Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Игровые методы в физическом воспитании



Библиографическое описание: Ториев А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании [Текст] / А. Ш. Ториев // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 102-103.

 

 

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра — это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу [1, С.72].Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Однако одна из главнейших функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей старшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. [2, с.224] Например, для того чтобы увернуться от «ловушки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, школьники могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.

Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бежал, прыжки, метание и т. п.).

Похожая статья:Принцип индивидуализации в физическом воспитании школьников

Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке — игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т. п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его доброе видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Регулируя физическую погрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корегувати вес и количество предметов, усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.

Игры на местности належат к подвижных, вместе из тем они отличаются от них как содержанием, так и задачами, которые решают, а также условиями, методикой проведения. Они происходят в разнообразнейший местах на обычной местности, в лесу и т. д. Почти все игры, которые проводятся на местности, предусматривают наличие у детей определенной подготовки, знаний и привычек.

Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться за заранее определенными сигналами. После окончания игры тренер вместе с всеми игроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы или команды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи. и судий — посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а также сказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условий игры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышает заинтересованность детей.

Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

 

Литература:

1. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С. Д. Неверковича.- М.:Физическая культура, 2006.-72с.

2. Былеева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.

  1. Современные технологии, как фактор обновления воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Современные технологии, как фактор обновления воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Коммунальное государственное дошкольное учреждение «Ясли – сад №3», г. Семей, Воспитатель:Заворина.Наталья. Юрьевна. Из опыта работы. В современном мире, где постоянно и с большой скоростью происходят изменения практически во всех сферах, стало требованием времени такое качество, как мобильность в широком смысле этого слова. И дошкольное воспитание не является исключением. В задачу педагогического состава входит не только обучение дошкольников, используя традиционные и проверенные временем методик обучения, но и разработка, применение новых методик обучения с использованием новых и актуальных технологий, для того, чтобы дети легко справлялись с требованиями, предъявляемыми современным миром. Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов. Проектная технология представляет собой планируемую и реализуемую работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст с другой деятельностью. Таким образом, проектная технология позволяет реализовать межпредметные связи, расширяет пространство общения посредством опоры на практическую деятельность. Работа над проектом – процесс творческий. Участники проекта, активно взаимодействуя друг с другом, осуществляют поисковую деятельность с целью решения личностно значимой проблемы. Это требует от них в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их творческого использования. Следовательно, у детей развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения знаний об окружающем мире. В ходе выполнения проекта, решаются проблемы средствами творческой и поисковой деятельности. Проектная технология придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, и в полной мере отвечает новым целям обучения. Проектная технология ценна именно тем, что в ходе его выполнения, дети учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, что является необходимым компонентом образования в настоящее время. Роль педагога заключается в постоянной консультативной помощи. В процессе проектной деятельности ответственность за обучение возлагается на каждого участника как индивида и члена проектной группы. Использование проектной технологии в образовательном процессе для нас имело ярко выраженный характер сотрудничества между детьми и взрослыми. Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. В процессе системной работы взрослые лучше начинают понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в жизни детского сада. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Итак, на сегодняшний день задачи образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и технологии организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Наш детский сад санаторного типа и одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является проектная деятельность. Основным направлением работы было выбрано развитие личности ребёнка через исследовательскую деятельность и реализацию проектов. Дети дошкольного возраста по своей природе – исследователи. Для них характерны проявление любознательности, желание экспериментировать. Поэтому, выбирая тему для проекта, мы учитывали возраст, жизненный опыт, интересы детей, доступность, а также возможности реализации. Темой первого проекта была «Киска в гости к нам пришла», мы организовали цепочку участников: Дети – родители – воспитатели, объяснили цели и задачи проекта, составили план и приступили к работе. Проект краткосрочный, был рассчитан на пять дней. В первый день к детям пришла в гости кошка(живой объект), они рассматривали, кормили, обследовали, делились своими впечатлениями. Родители организовали выставку: «Чем питаются котята». В течение дня были проведены: подвижные игры: «Кот и мыши», «Мыши в кладовой». Во время музыкальной деятельности пели песни: «Что ты хочешь кошечка», «Серенькая кошечка», проводилась музыкальная игра «Киска». В конце дня составляли рассказы о своих впечатлениях. По домашнему заданию родители и дети, а так же воспитатели собирали картинки с изображением кошки и на второй день организовали выставку: «Мяу - Вернисаж». В этот день дети рисовали: «Мисочку для кошечки», смотрели настольный театр: «Кто сказал мяу?». На третий день в организованной учебной деятельности по физкультуре «Веселые котята», в упражнениях прослеживались повадки, движения домашнего животного, а после обеда организовали выставку игрушек и игрушек самоделок, фотовыставку: «Мой любимый котенок». На четвертый день, по ознакомлению с окружающим миром дети знакомились с домашними питомцами, рассматривали картину: «Кошка с котятами». Презентация проекта прошла в виде спектакля – концерта, декорации которого была вся продуктивная деятельность участников проекта. Дети представляли проект сами под руководством воспитателя. Весь материал был заснят на видеопленку и оформлен в книгу с фотографиями. Работая над проектом, каждый участник, даже с низким уровнем знаний и психологически менее активный, получил возможность проявить собственную инициативу, фантазию, активность и самостоятельность в решении проблемы. Реализация проекта дала следующие результаты: дети узнали ближе кошку, что о ней надо заботиться и не обижать домашних животных, научились за ней ухаживать, познакомились с ее повадками и привычками. Работа над проектом поставила ряд новых задач, открыла новые перспективы в работе. Вся исследовательская деятельность проекта осуществлялась в условиях ограниченной территории детского сада, а ребенок должен увидеть объекты в естественных для них условиях и поэтому мы выбрали вторую тему проекта: «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой города Семей». Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями, о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту своей земли, красоту человека, живущего на этой земле. Воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой родины. Это аллея около сада, и березовая поляна, и живописная тропинка у реки Иртыш…. Целью этого проекта является, заложить в каждом ребенке основы духовно- нравственной личности, способной к гуманизму, гордости, желание сохранить и преумножить богатство своего края. Ресурсы этого проекта: 1. Дети младшего дошкольного возраста, родители и воспитатели. 2. Фотоальбомы, карандаши краски, музыка, экскурсии, видеофильмы. Срок реализации проекта: одна неделя. В рамках проекта были проведены: три тематические прогулки, две автобусно – пешеходные экскурсии по городу, организованная учебная деятельность в области «Творчество», «Социум», «Коммуникации». Презентацию проекта провели в виде «Вернисаж детских рисунков», оформление фотоальбома: «Природа города Семей». Знакомство детей с родным краем, с природными, национальными, историко – культурными, географическими особенностями, формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Для решения задач по нравственно – патриотическому воспитанию требуются долгосрочные проекты, поэтому возникла необходимость изменить сроки реализации. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Моя малая Родина». Проведен цикл организованной учебной деятельности, на темы: «Детский сад, детский сад он так нужен для ребят», «Улицы рассказывают», Беседа «Моя малая Родина», заучивание стихотворения Е. Утетилеуова «Отан», экскурсия «Мой город». Принимали активное участие дети и родители в различных видах деятельности: подбор фотографий – слайд – шоу: «Любимые детки», конкурс стенгазет: «Моя семья», викторина: «Семей – гордость моя», фильм- экскурсия: «Мой любимый город», буклеты: «Достопримечательности города Семей», «Я сын своей земли», встреча с почетными гражданами города, ветеранами ВОВ. Воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности, совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, во взаимодействии с родным краем. Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Потому, так необходима модернизация содержания образования и организационно-педагогической деятельности. Именно поэтому использование современных технологий , как фактора обновления воспитания и обучения детей дошкольного возраста, открывает новые возможности в деле воспитания подрастающего поколения и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. В заключении необходимо сказать, что использование проектной технологии обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства. Литература. 1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2004, № 5. 2. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 3. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3. 4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6. 6. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996. 7. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4. 8. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 9. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. 10. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8. 11. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8. 12. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 13. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 14. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». ДОУ 2008 № 4. 15. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…» 16. Материалы Интернет.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.