Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством применения компьютерной обучающей программы



В задачи исследования входило:

Изучить педагогическое воздействие обучающих компьютерных программ на усвоение основ знаний по здоровому образу жизни детьми старшего дошкольного возраста.

Выявить влияние занятий с компьютером на физиологические функции и физическое состояние детей.

Разработать и внедрить методику использования современных информационных технологий в процесс физического воспитания дошкольников.

В ходе всей экспериментальной исследовательской работы уделялось большое внимание важнейшим компонентам деятельности обучения - умственным умениям анализировать, сравнивать, прогнозировать и ориентироваться.

Созданная нами компьютерная обучающая программа состоит из двух частей. Первая часть программы представляет собой мультимедиа учебник,

где в доходчивой для детей дошкольного возраста форме приводятся основы знаний по здоровому образу жизни, а также тестирующие вопросы. Вопросы и варианты ответов озвучиваются, поэтому дети, не умеющие читать, легко работают с программой. В качестве примера можно привести один из вопросов, предлагаемых детям: «Для чего нужны волосы в носу?». И варианты ответов - «Они вообще не нужны», «Благодаря им из носа меньше течет при насморке», «Они задерживают грязь и пыль, чтобы те не попали в легкие».

Вторая часть программы представляет собой игру, условием успешного проведения которой служат знания, полученные детьми в первой части программы.

Эта программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на один год обучения при еженедельных одноразовых занятиях, продолжительностью 30 мин (10 мин непосредственной работы на компьютере).

В экспериментальном исследовании участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста - 70 человек (30 детей в экспериментальной группе (ЭГ) и 40 - в контрольной (КГ). Дети ЭГ наряду с традиционной программой по физическому воспитанию занимались по предложенному нами курсу обучения с использованием компьютера, тогда как с КГ занятия проводились по традиционной программе физического воспитания дошкольного образовательного учреждения.

Разработанная нами методика использования компьютера в процессе физического воспитания старших дошкольников для обучения их основам знаний по здоровому образу жизни представлена в таблице.

Исследования показали, что в ЭГ произошли существенные изменения в усвоении основ знаний о здоровом образе жизни (об этом свидетельствует анализ устных ответов и результатов тестирования на компьютере: дети стали применять полученные знания на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности). Если в начале эксперимента различие уровней знаний о здоровом образе жизни у детей ЭГ и КГ было минимальным, то в конце исследовательской работы - значимым.

Знания у детей ЭГ существенно улучшились, тогда как в КГ этот показатель увеличился не так значительно. Из этого можно сделать вывод, что педагогическое воздействие применения компьютерной обучающей программы позволило более качественно повлиять на усвоение знаний о здоровом образе жизни, чем традиционные методы физического воспитания.

Для сохранения и укрепления здоровья дополнительно к обучающей компьютерной программе с детьми ЭГ проводились занятия с использованием метода биологической обратной связи (БОС) на компьютерном тренажере БОС «Дыхание».

На занятиях с тренажером БОС «Дыхание» дыхательная аритмия сердца (ДАС) - основной объект диагностики и тренинга. дАс- функциональный показатель адаптационных возможностей организма, чуткий показатель самочувствия, состояния предболез-ни, стресса, психо-эмоционального перенапряжения. Во время сеанса БОС происходят: регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью специальных датчиков; преобразование сигнала ДАС в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

Как свидетельствуют исследования создателей технологии БОС «Дыхание» (А.А. Сметанкин, ЗАО «Биосвязь», Санкт-Петербург), для овладения навыком правильного дыхания и достижения лечебно-оздоровительного эффекта достаточно провести с тренажером БОС «Дыхание» 10-12 занятий по 20-30 мин каждое. При необходимости через 3-4 месяца занятия можно повторить. В результате ребенок получает навык правильного дыхания на всю жизнь, что, несомненно, положительно влияет на его здоровье [8].

Об эффективности педагогического воздействия предлагаемой методики проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» можно судить по сравнительному анализу результатов физиологических тестов у детей, занимавшихся в КГ и ЭГ до проведения и после окончания нашего исследования.

Снижение ЧСС в покое у детей ЭГ имело стойкий и долговременный характер. Это можно объяснить тем, что дети ЭГ, занимаясь на тренажере БОС «Дыхание», получили навыки правильного дыхания, а так как функция дыхания тесно связана с сердечно-сосудистой системой, произошла экономизация работы сердца.

Еще более показательны изменения на первоначальном и конечном уровнях значений ДАС (разницы между максимальной величиной пульса на вдохе и минимальной на выдохе). Если в начале эксперимента у детей обеих групп значение ДАС было примерно одинаково, то после проведения занятий с тренажером БОС «Дыхание» у детей ЭГ этот показатель стал значительно выше (р<0,01). Рост ДАС указывает на приведение в баланс гомеостатических процессов, восстановление и улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Гораздо более выраженное влияние оказали занятия детей с тренажером БОС «Дыхание» на улучшение показателей в пробах Штанге и Генче. У детей ЭГ результаты этих проб были на более высоком уровне, чем у детей КГ (р<0,01). Это свидетельствует о том, что дети ЭГ обучаясь на тренажере БОС «Дыхание», приобрели навыки правильного дыхания, что способствовало оптимизации у них дыхательного процесса и способности противостоять дискомфорту в условиях гипоксии.

Учитывая особенности процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях и тот факт что основной целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, мы предлагаем: информационные технологии использовать в обучении детей начиная с 5-6-летнего возраста; занятия с детьми на компьютерах проводить перед обедом или после дневного сна; детям предпочтительнее заниматься в парах (при наличии компьютеров и при соблюдении должных санитарно-гигиенических требований количество занимающихся на занятии может быть 6-8 человек); использовать мультимедийные обучающие компьютерные программы, соответствующие возрасту детей; занятия детей с компьютером проводить в виде игры.

Введение компьютера в процесс физического воспитания дошкольного образовательного учреждения позволило установить, что использование информационных технологий обучения способствует: воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей; формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни; углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании; формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук); оздоровлению детей и профилактике различных патологических состояний (занятия с тренажером БОС «Дыхание»).

Таким образом, использование современных информационных технологий старшими дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей детей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.