Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 6. Планирование производства и сбыта продукции





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Разработка плана производства и продажи продукции является ведущей задачей планирования. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений организации, основной профиль плановой организационной и управленческой деятельности, а также главные цели и задачи.

Требующаяся в рыночных условиях гибкость деятельности предприятия может входить в противоречие с целями отдельных подразделений и их работников. В этой ситуации планирование призвано обеспечить координацию целей, задач и деятельности различных подразделений в рамках единой стратегии. Это позволит достигать оптимального соотношения между производством и сбытом продукции или услуг.

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и реализации продукции, расчет потребности всех видов экономических ресурсов.

В годовом плане производства содержится связанная система следующих плановых показателей:

Ø основная цель производственной деятельности организации и ее отдельных подразделений;

Ø объемы и сроки производства с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

Ø расчет производственной мощности предприятия и его подразделений, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемами производства и реализации;

Ø определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы;

Ø распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;

Ø выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки оборудования и производственных площадей;

Ø обоснование методов и форм организации производства запланированной продукции и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

На основе плана производства разрабатываются социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. Количество разделов или частей плана, а также их название могут быть различными в различных организациях. Также могут различаться методика и порядок планирования.

В комплексном плане производства также предусматриваются источники финансирования отдельных работ и предельно допустимые затраты, общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки поставки продукции и ответственность исполнителей по всем видам работ.

По уровням управления производственные планы бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др.

По длительности периода планирования различают долгосрочные и текущие планы.

Основные различия между долгосрочными и текущими планами предприятия группируются по следующим отличительным характеристикам:

Ø степень точности устанавливаемых интервалов планирования;

Ø уровень интеграции и дифференциации производственных процессов;

Ø количество применяемых показателей;

Ø допустимая точность затрат и результатов планирования производства;

Ø действующая система распределения обязанностей и функций между основными исполнителями.

Производственная деятельность характеризуется системой показателей, часть из которых начала применяться с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. К числу показателей относятся:

Ø спрос показывает количество продукции, которое потребители хотят и могут приобрести в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях. Спрос определяет то количество продукции, которое может быть реализовано на рынке, а значит, он определяет объемы производства;

Ø предложение показывает, сколько продукции готовы реализовать производители на рынке в течение какого-то промежутка времени по конкретной цене при данных условиях;

Ø объем производства характеризует количество и номенклатуру выпускаемой продукции в планируемом периоде. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью;

Ø натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т.д. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей;

Ø трудовые измерители характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах, нормо-рублях и др. Являются наиболее универсальными и наиболее распространены на производстве;

Ø стоимостные измерители характеризуют объем производства в денежном выражении. Позволяют на единой основе сопоставлять, анализировать и суммировать объем выпуска разнородной продукции. Мало эффективны в условиях высокой инфляции;

Ø номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и т.д.;

Ø валовый оборот (ВО) – суммарный объем производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в стоимостном измерении;

Ø внутрифирменный оборот (ВнО)– часть суммарного объема производства, обращающаяся между его цехами и подразделениями;

Ø валовая продукция (ВП) – разность между валовым и внутрифирменным оборотом: ВП = ВО – ВнО;

Ø коэффициент обновляемости продукции – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

К основным плановым показателям относятся:

¨ Номенклатура;

¨ Ориентировочная сумма капиталовложений;

¨ Ориентировочные сроки исполнения;

¨ Ответственные исполнители;

¨ Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат.

Производственная программа предприятия представляет собой развернутый (комплексный) план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска продукции.

В процессе разработки производственной программы руководство организации должно ориентироваться на выбор таких продуктов, которые принесут производителям максимально лучшие результаты.

При разработке производственной программы должны быть обоснованы объемы и сроки выпуска по стадиям и циклам производства. С этой целью производственные планы отдельных подразделений составляются цепным методом в порядке, обратном ходу технологического процесса.

Объемы производства подразделений могут планироваться в натуральных, трудовых, стоимостных и иных измерителях. Основными плановыми показателями обычно являются годовая величина спроса, годовой объем предложения, важнейшая номенклатура и ассортимент выпуска, трудоемкость единицы или объема продукции, издержки производства, рыночные цены и др.

Годовая производственная программа цехов, характеризующая в трудовых измерителях (нормо-часах) номенклатуру и объем выпуска товаров, выполнения работ и услуг, определяется по формуле

где Пп — производственная программа цеха, н-ч;

н — номенклатура выпускаемой продукции или работ;

Тшт— штучное время, нормативная трудоемкость единицы продукции, мин/шт.;

Nг — годовой объем выпуска (спроса) продукции, шт.

Производственная программа по номенклатуре и объему выпуска должна обеспечивать полную загрузку всех рабочих мест и персонала, годовой номинальный фонд рабочего времени.

Чтобы осуществить наилучшие варианты производства двух товаров на предприятии, необходимо обеспечить полную занятость всех имеющихся ресурсов. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Она характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии, передовых форм и методов организации труда и производства.

Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг, степень сдерживания объема выпуска или верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массой товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и др. показателях.

 

Планирование сбыта продукции. Система рыночных отношений предусматривает тесную взаимосвязь между процессами производства, распределения и потребления продукции. Положенный в основу планирования современного производства принцип заключается в необходимости полного удовлетворения всех потребностей покупателей. Спрос определяет объемы и сроки продажи продукции и таким образом задает все свои плановые показатели предприятиям-производителям.

Разработка плана продажи (реализации продукции) является завершающим этапом составления производственной программы предприятия. В то же время план продажи (сбыта продукции) служит основой для составления общехозяйственных и внутрифирменных смет затрат на производство и реализацию товаров.

В любом плане продаж, как правило, указывается количество продукции каждого вида, а также работ и услуг, которые будут реализованы в предстоящий период хозяйственной деятельности фирмы. При равномерных поставках объем продаж на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции (Вс) на период времени (Тпер ) по следующей формуле:

где Ппр — планируемый объем продаж продукции, руб.; Вс — среднесуточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Тпер — планируемый период продаж, месяц, квартал, год, дней.

При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонным колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц. В годовой план сбыта продукции предприятия включаются объем реализации продукции на внутреннем рынке, размер полуфабрикатов и комплектующих изделий собственного производства, величина экспортных поставок товаров, нормативы запасов готовой продукции, количество работ и услуг производственного назначения и т.п. Объем продаж планируется в стоимостном выражении в рыночных ценах.

Показательобъема реализации продукции связывает каждое предприятие со всеми своими потребителями на соответствующих рынках сбыта. Реализованной считается проданная готовая (товарная) продукция. Ее показатель объединяет не только объем производимой в плановом году новой продукции, но и остатки нереализованной в прошлом (отчетном) году готовой продукции. В общем виде годовой объем реализации рассчитывается по формуле

РП = НП +Δ ГП,

где РП — планируемый годовой объем реализации; НП — объем новой продукции; Δ ГП — остатки готовой продукции.

Совокупный объем продажи продукции в планируемом году определяется по всем видам и срокам поставок продукции, а также условиям ее оплаты и отгрузки, согласованным с потребителями. При планировании годового объема продаж производители должны предусматривать при заключении хозяйственных договоров пригодные для себя условия оплаты товаров и услуг: по факту отгрузки (на дату поставок), в кредит (на установленный срок), авансом (предварительная оплата), а также учитывать скидки с цен, уровень инфляции, потери на стадии обращения продукции, безнадежные долги клиентов и т.д.

Планы продажи и производства продукции тесно взаимосвязаны. В условиях рынка план сбыта, составленный на основе портфеля заказов потребителей, оказывает прямое воздействие и на планирование объемов производства товаров и услуг. Рассмотрим более подробно алгоритм составления плана сбыта. В ходе разработки плана продажи на первом этапе на основе плановых показателей производства устанавливаются объемы потребности в ресурсах, а также основные их поставщики. Сравнение наличных и требуемых ресурсов позволяет плановикам и менеджерам убедиться в том, что движение материальных потоков в должных объемах может быть действительно обеспечено в течение рассматриваемого периода.

При нехватке тех или иных ресурсов следует согласовать план производства и продажи продукции с учетом финансово-экономических и материально-технических приоритетов.

Второй этап разработки плана продаж предусматривает составление программы движения потоков изделий по всей распределительной логистической сети: от производственных подразделений предприятия до торговых центров конечной продажи или даже до отдельных потребителей продукции. Эта стадия сопряжена с планированием потребности в складских помещениях и транспортных средствах. Здесь снова возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения анализа внешних и внутренних возможностей предоставления услуг в данном плановом периоде. При дефиците транспорта и складских помещений, которые должны быть использованы в процессе сбыта продукции, разработчикам плана продаж следует пересматривать уже сверстанные программы товародвижения. При этом также не исключается необходимость внесения изменений или корректировки ранее составленного плана производства и реализации продукции.

На заключительной стадии разработки плана продаж составляется программа массовых перемещений товаров, оптимизируется схема размещения складских помещений и транспортных потоков, создаются календарные планы-графики подготовки товаров к отгрузке и выполнения поставок продукции потребителям. Правильное планирование продажи продукции на каждом предприятии обеспечивает комплексное решение следующих производственно-хозяйственных и финансово-экономических задач:

Ø своевременное выполнение производственных заказов с учетом степени их срочности;

Ø рациональное использование наличных материальных и трудовых ресурсов;

Ø сокращение материальных запасов и улучшение их оборачиваемости;

Ø оптимальное распределение перевозок по различным видам и типам транспортных средств;

Ø повышение качества выполнения работ и обслуживания потребителей.

В процессе выполнения основных стадий разработки плана продажи, или сбыта, продукции весьма важным является планирование товародвижения, в частности обоснование оптимальных каналов или схем движения товаров от производителя к потребителю. В современном маркетинге под планированием товародвижения понимается систематическое принятие планово-управленческих решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Важнейшей характеристикой эффективности выбранного канала товародвижения могут служить издержки сбыта, которые колеблются в зависимости от вида продукции и условий поставки. В России транспортные расходы составляют значительную часть конечной цены продукции и могут достигать 60-70%. При планировании сбыта экономисты-менеджеры должны уметь определять признаки дорогостоящей системы товародвижения и обеспечивать снижение издержек и повышение ее эффективности.

Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие решений о формах, методах и способах деятельности компании на стадии обращения продукции. Хороший план продвижения обеспечивает взаимодействие всех видов информации, рекламы, персональных продаж и стимулирования сбыта.

В осуществлении разработанного плана решающее значение имеет стимулирование сбыта, которое поможет привлекать покупателей и поддерживать приверженность к продукту или фирме высокой их ценностью и репутацией для потребителей товаров и услуг, планируемых к производству и продаже на существующих рынках сбыта.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.