективом ученых, специалистов, практических работников в области экологического образования, куда вошли такие известные деятели, как В.И.Беляев, А.Н.Захлебный, Н.Н.Моисеев, Г.А.Ягодин и многие другие. Стратегия экологического образования - это система приоритетных целей, идей, принципов, составляющая основу государственной политики в области экологического образования и определяющая основные направления ее реализации, экологизации образа жизни человека и формирования экологической культуры. Она направлена на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России в течение всей его жизни и предусматривает развитие экологического образования на период до 2025 года. Национальная стратегия рассматривает экологическое образование и воспитание как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде. Для образования необходима новая философия с экологической основой как системообразующей основой знаний, навыков и умений гармонично сосуществовать в природе.

В Международном независимом эколого-политологическом университете, концепция которого разрабатывалась под руководством Н. Н. Моисеева и Н. Ф.Реймерса, предполагают ориентацию экологического образования и воспитания на развитие личной заинтересованности обучающихся. По мнению В.А.Шаповалова «наращивание функциональной грамотности населения должно сопровождаться ростом профессиональной компетентности и моральных качеств обучающихся». Н. М. Мартынова определяет два подхода к построению экологического образования. Первый базируется на понимании экологии как сферы взаимодействия общества, человека и природы, т.е. рассматривает прикладной аспект этой науки. В центре внимания оказывается человек, общество и научно-технический прогресс, и вопросы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов. В основе второго подхода лежит идея о том, что человеческое общество является частью природы, связано с ней неразрывными связями и подчиняется ее законам.

По мнению П. Г. Олдак «мы не заметили, что наша техническая мощь намного опередила нашу экологическую грамотность, равно как и нашу духовную культуру». Исследователь считает, что «новая стратегия должна исходить не из идеи уничтожения неугодных нам форм жизни, а из идеи сосуществования и поиска эффективных средств сдерживания агрессивных биологических форм. Мир будущего - это мир контролируемых, а не истребляемых видов». В.А. Латышев считает, что нельзя искоренить зло, именуемое отсутствием экологической культуры и грозящее нам мировой катастрофой, не создавая условий для культурного развития человека, присвоения им нового, экономически полноценного способа жизни.

Таким образом, состояние проблемы формирования экологической культуры школьников отражается в следующем:

- Экологическая культура должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;

- Не смотря на большое количество исследований в области формирования экологической культуры, необходима разработка стратегии формирования экологической культуры населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;

- Законодательная база нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической культуры населения нашей страны;

- Постановка экологического образования и воспитания не имеет четкой организации, следствием чего является низкая эффективность процесса формирования экологической культуры.

 

АВТОР:Чикильдина Н.А.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.